Биографический очерк о полководце А.В. Суворове - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Биографический очерк о полководце А.В. Суворове

Кардангушев З.А. 1, Ершова О.В. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Александр Васильевич Суворов родился в 1730 г. в Москве в семье военного. Будущий полководец еще в детстве из рассказов отца, служившего при Петре I, познакомился с боевыми подвигами русской армии в войне со Швецией 1700–1721 гг. Под влиянием этих рассказов у Суворова рано появился интерес к военному делу, который в последствии перерастет в настоящую страсть.

Военную службу Суворов начинает солдатом в Семеновском полку. В 1747 г. он был произведен в капралы, а в 1754 г. становится поручиком. В первый период полководческой деятельности (до 1774 г.) Суворов получил огромную практику не только командования подразделениями в мирное и военное время, но и выполнял административно-хозяйственный поручения.

В 1758 г. Суворов попадает в Пруссию, где Россия воевала с Фридрихом II. Здесь, как говорил сам Суворов, он «присматривался к войне», вырабатывал боевую сноровку и, главное, накапливал боевой опыт. По окончании Семилетней войны в 1762 г. Суворов за отличную службу произведен в полковники и назначен командиром Астраханского, а затем Суздальского полка. Командуя этими полками (1763–1768), он обобщил опыт, накопленный русскими войсками в ходе Семилетней войны, что нашло свое отражение в «Полковом (суздальском) учреждении», написанном Суворовым в этот период. Здесь Суворов сформулировал требования учить войска тому, что требуется на войне, вырабатывать в них смелость, решительность и инициативу. Главной целью обучения и воспитания Суворов считал выработку умения действовать в бою в различных условиях местности, в любое время года и суток. Одновременно Суворов освобождал солдат от бесполезных вещей, обязанностей, муштры и шаблонных действий, мешавших настоящей боевой подготовке.

Уже во время войны с польскими конфедератами, где на стороне России воевали Австрия и Пруссия, выявились преимущества русского военного искусства над линейны способом ведения боя пруссаков и австрийцев (1768–1772).

Так постепенно вырабатывалось суворовское военное искусство. К его важнейшим элементам относятся: быстрота маршей, решительность действий, широкая инициатива подчиненных, частые штыковые атаки в сомкнутых боевых порядках, подготовляемые часто прицельным огнем егерей, и неотступное преследование противника. Все эти элементы приносили плоды вплоть до 1800 г. А на Западе они появились намного позже.

Всеобщую известность и уважение Суворов получил в период русско-турецких войн 1768–1774 и 1787–1791 гг. В период с 1768 по 1774 г. заканчивается первый этап военной деятельности Суворова. Здесь Суворов проявил себя новатором в области подготовки войск. И в области тактики. Новаторство его питалось глубоким знанием военного дела, военного искусства и морально-волевых качеств русского солдата. Уже на этом этапе Суворов обогащает военное дело новыми принципами и методами воспитания войск, обобщенные в «Полковом (суздальском) учреждении». В это же время Суворов своей практической боевой деятельностью и теоретическими работами показал устарелость и порочность линейной тактики, пассивно-оборонительных действий, господствующих в западноевропейских армиях.

Но, как известно, Кучук-Кайнарджинский мир не разрешил основных внешнеполитических задач России, он лишь на время отодвинул борьбу за Черное море, и, так называемую, турецкую проблему. Уже в 1787 г. начнется новая русско-турецкая война.

На этом этапе полководческой деятельности Суворов выполнял не только тактические, но и стратегические задачи, часто влиявшие на войну в целом. Возмужавший полководческий талант дал ему возможность применять новые тактические приемы, вносить новые элементы в ведении войны в целом. Ярким примером служат победы полководца при Фокшанах – 21 июля (1 августа) 1789 г., при Рымнике – 11 (22) сентября того же года, где 25 тыс. суворовских солдат разбили 100 тыс. турок. Эта победа не была использована Потемкиным на все 100%, но позволила удержать в союзе колеблющихся австрийцев. За эту победу русский военачальник получил титул графа Рымнинского. Но из-за отказа Потемкиным Суворову в преследовании турецкой армии, последовал тяжелый и славный штурм турецкой твердыни – крепости Измаил.

Отношения Суворова и Потемкина заслуживают особого внимания. Подтверждением этому служат письма Суворова. Эти письма точно изображают характер Суворова, его отношение к людям. Официальные власти пытались предать их отношениям негативную окраску. Это было вызвано тем, что отношение императора к полководцу менялось. Надвигалась полоса реакции. В армии вновь насаждалась муштра и палочная дисциплина. Потемкина обвиняли в зависти, а самого Суворова в излишнем самолюбии и гордости. Это были намеки на то, что появление у Суворова сильного и корыстного врага в лице Потемкина есть ничто иное, как изменение отношения императора к великому полководцу, и не в лучшую сторону.

