Одним из главных показателей работы учителя является успех его учеников. В настоящий момент результатом работы педагога многие считают успешность выпускников при сдаче государственной итоговой аттестации (ГИА).
Большинство общеобразовательных учреждений отводят на изучение информатики в старших классах один час в неделю, ориентируясь на изучение базового уровня. Изучение предмета на базовом уровне обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся. Он предназначен для общеобразовательных учебных заведений, оснащенных кабинетами с персональными компьютерами.
Базовый курс информатики призван обеспечить полный объем фундаментальных знаний в области информатики, развитие мышления, познавательной и творческой способностей обучающихся. Соответственно в рамках основного курса качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации по информатике невозможно [7].
Для того чтобы подготовить учащихся к экзамену необходим углубленный уровень изучения предмета, который подразумевает 3–4 часа изучения информатики и ИКТ в неделю.
Достаточное количество часов на изучение предмета дает возможность осуществлять подготовку учащихся в рамках основного школьного ресурса. Таким образом, встает очень актуальный вопрос для всех учителей школ, преподающих информатику и ИКТ на базовом уровне: каким образом обучающиеся могут получить учебный материал, необходимый для успешного прохождения итоговой аттестации по информатике и ИКТ и где найти время для подготовки выпускников к экзамену?
Существует несколько путей решения данной проблемы.
Во-первых, разработка элективного курса. Он позволит раскрыть склонности и способности обучающихся на основе базового курса информатики и ИКТ для подготовки к ГИА. Элективные курсы имеют очень широкий спектр функций и задач:
обеспечивают повышенный уровень освоения информатики и ИКТ или его раздела;
служат освоению смежных учебных предметов на междисциплинарной основе;
обеспечивают более высокий уровень освоения предмета;
служат формированию умений и способов деятельности для решения практически значимых задач;
обеспечивают непрерывность профориентационной работы;
служат осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути;
способствуют удовлетворению познавательных интересов, решению жизненно важных проблем [11].
На элективных курсах рассматривается большое количество материала, который не изучается в пределах базового уровня, учащиеся рассматривают примерные контрольно-измерительные материалы, решают демонстрационные варианты экзамена или тематические тесты. Применение элективных курсов в образовательном процессе важно при подготовке к ГИА по предметам, которые учащиеся выбирают для сдачи в форме ЕГЭ и ОГЭ. Например, «Компьютерное моделирование учебных задач» (https://clck.ru/LRavc), «Учимся играть на Паскале» (https://clck.ru/LRb56), «Базовые основы информатики» (https://clck.ru/LRbAB) и т.п.
Во-вторых, применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Согласно Федеральному закону «Об образовании» (16 статья): «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» [17].
Электронное обучение позволит максимально предоставить учебный материал учащимся для самостоятельного изучения с использованием современных электронных средств, коммуникативных систем, с использованием учебно-методических пособий, способствующих самообучению и самоконтролю знаний.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и применение электронного обучения расширяет возможности образовательного процесса и дает возможность всестороннего развития обучающихся в школе [5].
Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации. Во ФГОС среднего общего образования особая роль отводится личностным образовательным результатам выпускника школы. К ним относятся:
готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;
владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например, морально-этическими нормами, критическая оценка информации в средствах массовой информации;
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Применение средств ИКТ в школе позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность; дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становится активными участниками урока [3].
При подготовке к итоговой аттестации по информатике в старшей школе используется достаточно большое количество электронных образовательных ресурсов. Хотелось бы отметить и сравнить самые используемые среди них:
сайт Константина Полякова «Преподавание, наука, жизнь»;
благотворительный образовательный портал Дмитрия Гущина «Сдам ГИА»;
электронные приложения к учебникам информатики Босовой Людмилы Леонидовны от издательства Бином;
негосударственное образовательное учреждение «Роботландия».
Рассмотрим их более подробно.
Сайт Константина Полякова «Преподавание, наука, жизнь» (http://kpolyakov.spb.ru). Ресурс содержит большую методическую копилку материалов, посвященных преподаванию информатики, начиная от образовательных учреждений основного общего образования, заканчивая высшим образованием (рис. 1). Можно отметить, что данный ресурс является самым полным и популярным ресурсом для подготовки выпускников школ к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по информатике.
На нем выложены подробные объяснения всех заданий, включенных в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике, тренировочные задания. Кроме этого база таких заданий очень часто пополняется. На сегодняшний момент на сайте Константина Полякова был добавлен раздел «Подготовка к основному государственному экзамену (ОГЭ)», что значительно увеличило востребованность данного сайта.
Рис. 1. Главная страница сайта «Преподавание, наука, жизнь»
Данный сайт является большой помощью при подготовке к итоговой аттестации, как у обучающихся, так и учителей [17].
Благотворительный образовательный портал Дмитрия Гущина «Сдам ГИА» (https://inf-ege.sdamgia.ru) является дистанционной обучающей системой подготовки к итоговой аттестации (рис. 2).
