В Конституции Российской Федерации, в «Концепции развития российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Современное общество также предъявляет к человеку ряд определенных требований: быть высокообразованным, быть гибким и мобильным в поведении и взаимодействии с людьми, легко адаптироваться к тем или иным быстро изменяющимся условиям жизни, в целом быть инициативным.
Инициативность – это некая способность обучающегося к принятию и исполнению самостоятельных решений, добровольно и активно продвигать свои начинания, придумывать новые идеи и дела в различных темах, вовлекая туда окружающих людей.[1]
Инициативность как свойство личности связана с хорошо развитой активностью человека, это способность и умение человека по собственному мотиву предпринимать действия и поступки. В инициативном действии налицо ярко выраженный волевой характер, поскольку осуществление его связано с какими-либо трудностями. На основании обозначенного можно сделать вывод о том, что инициативность человека не столько стихийно складывающаяся способность, сколько выработанное в процессе упражнений умение ставить перед собой новые задачи и осуществлять их.
Педагогическое сообщество ведет активный поиск средств формирования инициативности личности, одним из которых являются проблемные ситуации.
Таким образом цель нашего исследования - выявить особенности формирования инициативности обучающихся средствами проблемных ситуаций.
Методы исследования:анализ научной литературы, опрос и метод математической обработки полученных данных.
Проблемные ситуации заставляют школьников: совершать самостоятельно анализ содержания задач; активно выполнять разнообразные поисковые действия; осуществлять далекое планирование своих шагов по реализации способа решения; проводить обоснованное рассуждение о связи полученного результата с исходными условиями.[4]
Проблемные ситуации, в свою очередь, являются точным, распланированным, специально задуманным средством, которое направлено на вызывание интереса, самостоятельности, инициативности у обучающихся к предложенной обсуждаемой теме на уроке.
Принцип создания проблемных ситуаций на уроке преподавателем заключается в неком осмыслении, продумывании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе их совместной деятельности - обучающихся и педагога, а также в овладении учащимся знаниями и общими принципами решения проблемных задач в период этой учебно-познавательной деятельности. Точная организованность и правильность решения этих поставленных действий происходить только тогда, когда учащийся проявляет свою самостоятельность и инициативность в решении этих задач под общим четким руководством педагога. Принцип проблемных ситуаций сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления.
Для нас, будущих учителей, важно знать, каким образом проблемные ситуации используются в образовательной практике. В ходе эмпирического исследования нами изучен опыт работы педагогов одной из школ Ивановской области, а также проведен опрос «Проблемные ситуации в развитии инициативности школьников». Вопросы предполагали один или несколько вариантов ответа. Основными показателями инициативности учителя считают интерес и любознательность (50% опрошенных), самостоятельность (55%), умственные способности (45%), волевые усилия (30%), готовность помочь товарищам (40%), стремление к поиску новых или необычных возможностей без принуждения (55%), настойчивость или готовность к неоднократным усилиям для преодоления препятствий (55%), готовность к риску (30%), ориентация на эффективность и качество (10%), целеустремленность (60%). Оценивая потенциал проблемных ситуаций в развитии инициативности обучающихся 36% педагогов считают, что проблемные ситуации в обучении это условие возникновения познавательной потребности, 20% - начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность ученика, 24% - интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу, 12% - спланированное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме, 8% - следствие постановки учителем вопроса или задачи, которые оказываются проблемными.
Анализ полученных ответов показал, что большинство педагогов (23%) считают, что проблемные ситуации в обучении формируют такое качество личности обучающегося как инициативность, 20% учителей считают – нестандартность мышления, 18% - самостоятельность, 15% - активность, 15% - творчество, 9% - нравственность.
Большинство опрошенных педагогов (92%) используют проблемные ситуации на своих уроках в развитии инициативности школьников, из них - 27% педагогов проблемные ситуации применяют на таких этапах урока как «Постановка цели и задач урока» и «Мотивация учебной деятельности обучающихся», 20% - на этапе «Контроля и коррекции знаний и умений», 17% - на этапе «Актуализации знаний» и «Первичного закрепления», 13% - на этапе «Первичной проверки понимания», 6% - на этапе «Рефлексии (подведение итогов занятия).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблемные ситуации являются одним из эффективных средств формирования инициативности обучающихся и активно применяются в образовательном процессе современной школы.
Список используемой литературы
Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
Головина, И.Ю. Формирование инициативности студентов младших курсов в учебно-познавательной деятельности: дис…..канд. пед. наук :13.00.08 : Москва, 2005, - 177 с.
Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения.-Советская педагогика,1961, № 8, с.32-42.
Ильина Т.А. Проблемное обучение понятие и содержание.- Вестник высшей школы, 1976, № 2, с.39-48.
Столяренко Л.Д. Педагогика. – Ростов н/Д: Феникс. 2003.