ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ

Ондар О.М. 1, Никольская О.Л. 2
1Томский государственный педагогический университет
2Томский государственный педагогический университет, Сибирский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Интеллектуальное развитие является важнейшим фактором реализации всех видов деятельности человека. Интеллект – это психологическая способность любого человека, связанная с адаптацией к новым условиям посредством как обучения, так и связанная со способностью ассимилировать жизненный опыт. Младший школьный возраст характеризуется высоко прогрессирующим интеллектуальным развитием. В России проблемами развития интеллекта занимались – М.А. Холодная [6], в частности в ходе развивающего обучения В.В. Давыдов [1], Занков Л.В [3], Зак А.З.[2], Тихомирова Л.В.[5]. Исследования психологов доказали значимость начальной школы для интеллектуального развития ребенка. Необходимо так же учитывать взаимосвязи развития интеллекта с проблемами неуспеваемости младших школьников - О.Л. Никольская [4].

Целью экспериментальной работы являлось изучение проблемы интеллектуального развития, как основы успешного обучения младших школьников, для определения которого провели необходимую диагностику (методика Э. Ф. Замбицявичене, состоящая из 4 субтестов). Были выявлены особенности дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запас знаний испытуемых; характер операций обобщения и отвлечения, способности выделять существенные признаки предметов и явлений; способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями; особенности умения обобщать.

Исследование было реализовано на базе МБОУ НОШ с. Хову-Аксы в 4 «А» классе (22 ученика). Проанализировав ответы детей на тест, получили следующие результаты: I уровень – 18% (4 человека); II уровень – 64% (14 человек); III уровень – 14% (3 человека); IV уровень – 4% (1 человек). Исходя из полученных нами данных в экспериментальном классе, мы можем сделать вывод о том, что у большинства учеников в классе преобладает средний уровень интеллектуального развития. Нами разработан и апробирован комплекс упражнений, направленный на повышение уровня интеллектуального развития и способствующий улучшению успеваемости: задания и упражнения на развитие памяти, внимания, мышления и восприятия. Широко использовались наглядные материалы, игры, ребусы, кроссворды, считалки, скороговорки, так же задания, предполагающие самостоятельную работу, работу в парах и работу в группе. Данная система упражнений служила дополнением к ООП начального общего образования. На контрольном этапе эксперимента стало очевидным, что проведенная работа принесла положительные результаты – существенно повысился уровень познавательной активности детей на 11 % (до 25 %), лишь 18% детей имеют низкий уровень. Следовательно, разработанная и апробированная система упражнений и заданий для обучающихся 4 «а» класса действительно способствовала развитию как интеллектуальных способностей, так и повышению уровня обученности.

Полученные результаты предоставили возможность подтвердить характер влияния уровня интеллектуального развития на уровень успеваемости младших школьников. Действительно повышение уровня интеллекта неизменно приводит к улучшению успеваемости учащихся.

Список литературы

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г. 613 с.

2. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1994. 318с.

3. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. Кн.2: Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1990. — 424 с.

4. Никольская О. Л. Основы специальной педагогики и психологии. Дидактические факторы трудностей младших школьников в обучении: учеб. пос. Томск: ТГПУ, 2006. 92 с.

5. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. М.: Академия развития, 1999. 238 с.

6. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 264 с.

Просмотров работы: 49