Участие в волонтёрской (добровольческой) деятельности как способ социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Участие в волонтёрской (добровольческой) деятельности как способ социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья

Брик Д.И. 1
1Забайкальский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, одобренную Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2006 года. Конвенция направлена на защиту прав инвалидов, борьбу с их дискриминацией и обеспечение полного участия людей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества. В нашем государстве лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) законодательно защищены. Обладая большим потенциалом человеческих возможностей, такие люди при создании благоприятных условий могут эффективно совершенствовать и реализовывать свои способности на пользу обществу. Только в этом случае можно будет говорить об успешной социализации людей с ОВЗ.

Социализация – процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знанияминавыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе [1].

Одной из эффективных форм социализации студентов вуза с ОВЗ является их участие в волонтерской деятельности, главная цель которой – вовлечь студентов с ограниченными возможностями здоровья разных групп инвалидности в добровольческий процесс. В результате чего доброволец выходит из зоны комфорта и начинает расширять свой круг знакомств, при этом участвуя, в мероприятиях в других городах и даже странах волонтёр знакомится со своими единомышленниками, с которыми в будущем остаются дружеские отношения. Ещё одним плюсом участия в добровольческой деятельности является значительное расширение, портфолио которое может стать весомым плюсом при поступлении в учебные заведения и трудоустройстве на работу.

Инклюзивное добровольчество – это те, кто сам когда-то нуждался в помощи. Главная цель этого направления – вовлечь студентов с ограниченными возможностями здоровья разных групп инвалидности в добровольческий процесс. Инновационные технологии это принципиально новые способы, совокупность методов, осуществляемых в каком-либо процессе. Ведь как ни сами студенты, которые когда-то были в такой же ситуации, могут увидеть проблему и помочь её решить [2].

В настоящее время в ЗабГУ обучается более 90 студентов с ОВЗ и инвалидностью на 11 факультетах вуза. В университете с 2016 года работает РЦИО. Целью этого центра является обеспечение безбарьерной образовательной среды для студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, создание специальных условий, направленных на обеспечение подготовки квалифицированных кадров из числа инвалидов и лиц с ОВЗ по всем направлениям подготовки (специальностям) университета.

Одним из направлений работы РЦИО является вовлечение студентов с ОВЗ в волонтёрскую деятельность. Именно поэтому на базе РЦИО функционирует Студенческий социально-педагогический отряд «Ойкос». Одним из направлений работы отряда является инклюзивное. Именно поэтому в состав отряда входят студенты с ОВЗ разных нозологий. Отряд занимается организацией и проведением адаптивных спортивных мероприятий, проведением онлайн конференций с международным участием, инклюзивных квестов и флешмобов. Также активисты отряда Ойкос, совместно с созданной в 2017 году Первичной организацией студентов с инвалидностью ЗабГУ и при поддержке работников РЦИО проводит набор и участвуют в обучении в Школе Инклюзивного Волонтёрства (ШИВ) для всех желающих, толерантных и мотивированных оказывать помощь всем категориям нуждающихся, обучать подрастающее поколение на личном примере умению создавать и притворять в жизнь все задуманные планы.

Планированием занятий ШИВ занимается непосредственно директор РЦИО Сергей Кохан. Целью деятельности ШИВ ЗабГУ является развитие инклюзивного волонтёрства в Забайкальском крае. Программа обучения составлена таким образом, что в течении месяца волонтеры изучают теоретические основы работы с людьми имеющими нарушения здоровья различных возрастных групп, а после закрепляют полученные знания на практических занятиях.

ШИВ дает возможность добровольцам: познакомиться с распространенными практиками инклюзивного добровольчества не только в крае, стране, но и за рубежом. Его возможностями, получением новых знаний, практик. Реализация собственных инициатив через участие в добровольческих акциях и мероприятиях. Особо надо отметить учебу добровольцев по социальному ориентированию, которая крайне важна и необходима в дальнейшей добровольческой деятельности. Выпуск/разработка и готовность к реализации своих собственных проектов.

Ежегодно в нашем городе в Центре медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток» Забайкальского края проводится краевой турнир по настольному теннису «Showdown» среди инвалидов и лиц с нарушением зрения. Целью турнира является создание условий для развития, социализации и физической реабилитации незрячих и слабовидящих людей через занятия физической культурой и спортом. Улучшения интеллектуальных, физических и нравственных способностей, совершенствования своих спортивных результатов. Волонтеры, участвуя в обеспечении проведения турнира, анализируя и наблюдая за игрой, которая проходит в полной тишине и игроками, приобретают сразу несколько навыков: с одной стороны наблюдая за участниками можно узнать нюансы техники этой игры, а с другой осознавать, как нелегко воспринимать только в аудиальной форме звенящий шарик, ориентироваться в пространстве, использовать свои двигательные способности, координацию, точность и быстроту движений.

Ещё одним полезным мероприятием было прохождение необычного квеста организованного Президентом общественной организации «Белая трость» Олегом Колпащиковым из Екатеринбурга. Волонтёрам было предложено поделиться на группы по два-три человека и с закрытыми глазами пройти определенное расстояние равное примерно одному километру ориентируясь, только на команды видящего сопровождающего. Тем самым ребята смогли на себе почувствовать, что ощущает человек, утративший функции зрительного анализатора, который не может видеть и воспринимает окружающий мир через изменения сенсорной системы организма человека, в связи с незначительными изменениями структуры чувственного отражения: ощущение, восприятие, представление [3].

Способствовать распространению лучших практик в области инклюзии, обмена опытом, взаимного обучения и сотрудничества разнообразных добровольческих отрядов, например СППО «Ойкос» - отряд «Искра» г. Чита.

Уровень развития в увлеченность и успешность инклюзивного волонтерства в вузе зависит от качества подготовки желающих участников инклюзивного волонтерского движения.

Таким образом, реализация задач системного развития инклюзивного молодежного добровольчества в Забайкальском крае позволяет волонтерам оказывать необходимую помощь в решении социальной поддержки нуждающихся в этом граждан, раскрывать свой потенциал знаний во всех сферах добровольческой деятельности.

Литература:

1. Игнатова Л.Ю., Семичева М.В. Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых // Образование и воспитание. - 2017.– №11. – С. 13-15.

2. Комплексная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. - метод. пособие / под ред. С.Т. Кохана, Забайкал. гос. ун-т. – Чита: ЗабГУ, 2017. – 173 с.

3. Кохан С.Т., Симонова В.О. Всем, сколько можешь, - помогай!: метод. рекоменд. / С.Т. Кохан, В.О. Симонова – Чита.: изд-во ЗабГУ, 2019. – 44 с.

Просмотров работы: 135