Рис. 2. Главная страница сайта «Сдам ГИА»
Сайт содержит материалы, которые могут быть полезны ученику, учителю, родителю, эксперту ЕГЭ и ОГЭ. На портале размещены обучающие материалы по всем предметам школьного цикла. Используя материалы сайта, учитель может компоновать задания для самостоятельных работ, учащиеся могут самостоятельно осуществлять подготовку к итоговой аттестации по любому предмету из школьного курса [18].
Электронные приложения к учебникам информатики Босовой Людмилы Леонидовны (рис. 3) от издательства Бином (http://www.lbz.ru/metodist/authors/informatika/3) являются незаменимым помощником в течение изучения информатики, начиная с 6 класса.
Рис. 3. Главная страница сайта «Лаборатория знаний»
Электронное приложение представляет собой набор электронных образовательных ресурсов, предназначенных для использования с учебником. Все ресурсы структурированы в соответствии с оглавлением учебника. Кроме того, в электронное приложение включены ссылки на ресурсы федеральных образовательных порталов и свободное программное обеспечение, которые могут быть полезны при изучении информатики [16].
Негосударственное образовательное учреждение «Роботландия» (http://www.botik.ru/~robot) увлекается разработкой интерактивных книг по различным тематикам, связанным с информационными технологиями (рис. 4).
Рис. 4. Главная страница сайта «Роботландия»
Одной из подобных книг является «Азы информатики» — это гипертекстовая мультимедийная страна, в которой познавательное чтение сочетается с работой на многочисленных тренажерах, исполнителях, испытателях и конструкторах; сопровождается экзаменом и тестированием в зачетных классах, и все это — в рамках одного гипертекстового продукта, работающего в браузере. «Азы информатики» предлагают обучающемуся и педагогу наиболее комфортные ресурсы для реализации поставленной педагогической задачи, делает обучение более результативным, интересным и контролируемым [19].
При рассмотрении сайтов для подготовки к единому государственному экзамену, мы выделили критерии для сравнения и составили итоговую таблицу сравнения.
Понятность информации информация выражена языком, который воспринимает тот, кому она предназначена.
Актуальность информации вовремя полученная информация.
Полнота информации достаточность для понимания и принятия решений [9].
Таблица 1
Итоговая таблица сравнения сайтов
для подготовки к единому государственному экзамену
Электронные образовательные ресурсы |
Критерии для сравнения |
||
доступность |
актуальность информации |
информативность |
|
«Преподавание, наука, жизнь» |
- |
+ |
+ |
«Сдам ГИА» |
+ |
+ |
+ |
Электронные приложения к учебникам Босовой Л. Л. |
+ |
- |
+ |
«Роботландия» |
- |
- |
+ |
Сравнив электронные образовательные ресурсы, мы определили, что наилучшим из них для нас является благотворительный образовательный портал Дмитрия Гущина «Сдам ГИА».
Таким образом, с введением новых законов ФГОС, в школе появились современные технологии и методы проведения современного урока. Перед каждым педагогом встает задача не только дать детям знания, чтобы они могли сдать единый государственный экзамен, но и научить своих учеников искать их и осваивать самостоятельно. Именно сейчас необходимо усилить мотивацию ученика к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия — необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Законодательные и нормативные акты органов государственного управления
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 (ред. 03.03.2018).
Литература
Аллен, М. E–learning как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным: электрон. текстовые данные [Текст]. / М. Аллен. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 200 c.
Бухарова, Г. Д. Магистерская диссертация: подготовка, оформление, защита. Теория и методика профессионального обучения: сборник научных статей [Текст]. / Г.Д. Бухарова. – Минск: РИПО, 2015. – С. 201–211.
Быстрова, Т. Ю. Внедрение системы открытого электронного обучения как фактор развития региона [Текст]. / Т. Ю. Быстрова, В. А. Ларионова // Экономика региона. – 2015. – № 4. – С. 226–237.
Калмыков, А. А. Дистанционное обучение. Введение в педагогическую технологию: учебное пособие [Текст]. / А. А. Калмыков, О. А. Орчаков, В. В. Попов. – М.: ГОУ ВПО «Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)», 2005. – 180 с.
Крылов, С. С. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по информатике и ИКТ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fipi.ru/sites/default/files/document/1503666633/informatika_2017.pdf (дата обращения: 03.12.2019).
Крылов, С. С. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fipi.ru/sites/default/files/document/1535371944/informatika_2018.pdf (дата обращения: 03.12.2019).
Крылов, С. С. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fipi.ru/sites/default/files/document/1566805550/informatika_2019.pdf (дата обращения: 03.12.2019).
Макарова, Н. В. Информатика и ИКТ: учебник для 8-9 классов [Текст]. / Н.В. Макарова. – СПб.: издательство «Питер», 2010. – 12 с.
Семакин, И. Г. Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень : методическое пособие [Текст]. / И . Г. Семакин. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 64 с.
Урбанович, Ю. П. Подготовка к итоговой аттестации по информатике: проблемы и решение [Текст]. / Ю. П. Урбанович – Уфа, 2016. – С. 79–81.
Урбанович, Ю. П. Проблемы подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ в старшей школе [Текст]. / Ю. П. Урбанович – Екатеринбург, 2014. – С. 134–138.
Хуторской, А. В. