СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В КОММУНИКАЦИОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГА И ОБУЧАЮЩИХСЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В КОММУНИКАЦИОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГА И ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ананьева Е.А. 1
1Шуйский филиал «Ивановского государственного университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире происходит внедрение информационных технологий во все сферы образования. Одним из методов коммуникации в образовательном процессе можно рассматривать социальные сети.

Социальные сети как новый вид коммуникации современного человека находятся в исследовательском поле разных наук – психологии, педагогики, социологии, информатики и др. В числе исследователей социальных сетей следует назвать Э. Гидденса, С. А. Азаренко, Т. Г. Грушевицкую, Л. А. Браславца, А. В. Брянцеву, М. В. Брянцеву и др.

Возникновение информационно-коммуникационных технологий повлияло на изменения стратегии управления образовательным учреждением. Это значит, что требуются организационные перемены по всем направленностям работы образовательного учреждения, обеспечивающие использование передовых технологий в учебной, воспитательной, методической и управленческой работе; организация информационной образовательной среды учреждения.

Актуальность избранной нами темы исследования обусловлена популяризацией социальных сетей среди подростков и молодежи, а также возможностью использования их в образовательном процессе.

Цель исследования заключается в изучении возможностей социальных сетей как средства коммуникационного взаимодействия педагога и обучающихся.

Педагогическое взаимодействие — целенаправленный преднамеренный контакт (разной продолжительности по времени) педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях. Никакой педагогический процесс не может проходить без взаимодействия между педагогом и обучающимся. В процессе педагогического взаимодействия достигается устойчивый позитивный результат в усвоении детьми знаний, умений и навыков, в формировании социально ценных форм привычек поведения.

Педагогическое взаимодействие обязательно направлено педагогами на решение поставленных задач. Для решения педагогических задач в современной школе активно используются цифровые образовательные ресурсы.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) представляют собой фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, “привязанных” к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями. Цифровые образовательные ресурсы можно проклассифицировать по различным критериям, связанные с источниками и инструментами информации, с образовательно-методическим функциями, с типом информации. ЦОР позволяют обеспечить педагога и обучающегося большим объемом материала, возможностью его использования, закрепление материала, разнообразие работы на уроках и во внеурочное время. Одним из таких цифровых образовательных ресурсов могут являться социальные сети.

Социальные сети - это «сетевые услуги, которые позволяют частным лицам строить общественные или полуобщественные профили в пределах ограничений, наложенных системой, определять список других пользователей, с которыми они могут сообщаться и делиться информацией, просматривать и связывать их список контактов с другими, созданными пользователями внутри системы». Так как Профессиональный стандарт педагога включает в трудовые действия педагога формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения, то социальные сети могут являться образовательным ресурсом. Образовательный ресурс социальных сетей заключается в том, что они могут использоваться для популяризации достижений культуры и науки, для реализации образовательных проектов и для обеспечения профессиональной ориентации учащихся всех уровней образования. Использование социальных сетей в учебно-воспитательном процессе способствует обмену информацией, повышает мотивацию учащихся в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес, но чтобы реализовать все возможности социальных сфер требуется база и квалификация педагога.

С целью изучения использования социальных сетей в образовательном процессе как средства педагогического взаимодействия нами было проведено эмпирическое исследование. Эмпирическое исследование проходило с использование Google-форм и опроса в сети Интернет.

В исследовании приняли участие 75 обучающиеся в возрасте от 10 до 18 лет и 36 педагогов, имеющих опыт работы от 5 до 25 лет

И педагоги, и воспитанники считают, что социальные сети необходимы. Особой популярностью среди опрашиваемых пользуются такие социальные сети, как «Вконтакте», «Одноклассники» и «Instagram». Чаще всего социальные сети используются педагогами и обучающимися для общения с родственниками и друзьями. Самым удобным устройством для выхода в социальные сети является собственный телефон. Самые популярные образовательные ресурсы – электронный журнал и дневник, их используют достаточно часто. В образовательных организациях используются и бумажные, и электронные версии учебников. Чаще всего педагоги используют социальные сети для информирования учеников, а обучающиеся для того, чтобы узнавать домашние задания и учебные вопросы. Среди опрошенных популярны дистанционные курсы и олимпиады. Так же используются образовательные Интернет-ресурсы для подготовки к ВПР, ОГЭ и ВПР. По мнению педагогов и обучающихся, существуют риски при использовании социальных сетей такие как недостоверная информация и контакты с неизвестными людьми.

По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что социальные сети педагоги обучающиеся используют в целях коммуникационного взаимодействия друг с другом, с другими педагогами, друзьями и родственниками. Социальные сети популярны для самообразования для обучающихся это дистанционные олимпиады для проверки своих знаний и получения баллов для поступления в ВУЗ, для педагогов это дистанционные курсы для повышения квалификации и категории. Обе группы респондентов используют Интернет-ресурсы и социальные сети для подготовки к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и урокам. Так же социальные сети не являются полностью безопасными, можно выделить следующие риски: недостоверная информация, общение с незнакомцами и нехватка времени. По результатам исследования видно, что электронные учебники не используются как педагогами, так и обучающимися.

Таким образом, социальные сети можно считать действенным средством коммуникации между педагогами и обучающимися, а Интернет-ресурсы в эффективным средством образовательного процесса.

Список литературы:

Азаренко С. А. Топологии сообщества. – Казань : Познание, 2014 – 227 с.

Браславец Л. А. Интернет-сервисы социальных сетей в современной системе средств массовой информации :автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Воронеж, 2010 – 169 с.

Брянцева А. В., Брянцева М. В. Современная молодежь и социальные сети // Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования : ма-лыМеждунар. науч.-практ. конф. – Курск, (27–28 марта 2015 г.). – Ч. II. – Курск, 2015 – С. 38–42

Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. – М. : Весь мир, 2004 – 290 с.

Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации / под ред. А. П. Садохина. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002 – 231 с.

Просмотров работы: 11