Социально-психологическая поддержка детей в трудной жизненной ситуации - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Социально-психологическая поддержка детей в трудной жизненной ситуации

Селуянов А.В. 1
1Ульяновский Государственный Педагогический Университет имени И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в России наблюдается неблагоприятная демографическая ситуация в стране, наблюдаются негативные тенденции в сфере семейных отношений: многие, особенно молодые, семьи распадаются, появляются «ненужные» дети у несовершеннолетних мам, достаточно большое число «отказных» детей и подкидышей. Может произойти тенденция роста количества детей, изъятых у родителей органами опеки и попечительства, когда пребывание ребенка в семье становится опасным для его жизни и здоровья.

По данным Федерального статистического наблюдения всего сирот на конец 2018 года – 559 129 детей, это 1,92% от всего детского населения России (в 2016 г. – 586 639 чел. (2,02%)).

В Федеральном законе от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в статье 1 дано понятие:

- Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации,  дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи [1].

Государство помогает в решении многих проблем детей в трудной жизненной ситуации. Несмотря на это, проблема развития личности ребенка, воспитывающегося без родителей, остается актуальной для нашей страны.

Сиротство в России  это одна из острых психосоциальных проблем. И как показывает практика, судьба детей-сирот в большинстве случаев носит печальный характер. Решение обозначенной проблемы предполагает не только своевременную социально-психологическую поддержку и сопровождение этой социальной категории граждан страны, но и эффективную профилактику среди разных слоев населения.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, входят в общую категорию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которую разные ученные трактуют по-разному, далее мы рассмотрим варианты этого понятия.

Целью проведенного исследования являлось изучение социально-психологической поддержки детей в трудной жизненной ситуции, из учреждения интернатного типа.

Исследование социально-психологической поддержки детей в трудной жизненной ситуации, проводилось на базе учреждения интернатного типа. В исследовании принимали участие воспитанники реабилитационного центра находящиеся в трудной жизненной ситуации. Это были дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте и другие дети относящиеся к группе риска 14-17 лет, разного пола.

В работе использовались следующие методы тестирования:

методика исследования самооценки личности С.А. Будасси;

методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона;

методика «Личностная конфликтность и агрессивность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева.

Так, адекватный уровень самооценки был характерен только для 23,6% детей в группе риска.

Неадекватный уровень самооценки был характерен для большинства (76,4%) детей в трудной жизненной ситуации: у 51% – она была заниженной; у 18,2% –недифференцированной; у 5,4% – неадекватно завышенной и у 1,8% – неадекватно заниженной.

Почти для половины детей, принявших участие в исследовании, был характерен, как преобладающий, высокий уровень субъективного ощущения одиночества. Он диагностировался у 47,3% лиц. 23,6% подростков из группы имели средний показатель по уровню субъективного ощущения одиночества. Лишь для 29,1% детей-сирот был характерен низкий уровень ощущения одиночества.

Изучение личностной конфликтности и агрессивности позволило выявить, что 65,4% детей, характеризуется высоким уровнем бескомпромиссности; 51% – высоким уровнем обидчивости; 49,1% – высоким уровнем подозрительности; 45,5% – высоким уровнем мстительности и 45,5% – высоким уровнем вспыльчивости.

Для достоверности различий изучаемых показателей между подростками был проведен статистический анализ с помощью расчета t-критерия Стьюдента. В результате были обнаружены различия на высоком уровне статистической значимости по таким показателям, как «уровень самооценки», «уровень ощущения одиночества», «вспыльчивость», «напористость», «бескомпромиссность», «обидчивость», которые были достоверно высокие у детей в трудной жизненной ситуации. Также, у них были обнаружены высокие результаты по статистическим показателям: «нетерпимость к мнению других»,  «неуступчивость», «мстительность», «подозрительность».

Таким образом, социально-психологическая поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации будет эффективно при условии, разработок индивидуальных социально-психологических программ. Эмпирическое исследование показало наличие статистически значимых проблемных полей показателями самооценки, субъективного ощущения одиночества, параметрами конфликтности и агрессивности у детей в трудной жизненной ситуации.

Учитывая результаты исследования выявленных социально-психологических особенностей детей подросткового возраста, была разработана программа социально-психологической работы с подростками, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, по коррекции уровней самооценки, чувства одиночества, уровней конфликтности и агрессивности. Программа включала 10 занятий, каждое из них содержало элементы психодрамы, интерактивные упражнения, рефлексию, задания для самостоятельной работы над собой.

Целью Программы было создание условий для полноценного социально-психологического развития личности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Задачами программы являлось: отреагирование (выплеск, снятие) негативных эмоций; обучение приемам регуляции эмоционального состояния; формирование позитивного отношения к себе; повышение уровня социально-психологической адаптированности.

Для оценки результативности коррекционной программы было проведено повторное изучение уровней выраженности изучаемых показателей у детей в трудной жизненной ситуации, из учреждения интернатного типа.

В результате проведенных занятий у детей произошло повышение показателей уровней самооценки, снизились показатели субъективного ощущения одиночества, агрессивности и конфликтности.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная Программа социально-психологической коррекции эмоциональной сферы подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, дала положительные результаты, которые будут способствовать оптимизации у них эмоционального состояния, повышению уровня социальной адаптированности, формированию позитивного образа «Я».

Полученные позитивные результаты доказывают необходимость дальнейшей целенаправленной коррекционной работы с данной категорией подростков.

Литература:

Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», статья 1.

Маглыш, В.А. Социально-педагогические основы охраны и защиты детства: учеб. - метод. пособие / В.А. Маглыш; БГПУ. – Минск: БГПУ, 2009. – 119 с.

Кулигина, И. И. Психология социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей / И. И. Кулигина // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях сб. науч. трудов по итогам международной научно-практической конференции № 2. Санкт - Петербург, 2015. – C. 259-260.

Лаврёнова, Т. И. Социальное сопровождение и поддержка детей в трудной жизненной ситуации / Лаврёнова Т. И., Лыгина М. А. // Социосфера. - 2011. - № 3. – C. 55-56.

Липский, И. А. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сфере: Учебное пособие / Под ред. И. А. Липского - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. - 384 с.

Просмотров работы: 14