ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Матяш М.Р. 1, Литвинова Е.Р. 1
1НГГТИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В нашу современную эпоху проблема влияния учителя на формирование личности студента (далее - специалиста) очень актуальна. Образование сегодня — это очень творческое дело, открывающее новые горизонты для развития культуры. Взаимодействие культуры и образования - очень сложный процесс, без которого невозможно развитие среднего и высшего образования, а также личностные и творческие достижения учителя и ученика.

Использование интерактивных форм управления обучающихся в учебном процессе, внедрение инновационных технологий обучения, создает успешный путь для реализации основной зада чи грамотного подхода: формирование у студентов умения применять свои знания, личные навыки и качества для успешной профессиональной деятельности. Но, несмотря на многочисленные учебные пособия, сегодня, как и прежде, основным фактором качества образования в целом и формирования соответствующих навыков у будущих специалистов, в частности, является учитель, носитель знаний. Инновационные методы в системе образования наглядно демонстрируют универсальность профессиональной деятельности современного учителя. Эти методы требуют от него удовлетворения как традиционных требований к качествам его личности и профессиональной компетентности, так и нового педагогического мышления. [5]

Стоит отметить, что преподаватель, который преподает эту специальность, очень сильно влияет на отношение учащихся к изучаемой дисциплине и предметам. Основной задачей преподавателя является умение вовлекать учащегося в учебный процесс, а не заставлять его участвовать. Принуждение и всевозможные угрозы приводят к неудовлетворенности и равнодушию, ведут к снижению производительности обучаемого или к нежеланию учиться. Именно преподаватель своими личными и профессиональными качествами способен развить в обучающихся тягу к познанию, получению и освоению новых знаний, раскрыть их инициативность и творческий подход к решению задач. Можно сказать, что учитель является организатором и лидером образовательного процесса в образовательном учреждении. Педагогическое влияние учителя на учеников осуществляется как в классе, так и в результате общения с ними вне класса. Это выражается в воздействии на мысли и слова преподавателя, на всю его личность, поведение и отношение к людям. Сознательная работа педагога, который обучает студентов, передает им все свои знания и опыт, заботится о том, чтобы воспитать в них нравственные качества, необходимые для личностного развития в профессиональной сфере, оставляет глубокий след в жизни студентов. Это приносит большое удовлетворение и радость учителю за его иногда тяжелую работу.[3]

Мы считаем, что учитель несет большую ответственность за формирование личности учащегося как специалиста, поскольку конечным результатом работы учителя является полностью развитая личность, то есть профессионал. Для решения этой проблемы, на мой взгляд, необходимо привить учащимся любовь к выбранной ими деятельности. Я думаю, что нужно выдвигать определенные требования к преподавателю:

Во-первых, преподаватель обязан отличаться принципиальностью, честностью, добросовестным отношением к выполнению поставленных задач и своим обязанностям. Его слова не должны расходиться с поступками и делами как на работе, так и повседневной жизни. Ведь только в этом случае преподаватель может воспитать у обучающихся цельность личности.

Во-вторых, преподаватель должен в совершенстве знать свой предмет, владеть профессиональными навыками и умениями. Ведь все мы знаем, что лишь квалифицированный специалист пользуется авторитетом у обучающихся. Знания преподавателя не должны ограничиваться рамками программы и учебника, они должны быть значительно масштабнее и шире. Именно поэтому преподаватель должен систематически трудиться над повышением своей квалификации, быть в курсе новейших достижений науки, инновационных технологий и техники по специальности.

В-третьих, не стоит забывать о том, что преподаватель не только обучает обучающихся по определенному предмету или специальности, но и всесторонне воспитывает их. И именно поэтому преподаватель сам должен быть высококультурным и всесторонне образованным человеком. И кроме знаний по своей дисциплине преподаватель должен уметь хорошо ориентироваться дополнительно в других отраслях науки. Ведь без этих знаний могут возникнуть трудности в общении со обучающегося и, будет сложнее отвечать на их вопросы и давать квалифицированные советы. А это нужно для проведения уроков, для организации кружковых занятий и для бесед со обучающегося.

В-четвертых, культура педагога-воспитателя должна проявляться в его опрятности, речи, в осанке и движениях, в умении сдерживать себя в самых сложных и необычных ситуациях учебно-воспитательного процесса.

В-пятых, для обучения и воспитания будущих специалистов обязательным условием успешной педагогической деятельности также является понимание и любовь к ученикам, знание их особенностей и их внутреннего мира.

Также не стоит забывать о том, что преподаватель должен обладать способностями к педагогической работе, которые должны проявляться в его педагогическом творчестве, изобретательности при организации и проведении учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов. Способности преподавателя являются предпосылками для овладения им педагогического мастерства. Не стоит забывать и о педагогических способностях, которые предполагают умение учителя быстро ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке учебно-воспитательного процесса и принимать соответствующие как важные и непредвиденные, так и обычные решения. [3]

Еще важно то, может ли преподаватель постоянно чувствовать себя уверенно на занятиях, а именно - управлять своими эмоционально-волевыми качествами. Ведь эта уверенность зачастую передается учащимся, вызывает у них стремление знать и уметь больше, положительно отражается на отношении обучающихся к учебе. А если все-же педагог относится к своей работе без должного внимания, то у обучающихся снижается интерес к занятиям.[1]

Помимо выше перечисленных качеств преподаватель должен обладать особым педагогическим тактом - это позволяет сочетать высокую требовательность к учащимся с чуткостью, всегда сохранять самообладание и выдержку. Быть в меру добрым и в ту же меру строгим. Это качество помогает выработать у будущих специалистов твердость характера, умения подчинять своему влиянию людей, с которыми он будет работать в будущем. [4] Не мало важно подлинное уважение к студенту, ведь это основа формирования компетентной личности в профессиональном, культурном и социальном плане. Поэтому в настоящее время формирование позитивного имиджа преподавателя становится актуальной проблемой, основная задача которого состоит в подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов. На предприятиях повысились профессиональные требования к кандидатам на вакантные должности. В условиях формирования рыночных отношений изменились целевые установки к среднему профессиональному образованию: это уже не обеспечение потребностей государства специалистами различных профессий, а удовлетворение различных потребностей личности ради развития и самореализации, а также обеспечения ее конкурентоспособности на рынке труда с целью получения высокооплачиваемой и интересной работы. [4] А быть конкурентоспособным может только высокоразвитая личность, специалист. К основным качествам высокоразвитой личности относятся: уверенность в собственных силах; доминирование эмоций радости; склонность к риску; отсутствие боязни показаться странным и необычным; отсутствие комфортности; хорошо развитое чувство юмора; любовь к фантазированию и построения планов на будущее, открытость (по отношению другим и новому); терпимость; развитость интуиции; стрессоустойчивость; оптимизм как философия жизни и т. п. Из мыслительных личностных качеств следует особо выделить такие: аналитичность; рефлексивность; быстрота реакции; креативность; наблюдательность; критичность мышления; целостность мышления. Из поведенческих - коммуникабельность, инициативность, предприимчивость, способность к импровизации, способность к релаксации, способность идти на риск, способность руководить и подчиняться, ответственность. Личностные качества формируются как под влиянием внутренних факторов, зависящих от самой личности (ее направленности, способностей, характера и самоконтроля), так и внешних, зависящих от окружающей среды, в которой находится личность, воспитательного влияния преподавателя. Только тот преподаватель, который уважает, в первую очередь, себя и свою профессию, может уважать своих обучающихся, и, следовательно, быть для них и учителем, и наставником, и образцом поведения. [5] Преподаватель, знающий и любящий свою деятельность, увлеченный своим предметом, вызывает искреннее уважение со стороны обучающихся, формирует у них высокий уровень мотивации не только к познанию самого предмета, но и во многом помогает изменить их отношение к самим себе. Поэтому решающим фактором в подготовке высококвалифицированного специалиста является личность преподавателя, его идеи.

Список используемых источников:

Сокольская М. В. Личностное здоровье профессионала. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008.

Сокольская М. В. Субъективное благополучие обучающихся - парадоксы особенностей профессионального образования // Гуманитарность современного образования: психолого-педагогические парадоксы: сб. науч. тр.. Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2009.

Сокольская М. В. Личностное здоровье профессионала: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Хабаровск,2012

Сыманюк Э. Э. Психология профессионально-обусловленных кризисов. М.: Воронеж, 2004.

Яницкий М. С. Основные психологические механизмы адаптации обучающихся к учебной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. Кемерово, 1995.

Яницкий М. С. Модификация методики Р. Инглхарта для изучения ценностной структуры массового сознания // Сибирская психология сегодня: сб. тр. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.

Просмотров работы: 41