ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Помелова А.И. 1
1Шуйский филиал «Ивановского государственного университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изменившиеся подходы к содержанию и организации процесса обучения направлены в первую очередь на подготовку учеников к реальной жизни, к умению решать жизненные задачи, работать и сотрудничать в коллективе, занимать активную позицию в жизни, а также всегда быть готовым к быстрому получению новых знаний на смену требований рынка труда. Поэтому Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования наряду с формированием предметных умений, требуют в процессе изучения овладение учащимися универсальными учебными действиями, которые способствуют формированию у обучающихся умений учиться, способности к самостоятельному саморазвитию и самосовершенствованию.

Предметом нашего исследования выступили регулятивные универсальные учебные действия, именно они лежат в основе формирования умения самоорганизации учебной работы и ориентированы на формирование о обучающихся навыка организации проектной работы и способностей разработки персонального плана. Формирование регулятивных универсальных учебных действий, обучающихся обуславливается ка предметным содержанием так и способам организации учебной работы. А так как содержание каждого учебного предмета следует своей внутренней логике, то это предполагает существенные проблемы. Опора на ранее изученное, подготовка основы с целью изучения новых знаний является обусловленностью особенности урока математики[3]. И это в свою очередь является связью с формированием способностей ставить новые цели и задачи, планировать их реализацию, а также оценивать свои действия и уровень усвоения ранее изученного материала.

В блок регулятивных универсальных учебных действий введены все элементы структуры учебной работы: целеполагание, планирование, составление последовательности действий, прогнозирование, программирование, контроль, а также самоконтроль, анализ и самооценка, коррекция, но кроме того механизмы волевой саморегуляции, мобилизация сил и ресурсов [1].

В задачи учителя входит: научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели и корректировать его в процессе работы по мере необходимости, предполагать каких результатов они, достигнут и оценивать достигнутые результаты. Показателями развития регулятивных универсальных учебных действий могут служить параметры структурно-функционального анализа деятельности, включая ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия.

Обучение школьников целеполаганию, формулированию темы урока возможно посредством внедрения в занятие проблемного диалога, следует формировать проблемную ситуацию с целью установления обучающимися пределов знания – незнания. Необходимо учить обучающихся анализировать представленный учебный материал, подбирать те задачи, какие станут содействовать достижению установленной цели, устанавливать их роль на занятии. Подобным способом, педагог только лишь подразумевает, по какому плану пройдет урок. Однако основными деятелями на уроке в том числе и на стадии планирования становятся подростки.

Определившись с заданиями, которые являются выполненными обучающимися на уроке необходимо обдумать формы организации практической деятельности обучающихся.

Работа в парах – модель организации работы обучающихся на занятии, которая нужна для того, чтобы научить учебной совместной работе (сотрудничеству). Однако, в первую очередь прежде чем внедрять ее, необходимо вместе с обучающимися установить главные позиции результативного взаимодействия. Ранее в ходе формирования ключевых правил под управлениями педагога дети станут обучаться выслушивать друг друга, вместе формировать единое решение. Деятельность в парах на стадии урока по закреплению обучающимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта. На сегодняшний день много говорят о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты имеют все шансы быть тем прибором, что даст возможность также сохранять учебную мотивацию, а также создавать у обучающихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на осуществление обучающимися проектных задач. Однако возможно найти период для проекта, а также на занятии комбинированного вида. Тогда это станет мини-проект, однако согласно собственной сущности остается важным практико-ориентированный.

Важными ориентирами в создании действия оценивания в разрабатываемом плане обязаны быть: упор на достижения детей; акцентирование на универсальные учебные действия как на предмет оценки; поддержание развития самооценки обучающегося равно как основные принципы постановки целей; развитие рефлексивности оценки, а также самооценки[5].

Формирование истинной субъектности учебной деятельности нереально в отсутствии развития у обучающихся возможности правильно оценивать ход и итоги своей работы, изменения, совершающиеся равно как в предмете работы, так и себе самом, без помощи других ставить задачи по совершенствованию учебной деятельности и самоизменению [2]. Важным обстоятельством формирования дифференцированной, адекватной и рефлексивной самооценки обучающегося считается целенаправленное развитие действия оценки в учебной деятельности в единстве мотивационного, а также операционного компонентов. Обобщая, можно выразить соответствующие рекомендации по формированию действия оценки:

Развитие способности обучающихся к самоорганизации, а также саморегуляции является существенный элемент в формировании самостоятельности и независимости личности, принятию ответственности за собственный личностный выбор, гарантирует основу самоопределения и самореализации.[4]

И так, для того, чтобы развить у обучающихся самоконтроль и самооценку, преподаватель должен регулярно задавать вопросы: Что нового ты узнал сегодня на уроке? Чему смог научиться? Над чем тебе еще нужно поработать? Какие задания тебе понравились больше всего? Смог ли ты достигнуть цели, поставленной в начале урока?

А для формирования самооценки на начальном этапе преподаватель должен спрашивать ученика и после того, как обучающийся ответил: Какая была цель и что нужно было получить в результате? А что ты должен был сделать в этом задании? Смог ли ты получить ответ? Как бы ты мог оценить свою работу?

Затем предполагается другим школьникам дать оценку результатам одноклассника, а также только лишь уже после этого способен дать оценку выполнению задания самостоятельно.

Алгоритм формирования регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся

Выполнение учебного задания начинается с четкого его осознания и понимания.

Определение цели, составление плана собственных действий.

При появлении проблемы с выполнением задания рекомендуется организовать коллективную деятельность школьников.

Проведение коллективного обсуждения, само- и взаимопроверки, само- и взаимоконтроля.

С целью развития регулятивных универсальных учебных действий вероятны соответствующие разновидности заданий: «преднамеренные ошибки»; отбор данных в рекомендованных источниках; взаимоконтроль; обоюдный диктант (способ М.Г. Булановской); спор; зазубривание материала наизусть в классе; «ищу ошибки».

Таким образом формировать регулятивные универсальные учебные действия у учащихся необходимо на каждом уроке, так как навык «умение учится» в последствии, безусловно, пригодится им при обучении в ВУЗе, их трудовой деятельности, в научном творчестве и в самостоятельной взрослой жизни.

Литература.

Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Электронный ресурс]: - Режим доступа:https://docs.google.com/document/

Горленко, Н.М. и др. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. – 2012. - № 4. – С.153 – 160.

Гаврикова О.В. Формирование универсальных учебных действий при обучении решению арифметических задач [Текст] / Начальная школа. 2011. №8. С.46-49.

Карабанова О.А Учимся учиться! [Электронный ресурс]: - Режим доступа:http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=12250)

Махотин, Д.А. Методические основы формирования УУД // Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2014. - № 4. –С.4-8.

Просмотров работы: 10