Деятельность Суворова под Измаилом, продолжавшаяся всего несколько дней, имела огромное значение для развития военного искусства. Штурмом Измаила он совершил буквально переворот в приемах борьбы с крепостями, которыми овладевали длительными осадами или инженерными приемами, требовавшими много сил и времени. Суворов же подготавливает штурм артиллерией, и берет крепость открытой атакой. Этот переворот в военном искусстве ему удалось сделать только потому, что он задолго до этого разработал теорию и практику нового метода штурма, в котором решающая роль отводилась артиллерии.

Такой метод не применялся на Западе. Наемные и вербованные армии были неспособны на открытый штурм крепости. Поэтому там применялась инженерная атака. Поклонники западных «авторитетов» в России насаждали этот прием в русской армии, которая, в отличие от западноевропейских армий, могла действовать иначе. Суворов, понимая это, разработал новый метод взятия крепостей. Реакционные генералы доказывали, что этот штурм приведет к неизбежно огромным потерям, и неудачам. Штурм Измаила опроверг это: русская армия при штурме потеряла меньше, чем, когда она осаждала крепость до прибытия Суворова.

После одержанных побед в русско-турецких войнах, Суворов проявил себя, работая по укреплению русских границ в Финляндии (1791–1792), а затем, во втором польском походе (1794), где он опять в тяжелейших условиях борьбы находит новые способы ведения боевых действий для достижения победы.

На втором этапе полководческой деятельности, длившемся более двадцати лет, Суворов решает крупные стратегические задачи, которые оказывали решающее значение на исход кампании и войны в целом, и проявляет себя новатором в области тактики. Суворов в области военного искусства – в этот период – не ограничивается только его практической стороной. Он обобщает опыт, накопленный русской армией, в замечательном произведении русской военно-теоретической мысли кон. XVIII в. – в «Науке побеждать».

Несмотря на все заслуги Суворова в развитии военного искусства, официальные круги царской России враждебно относились к его передовым идеям. При царствовании Павла I усилилась реакция, и преклонение перед прусскими обычаями. А это повлекло враждебное отношение к суворовским традициям и непосредственно к нему самому. Павел I изгнал прославленного фельдмаршала из армии и сослал его в небольшое село Кончанское в 1797 г.

Вскоре, однако, опальный полководец потребовался Павлу I, который присоединился ко второй антифранцузской коалиции. По настоятельной просьбе союзников Павел назначает Суворова командующим русской армии, отправленной в Италию. А вскоре Суворов становится командующим союзными русско-австрийскими войсками.

Так начинается последний этап его полководческой деятельности, продолжавшийся всего около года. Но именно этот этап является апогеем расцвета полководческого таланта Суворова. В 1799 г. Суворов отправляется в Италию. Он был хорошо ориентирован в обстановке: даже находясь в ссылке, он следил за международной ситуацией, за действиями французской армии. И, несмотря на то, что ему впервые предстояло встретиться с буржуазной армией, он уже отлично знал ее сильные и слабые стороны. Даже, несмотря на кинжальное предательство австрийцев, Суворов с честью вышел из сложного положения. За свой титанический труд Суворов, все-таки, был удостоен звания генералиссимуса российских войск (28 октября 1799 г.). После этого, 3 февраля 1800 г., он сдал командование и выехал в Кобрин. Даже после Итальянского и Швейцарского походов, нападки Павла I на престарелого полководца не прекратились. К тому же, после походов резко ухудшается состояние здоровья военачальника. О своем болезненном самочувствии Суворов пишет Д.И. Хвостову, Ф.В. Ростопчину и др. [3, с. 450-452]. Действительно, здоровье полководца с каждым днем ухудшалось. Особенно негативно подействовала на него последняя придирка Павла I – 20 марта 1800 г. [3, с. 455].

Суворову было без малого 70 лет, когда 6 мая 1800 г. великий русский полководец скончался в Петербурге. Он был похоронен 12 мая 1800 г. в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. Суворова не стало. На некоторое время его богатейшее наследие было отброшено в сторону реакционными деятелями царской России, но это пренебрежение суворовским талантом, обрушилось на Россию Тильзитским миром и окончательно ударило по сторонникам пруссачины Парижским трактатом 1856 года, где Россия была изолирована и унижена.

Список литературы

1. Гейсман, П.А. «Конец Польши» и Суворов. V. 1-я Польская (конфедератская) война 17681772 гг. Участие в ней Суворова [Текст] / П.А. Гейсман. СПб., 1900.

2. Суворов, А.В. Письма [Текст] / А.В. Суворов. М.: Наука, 1986.

3. Суворов, А.В. Сборник документов [Текст] / А.В. Суворов. – Т. 4. – М.: Воениздат, 1949.

4. Суворов, А.В. Наука побеждать [Текст] / А.В. Суворов. – М.: Воениздат, 1980.

Просмотров работы: 26