Тренерская деятельность, как и любая другая педагогическая деятельность, характеризуется определённым стилем исполнения. Под понятием «стиль» в общем смысле подразумевается наличие некой устойчивой системы, способов и приёмов осуществления деятельности [3].
Цель работы – изучить и выявить преобладающий индивидуальный стиль деятельности тренеров в различных видах спорта.
Методы и организация исследования. В эксперименте приняли участие тренеры по разным видам спорта Свердловской области г. Екатеринбург в возрасте от 22 до 46 лет в количестве 14 человек. Исследование было направлено на выявление доминирующего индивидуального стиля деятельности тренера по различным видам спорта. Для выявления индивидуального стиля деятельности тренера был применён опросник «Индивидуальный стиль педагогической деятельности тренера», разработанный А.М. Марковой, Л.Я. Никоновой, 2009; модифицированный Е.В. Мельник и Е.С. Силич (Воскресенской), 2014. При разделении стиля в труде педагога в методике учитывались следующие признаки:
Содержательны характеристики стиля (преимущественная ориентация тренера на процесс или результат своего труда);
Развертывание тренером ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своём труде;
Динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и т.д.);
Результативность (уровень знаний и навыков учения у воспитанников, а также их интерес к предмету).
На основе этого было выделено четыре стиля педагогической деятельности: эмоционально-импровизационный стиль (ЭМС), эмоционально-методический стиль (ЭМС), рассуждающе-импровизационный стиль (РИС), рассуждающе-методический стиль (РМС)[4].
Результаты исследования.
В таблице 1 показаны результаты исследования изучения индивидуального стиля деятельности у тренеров различных видов спорта.
Таблица 1 - Результаты исследования доминирующего индивидуального стиля деятельности тренера в группе испытуемых
№ |
пол, возраст |
вид спорта |
ЭИС |
ЭМС |
РИС |
РМС |
1 |
33,ж |
Баскетбол |
47 |
68 |
71 |
75 |
2 |
22,ж |
Фигурное катание |
33 |
44 |
53 |
56 |
3 |
23,ж |
Лыжные гонки |
33 |
60 |
71 |
94 |
4 |
23,ж |
Баскетбол |
53 |
72 |
65 |
94 |
5 |
30,ж |
Дзюдо |
53 |
72 |
59 |
69 |
6 |
37,ж |
Дзюдо |
47 |
64 |
88 |
69 |
7 |
37,ж |
Дзюдо |
40 |
56 |
76 |
69 |
8 |
22,ж |
Лёгкая атлетика |
40 |
56 |
59 |
56 |
9 |
24,ж |
Футбол |
40 |
72 |
71 |
75 |
10 |
22,ж |
Тхэквондо |
73 |
72 |
82 |
69 |
11 |
46,м |
Тхэквондо |
91 |
82 |
99 |
86 |
12 |
35,ж |
Тхэквондо |
53 |
64 |
47 |
62 |
13 |
46,ж |
Тхэквондо |
60 |
68 |
77 |
81 |
14 |
22,м |
Футбол |
53 |
68 |
76 |
88 |
Согласно таблице 1 можно отметить, что у тренеров по различным видам спорта чаще всего встречается рассуждающе-методический стиль - 50%.
Эмоционально-импровизационный (ЭИ) стиль не встречается у специалистов в сфере спорта. Рассуждающе-импровизационный (РИ) стиль имеет 36% исследуемых тренеров. Эмоционально-методический (ЭМ) стиль имеют небольшой процент опрошенных – 14%.
Подводя итоги, хочется отметить, что половина опрошенных тренеров имеют рассуждающе-методический стиль, т.е. обладают высокой методичностью, тщательно составляют план тренировки. Педагог с таким стилем деятельности консервативен в выборе средств и способов педагогической деятельности, менее эмоционален, чем педагоги с другим стилем деятельности, больше слушает, чем говорит. В тоже время в ходе проведённого опроса удалось установить – тренеры больше ориентированы на результат обучения, нежели на его процесс.
Библиографический список
Вяткина, З.Н. Индивидуальный стиль деятельности учителя на уроке в зависимости от свойств нервной системы // Темперамент и спорт /З.Н. Вяткина. – Пермь, 1976. Вып. 3. С.99-117.
Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П Ильин. – СПб.: Питер, 2011. 352 с.
Ильина Н.Л. Психология тренера: учебное пособие /Н.Л.Ильина. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2016. – 109 с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2 / Е.И.Рогов. – М ., 1999.