В современных условиях нашего государства, когда каждый гражданин должен хорошо ориентироваться во всем многообразии возрастающих требований со стороны государственных институтов, учреждений социальной инфраструктуры и производства, проблема подготовки воспитанников к самостоятельной жизни становится одной из главных проблем социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения. Анализ проблемы сиротства приводит к пониманию того, что специфические особенности нахождения ребёнка в учреждениях интернатного типа обуславливают актуальность создания специальных условий и правильно организованного социально-педагогического сопровождения, способствующего успешной социализации для интеграции воспитанников в социум.
По данным официальной статистики, из 800 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 90 % являются социальными сиротами, то есть сиротами при живых родителях. Число детей-сирот, воспитывающихся именно в детском доме, растёт с каждым годом. Из 100% сирот, покинувших учреждения интернатного типа 90% не социализированы в обществе. Дети, покинувшие стены интернатного учреждения, сталкиваются с различными трудностями: получение жилья, образования, поиск работы, рациональное пользование деньгами, принятие самостоятельных решений и т.д. Все эти навыки дети, выросшие в традиционной семье, приобретают постепенно, по мере взросления, копируя поведение родителей, бабушек, дедушек, старших братьев и сестер. Воспринимая общепринятую вокруг них среду как норму поведения. У воспитанников учреждений интернатного типа, лишенных семейного воспитания, никаких осознанных привычек, как правило, не наблюдается: – только 10% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения адаптируется к условиям самостоятельной жизни.
Рассмотрим сущность и содержание следующих понятий:
Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" «Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы…» [1].
Социально-педагогическое сопровождение представляет собой совместное движение (взаимодействие) социального педагога (сопровождающего, субъекта сопровождения) и воспитанника, его родителей (сопровождаемого, объекта сопровождения), на основе прогнозирования перспектив поведения и самопроявления объекта в ситуации развития, направленное на создание условий и обеспечение ему наиболее целесообразной помощи или поддержки, разрешения возникшей проблемы и трудности в общении, успешном продвижении в обучении, жизненном и профессиональном самоопределении (уходе, развитии и воспитании ребенка), поиск способа ее преодоления, а также побуждение к самостоятельности и активности в этом. [3, с.54]
Интернатные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, относятся к институтам социализации. Под институтами социализации понимаются учреждения, организации и социальные институты, в которых личность перенимает социальные нормы и ценности, правила поведения, которые присущи конкретному обществу.
Виды интернатных учреждений в Российской Федерации:
дома ребенка;
социальные приюты для детей и подростков;
детские дома;
детские дома семейного типа;
школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
специальные (коррекционные) школы интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В словаре терминов по общей и социальной педагогики социализация – это процесс становления личности. В процессе этого становления происходит усвоение человеком языка, социальных норм, установок, ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, социуму, группе, и воспроизводство им социальных связей. Социализация рассматривается как процесс и результат. Социализация как процесс – особенности социального становления личности. Социализация как результат – характеристика социального становления человека в соответствии с его возрастными особенностями или уровнем развития. [4]
В словаре социального педагога дается следующее определение. Социализация – это процесс усвоения человеком социального опыта, обусловленный комплексом социально-экономических, социально-психологических, психолого-педагогических факторов, включающих личность в систему общественных отношений. [6]
Выделяют два основных типа социализации:
первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976):
1. Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года). На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.
2. Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, говорить. Родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, знакомят с правилами поведения.
3. Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д.
4. Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности в соответствии с программой учебного заведения, расширению кругозора. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.
5. Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении. [8]
Сапожникова Т.И., Логинова Е.Н. отмечают, что главной особенностью воспитанников детских домов является замещение одного из основных институтов социализации – семьи – учреждением. Это приводит к деформации процесса социализации, последствия которой становятся очевидными уже в первые годы жизни ребенка, воспитывающегося вне семьи. [5, c.77]
По мнению Абельбейсова В.А., вследствие этого возникают условия, которые рассматриваются как факторы, затрудняющие социально-педагогическое сопровождение социализации, а именно:
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения, вынуждены ориентироваться на официально принятые нормативы, которые часто носят условно-атрибутивный характер, категоричны или односторонни;
большинство воспитанников имеют отклонения физического здоровья и в психическом развитии; число детей с отклонениями в развитии, по данным разных исследований, составляет 70-80 %, причем, чаще всего это – задержка психического развития.
ярко выражен дефицит индивидуализированного общения со взрослыми;
ограничение социальной активности воспитанников;
недостаточное включение детей в разные виды практической деятельности,
ограничение сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта;
общение со сверстниками имеет «принудительный» характер; необходимость адаптироваться к большому числу сверстников, приводящая к эмоциональному напряжению и тревожности у детей, усиливающая агрессию;
регламентация жизнедеятельности ребенка, ограничение личного пространства и выбора, которое приводит к подавлению самостоятельности и инициативности, ответственности за свои поступки, затруднению саморегуляции личности и развития внутреннего самоконтроля;
дефицит установок и образцов социального поведения для подражания и усвоения, вызывающий затруднения в усвоении и воспроизводстве социального опыта;
ограничение контактов ребенка с более широкой социальной действительностью, так как учреждения интернатного типа находятся в некоторой изолированности и отстраненности от реальной жизни, вследствие чего у воспитанников формируется недоверие и страх внешнего мира;
в условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское «мы», воспитанники делят мир на «своих» и «чужих». От «чужих» они все вместе готовы извлекать свои выгоды. У них своё особое отношение ко всем «чужим» и «своим» [2, c.53].
Эти причины определяют особенности детей, которые воспитываются в детских домах, наиболее ярко проявляющиеся у выпускников. Для последних характерны следующие черты, выраженные в той или иной степени:
иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах;
трудности в общении там, где это общение свободно, произвольно, где требуется строить отношения;
инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы;
перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения – без достаточного противовеса положительных ценностей и образцов успеха;
при отсутствии стабильности в сегодняшних условиях происходит сильное усугубление, нагнетание неуверенности в себе, в своем будущем, агрессии по отношению к внешнему миру.
Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в социум должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребёнком комплекса социальных ролей, норм, правил и ценностей, а также всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни, в том числе – работа по семейному воспитанию, нравственно-эстетическому, правовому, медико-педагогическому, трудовому развитию.
Работа по социально-педагогическому сопровождению социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения в условиях учреждения интернатного типа успешна и эффективна в том случае, если она будет проводиться непрерывно, последовательно, с учетом возрастных, психических, физических особенностей детей.
Список литературы
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/ (дата обращения: 09.02.2020)
Абельбейсов, В.А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социология образования, 2011. – № 7. – С. 51-56
Бегидова С.Н., Морозова И.В. Педагогические условия формирования социального опыта у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей//Вестник Адыгейского государственного университета, 2015. – № 3. – С.53-56.
Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006. [электронный ресурс]. URL: http://niv.ru/doc/dictionary/social-pedagogy/index.htm (дата обращения: 09.02.2020)
Сапожникова Т.И., Логинова Е.Н. Социализация воспитанников детских учреждений: особенности становления сироты как личности //Социология, 2013. – №4. – С. 77-82.
Словарь социального педагога [электронный ресурс]. URL: http://didacts.ru/slovari/slovar-socialnogo-pedagoga.html (Дата обращения: 09.02.2020)
Социологический словарь [электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/social_dict (Дата обращения: 09.02.2020)
Социализация личности в обществе [электронный ресурс]. URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socializaciya-lichnosti.html (Дата обращения: 10.02.2020)