Международно-правовые основы борьбы с работорговлей в контексте соблюдения прав человека - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Международно-правовые основы борьбы с работорговлей в контексте соблюдения прав человека

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Несмотря на большую и полноценную нормативную базу, включающую в себя международные и региональные договоры, а также и документы «мягкого» права, одной из главных проблем глобального значения по-прежнему остается проблема торговли людьми. Данный вид торговли подразумевает собой уголовно наказуемое преступление, связанное с куплей-продажей людей, их вербовкой, получением путем угрозы силой и другими формами похищения, последующую эксплуатацию человека в качестве сексуального раба, принуждение к различным видам труда, а также и для изъятия органов в целях извлечения финансовой прибыли1.

Нормативно-правовая база представлена следующими значимыми документами: Всеобщая декларация прав человека ООН (1948 г.), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1953 г.), Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми (Палермский протокол), дополняющий конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.), Конвенция МОТ №29 о принудительном или обязательном труде (1930 г.), Конвенция МОТ №105 об упразднении принудительного труда (1957 г.), Конвенция о рабстве (1926 г.), Конвенция ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (1949 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1981 г.), которая требует от государств принять все необходимые меры в целях предотвращения торговли женщинами и эксплуатации проституции, Конвенция о правах ребенка (1989) и Протокол к Конвенции, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (2000 г.), Конвенция МОТ о наихудших формах детского труда (1999 г.), Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.) и многие другие.

Данный вид преступления затрагивает и нарушает огромное количество прав и свобод человека. Например, ст. 4 Всеобщей декларации прав человека гласит: «никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех и видах»2. В ст. 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод говорится о запрете рабства и принудительного труда: «никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии, никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду»3. Также ст. 5 гарантирует право на свободу и личную неприкосновенность, «никто не может быть лишен свободы иначе как в случаях, установленных законом»4.

Указанные международно-правовые договоры являются достаточно четкими, но по-прежнему существуют пробелы в реализации указанных в них норм. Во многом причиной тому является попытка государств бороться с торговлей людьми лишь с точки зрения вопросов миграции или исключительно с точки зрения борьбы с преступностью, в то время как Палермский протокол призывает к всеобъемлющему подходу в борьбе с работорговлей5.

В научном сообществе не вызывает сомнений, что данная тема является малоизученной из-за ее природы: закрытости и противозаконья, поэтому трудно оценить эту проблему в ее действительных масштабах или сделать попытку описать при помощи статистики. Однако существуют международные организации, которые всё же предприняли такую попытку. Некоммерческая организация Walk Free насчитала 40,3 млн человек в мире, подвергшихся рабству на 2018 год6. При этом согласно данным Global Slavery Index7 на 2014 год цифра была в 36 млн человек в мире. В своем исследовании Walk Free использовали данные официальной статистики 167 стран, данные других некоммерческих организаций. И по их данным Северная Корея является лидером в данной области. Государственный департамент США определил страны, в которых действия властей по противодействию торговле людьми полностью не соответствуют минимальным стандартам TVPA (Trafficking Victims Protection Act) куда отнесены следующие страны: Китай, Российская Федерация, Иран, Судан, Сирия, Туркменистан, Узбекистан, Белоруссия, Венесуэла и другие. Говоря о России, было отмечено расширение двусторонних соглашений с КНДР, в рамках которых власти Северной Кореи «управляли трудовыми лагерями на российской территории». В докладе утверждается, что около 20 тыс. северокорейских граждан работают в строительстве и лесозаготовках на Дальнем Востоке8.

Данной статистики вполне достаточно для понимания общей картины указанной проблематики, а именно того факта, что рабство вовсе не пережиток прошлого и вовсе не пропадает, а наоборот, развивается в более крупных масштабах.

Помимо осознания государствами вышеуказанных международных договоров, прослеживается еще одна проблема: достаточности органов по борьбе с работорговлей и их наличии как таковом.

Управление Верховного комиссара ООН по правами человека находится на передовой линии в борьбе с торговлей людьми посредством применения правозащитного подхода. Данный орган оказывает помощь специальным процедурам совета по правам человека, занятых проблемой торговли людьми и связанными с ней нарушениями.

В издании МПС/ЮНИСЕФ(Детский фонд ООН) под названием«Борьба с торговлей детьми»9 перечислены некоторые из ключевых мер: «принятие законов, выработка стратегий, проведение пропагандистских кампаний для того, чтобы создать для детей защитную среду».

Конвенция Международной организации трудаоб искоренении наихудших форм детского труда (Конвенция № 182) 1999 г., которая запрещает «a) все формы рабства или практику, сходную с рабством, как, например, продажа детей и торговля ими, долговая кабала и крепостная зависимость, а также принудительный или обязательный труд, в том числе принудительную или обязательную вербовку детей̆ для использования их в вооруженных конфликтах; b) использование, вербовку или предложение ребенка для занятия проституцией̆, для производства порнографической̆ продукции или для порнографических представлений; c) использование, вербовку или предложение ребенка для занятия противоправной деятельностью, в частности для производства и продажи наркотиков, как они определены в соответствующих международных договорах; d) работу, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей»10.

Международная организация по миграцииосуществляет различного рода помощь жертвам торговли людьми. В своем руководстве11 они закрепили принципы и советы, необходимые для эффективного оказания всесторонней помощи жертвам с момента установления первого контакта. Также в руководстве рассматриваются вопросы оказания помощи несовершеннолетним, но, взяв во внимание свою деятельности, отсылаются к Детскому фонду ООН по данным случаям.

