ФОЛЬКЛОР В ТАНЦЕВАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ МОРДВЫ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ФОЛЬКЛОР В ТАНЦЕВАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ МОРДВЫ

Мушарапов Б.И. 1, Казанёва Е.С. 1
1ОГБПОУ "УККиИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Фольклор является почвой,

на которой возникает и развивается культура»

М. Горький

Исследователи, изучавшие мордовский народ в прошлые века, как и современные учёные, свидетельствуют, что он с древнейших времен с помощью танца пластически выражал многообразие чувств. Все это, как и желание подражать природе, повадкам животных и птиц, передавать движения в работе земледельцев, охотников, сборщиков плодов и трав, формировало своеобразную «копилку» танцевальных элементов, порождаемых самой жизнью. Эти элементы, в свою очередь, развивая пластику тела и углубляя человеческую мысль о ней, складывались в определенную лексику танцевальных движений национального традиционного танца. Лексика служила и своеобразной пластической летописью, и формой передачи родовых традиций, и средством познания мира, и способом выявления разнообразных дарований.

С древнейших времен в культуре мордвы сохранились хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы.

Истоки и основы танцевальной пластики мордовской хореографии закладывались в обрядовых представлениях, которые вплетались в структуру религиозных и бытовых традиций народа.

Мистические представления мордовского народа, вера в магические предсказания судьбы были известны как в древности, так и в настоящее время. Примером мистики у мордвы являются хороводы-гадания.

Популярный обряд у девушек, так называемые «Гадания с ковшом», в котором у священного источника участницы празднества выстраивались полукругом, опустившись на колени, устраивали благодарственные моления.

По окончании моления большой деревянный ковш обходил всех молящихся. Сам танец «водился» в роще с незамысловатым рисунком, танцующие двигались, огибая растущие деревья, держась за руки то змейкой, то какой-то непонятной геометрической фигурой, которую трудно в темноте различить. Заводящая хоровода держала в приподнятой руке связку колокольчиков, их звон дополнял чарующее пение участниц этого празднества. Очевидно, смысл танцевального действа в березовой роще заключается в том, чтобы скрыться от злого духа, вызвать его отвращение звоном колокольчиков и отогнать от себя.

Следовательно, танцевальные движения хороводов-гаданий, исполняемые девушками на этих празднествах, несли в себе элементы святости, мистических представлений, веру в добрые предсказания судьбы посредством магии.

Танцы-заклинания были основой религиозного ритуала, изображавшего напряженную битву жизни и смерти в борьбе с эпидемиями. Назначение этих танцев состояло в защите от болезней и опустошительных налетов вредителей сельскохозяйственных культур.

Также, широко были распространены магические обряды при начале пахоты, сева, уборки урожая, для вызывания дождя, для обеспечения удачи на охоте, войне и так далее.

Наиболее ярко магические функции звенящих украшений, как оберегов всего женского тела проявляются в свадебной пластике. Она имела большое значение, потому что связывалась с такими событиями, как выбор невесты, создание семьи, продолжение рода, сохранение и укрепление общинных устоев.

Не остается никаких сомнений, что композиционное построение, лексическая нагрузка, рисунки перестроения характерные для мордовского танца берут свое начало в глубокой древности и на сегодняшний день, не смотря на обработку движений для показа танцевальных номеров на сцене, мордовский танец сохраняет традиции и смысловую нагрузку, которые закладывались при создании обрядовых ритуальных танцев, бытовых и свадебных плясках при их создании. Мордовский танец сохраняет в себе многообразие чувств и красок, остается самобытным и передается из поколения в поколения, являясь гордостью и историей представителями данного народа.

Просмотров работы: 9