ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАРТЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАРТЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Сбитнева П.А. 1, Матвеева Н.В. 1
1ОГБПОУ "УККиИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные выпускники различных учебных заведений должны не только иметь определенный запас знаний, но и уметь адаптироваться в современном мире интенсивного развития информационных технологий, быть гибкими в постоянно меняющихся социально-трудовых условиях, быть готовыми к самообучению и переквалификации. Кроме того, перед образованием стоят другие, не менее важные, задачи – научить мыслить творчески, принимать самостоятельные решения, выдвигать новые идеи. Ситуация, которая сложилась на данный момент, диктует не только использование новейших технологий в процессе обучения иностранным языкам, но и требует изменения методики преподавания и умения внедрять новейшие инновационные технологии в процесс изучения иностранных языков со стороны преподавателя. В связи с этим становится актуальным вопрос разработки и внедрения новых образовательных технологий, отвечающих требованиям времени. Следует комбинировать традиционные и специфичные методы обучения для совершенствования образовательного процесса. Целью обучения становится – научить учиться, находить, воспринимать и использовать необходимую информацию.

Это значит, по словам Т.Н. Омельяненко, что в современном образовании «школа памяти» (усвоение и воспроизведение определенного объема знаний) уступает место «школе мышления» (умению добывать необходимые знания и использовать их для решения поставленных задач). На первый план выходят личностноориентированные педагогические технологии, направленные на самостоятельную активность обучаемых. К таким достижениям можно отнести использование в процессе обучения так называемых интеллект-карт (ментальных карт, карт-разума и т.д.).

Данный прием (в оригинале Mind maps) основывается на построении так называемых ментальных карт – схем, отображающих процесс общего системного мышления. Ментальные карты являются эффективным средством запоминания и структурирования информации.

Кроме того, работа с ними имеет творческий и ассоциативный характер, что, безусловно, способствует достижению вышеназванных задач обучения.

Сегодня метод ментальных карт находит применение в разных сферах интеллектуальной деятельности. Он позволяет формировать умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в аналитических обзорах и т. д.); улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, образную и т.д.).

Данный метод может применяться в преподавании, в том числе в обучении иностранному языку. Урок в форме ментальной карты гораздо легче подготовить, нежели написать его «линейный» вариант. Графический метод представления информации увлекает учащихся, позволяет им лучше запомнить и усвоить новый материал. При использовании ментальных карт изучаемый материал воспринимается как единое целое, что очень важно в обучении иностранному языку.

Метод ментальных карт можно эффективно использовать при обучении лексике на уроках иностранного языка. Использование ментальных карт вформировании лексических навыков дает положительные результаты в силу того, что структурированную, упорядоченную и ассоциированную информацию легче воспринимать и запоминать, чем информацию, представленную в виде текста или таблицы.

При введении новой лексики в центре карты размещается ключевое понятие (тема), от которого ответвляются остальные элементы (лексические единицы, связанные с данной темой). Термины, несущие основную лексическую нагрузку изучаемой темы, могут дополняться графическим материалом – рисунками, фотографиями и схемами.

Значительно повышается эффективность запоминания, если ученик сам

является автором ментальной карты, так как ассоциации учителя могут отличаться от ассоциаций ученика.

Важно подчеркнуть, что при использовании ментальных карт изучаемый материал воспринимается как единое целое. Кроме того, ментальные карты можно в любой момент преобразовать, усовершенствовать или обновить. Легко и быстро происходит проверка и повторение пройденного материала на основе этого метода, который в свою очередь способствует прочному закреплению изученных лексических единиц.

Подобным способом происходит и обучение грамматике иностранного языка. В грамматическую тему включаются формы, случаи использования,

примеры, исключения – все, что связано с данной темой. Проработав тему

таким образом, создается визуальное представление о том, насколько объемна эта тема (как и в случае с лексикой, тема воспринимается как единое целое – в системе), а впоследствии к ней можно вернуться в любой момент, чтобы ее повторить.

В. Колесник предлагает использовать майндмэппинг в обучении

чтению текстов на иностранном языке. В данном случае интеллектуальные

карты будут способствовать как запоминанию содержания текста и его пересказу, так и изучению новой лексики в конкретном контексте. Ведь человеческая память устроена так, что информация запоминается в контексте.

Суть в том, что текст разбивается по смыслу на несколько частей; затем каждая часть обозначается ключевым словом и помещается в центр карты. Дальше от центра ответвляются основные мысли (слова или словосочетания) выбранного отрывка. Затем от каждой ветви рисуются подветви (ключевые слова) – при этом слова могут сопровождаться визуальными образами. В итоге получается ментальная карта, которая непросто перечисляет используемые в тексте слова, а визуализирует их в смысловом и тематическом контексте, тем самым значительно повышая их запоминаемость. По этим картам в любое время можно восстановить содержание текста и повторить новые слова.

Ментальные карты являются эффективным средством визуализации и систематизации информации, что обусловливает их применение в обучении иностранному языку, причем разным его аспектам. Одним из преимуществ ментальных карт является возможность их дополнения и расширения в процессе работы над какой-либо лексической или грамматической темой. При этом данный метод не является затратным, способствует быстрому запоминанию информации и носит творческий характер, что отвечает запросам современного образования. Ментальные карты – это один из немногих методов, которые могут увлечь учащихся в активную творческую деятельность и при этом вызвать у них интерес к изучению иностранного языка.

Таким образом, лингводидактический потенциал и возможности использования ментальных карт достаточно широки и имеют огромное значение в процессе обучения студентов иностранным языкам. В структуре интеллект-карт учтено «врожденное стремление мозга к формированию целостного образа, непрерывному и потенциально бесконечному процессу мышления», позволяющее человеку становиться более активным и восприимчивым к новой информации, что является необходимым условием для повышения уровня образованности общества.

Список использованных источников:

1. Бьюзен, Т. «Супермышление» [Текст] / Т. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. – Мн.: ООО «Попурри», 2006. – 3-е изд.

2.Володина, С.Э. Инновационные технологии в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе [Текст] / С.Э. Володина // Инновации в языке и речи, образовании и методике: Материалы I Международной научно-методической конференции. – Саратов, 2008. – С. 78-82.

3. Гарифзянова, Е.Ф. Использование технологии Mind Map студентами дистанционной формы обучения [Текст] / Е.Ф. Гарифзянова //Иностранные языки в дистанционном обучении: МатериалыII Международной научно-практической конференции. – Пермь, 2007. –

С. 88-91.

4. Омельяненко, Т.Н. Сочетание дистанционных и традиционных форм обучения в организации учебного процесса [Текст] / Т.Н. Омельяненко //Иностранные языки в дистанционном обучении: Материалы II Международной научно-практической конференции. – Пермь, 2007.

5. Василенко, Т. Технология «Mind maps» [Электронный ресурс] / Т. Василенко. – http://www.improvement.ru/zametki/mindmap/.

6. Ментальные карты для изучения языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kolesnik.ru/2012/mindmapping-language/.

Просмотров работы: 36