Существуют органы и организации, которые направляют свою деятельность в том числе и на борьбу с работорговлей. Однако в процессе исследования данного вопроса не было обнаружено ни одного специализированного органа, разработанного исключительно для борьбы с торговлей людьми и защитой прав человека в этой области. Существующие организации имеют слишком широкий диапазон обязанностей, в следствие чего проблеме работорговли уделяется недостаточное количество внимания.

Таким образом, существуют пробелы в осуществлении указанных в основных международных договорах норм, касающихся борьбы с работорговлей. Причиной этому является и попытка государств бороться с торговлей людьми лишь с точки зрения вопросов миграции или исключительно с точки зрения борьбы с преступностью. Также поднят вопрос о достаточности органов по борьбе с работорговлей и содержании их полномочий. Кажется необходимым создание новых органов всецело направленных исключительно на борьбу с торговлей людьми, поскольку, как видно из исследования, статистика количества жертв растет с каждым годом, преступления против жизни и здоровья человека, против его свободы, против запрета рабства и принудительного труда совершаются всё чаще, а значит основополагающие права человека продолжают нарушаться. Также необходимо учесть тот факт, что борьба с данными транснациональным преступлением осуществляется и должна продолжать осуществляться не только в рамках международных и межрегиональных организаций, но и в рамках межгосударственного взаимодействия.

Список литературы

Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией 217 (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948 г. (статья 4)

Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда, принята на 87-ой сессии Генеральной конференции Международной организации труда, Женева, 1.06.1999 г. [Электронные ресурс]. Режимдоступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/convention182.shtml (датаобращения: 06.02.2020 г.)

Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая членами Совета Европы от 3.09.1953 г. // Собрание законодательства Российской Федерации № 20 от 18.05.1998 г. ст. 2143

Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. Принят резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15.11.2000 г.

Прочие источники, имеющие значение

Доклад Государственного департамента США от 27.06.2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.state.gov/documents/organization/271339.pdf (дата обращения: 03.02.2020 г.)

Официальный сайт некоммерческой организации Walk Free [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minderoo.com.au/walk-free/ (дата обращения: 08.02.2020 г.)

Официальный сайт Global Slavery Index [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.globalslaveryindex.org (дата обращения: 08.02.2020 г.)

Руководство международной организации по миграции (МОМ). Первая помощь жертвам торговли людьми. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.osce.org/ru/cthb/67941?download=true (дата обращения: 06.02.2020 г.)

Руководство МПС/ЮНИСЕФ «Борьба с торговлей детьми» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unodc.org/documents/human-trafficking/Handbook_for_Parliamentarians_Russian_V0983316.pdf (дата обращения: 04.02.2020 г.)

Перечень источников, не упомянутых в работе

Мухтаруллина Р.И. Некоторые проблемы противодействия торговле людьми как преступлению международного характера // Молодой ученый 2017. №1 С. 348 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/135/37746/ (дата обращения: 02.01.2020 г.)

Симонова М.А. Сурогина Е.Н. Рабство: пережиток прошлого или проблема современности? // Актуальные вопросы юридических наук: материалы III международной научной конференции (г. Чита, апрель 2017 г.). Чита: издательство Молодой ученый, 2017. С. 21 22. [Электронные ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/law/archive/226/ (дата обращения: 02.01.2020 г.)

Уголовное право России: Общая часть : учебник / В.И. Гладких и др.; под общ. ред. В.И. Гладких. – Ростон н/Д : Феникс, 2017. С.35-36.

1Уголовное право России: Общая часть: учебник / В.И. Гладких и др.; под общ. ред. В.И. Гладких. – Ростов- н/Д : Феникс, 2017. С.35-36.

2 Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией 217 (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948 г. (статья 4)

3 Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая членами Совета Европы от 3.09.1953 г. // Собрание законодательства Российской Федерации № 20 от 18.05.1998 г. ст. 2143

4 Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая членами Совета Европы от 3.09.1953 г. // Собрание законодательства Российской Федерации № 20 от 18.05.1998 г. ст. 2143

5 Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. Принят резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15.11.2000 г.

6 Официальный сайт некоммерческой организации Walk Free [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minderoo.com.au/walk-free/ (дата обращения: 08.02.2020 г.)

7 Официальный сайт Global Slavery Index [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.globalslaveryindex.org (дата обращения: 08.02.2020 г.)

8 Согласно докладу Государственного департамента США от 27.06.2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.state.gov/documents/organization/271339.pdf (дата обращения: 03.02.2020 г.)

9 Издание МПС/ЮНИСЕФ «Борьба с торговлей детьми» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unodc.org/documents/human-trafficking/Handbook_for_Parliamentarians_Russian_V0983316.pdf (дата обращения: 04.02.2020 г.)

10 Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда, принята на 87-ой сессии Генеральной конференции Международной организации труда, Женева, 1.06.1999 г. [Электронные ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/convention182.shtml (дата обращения: 06.02.2020 г.)

11 Руководство международной организации по миграции (МОМ). Первая помощь жертвам торговли людьми. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.osce.org/ru/cthb/67941?download=true (дата обращения: 06.02.2020 г.)

Просмотров работы: 32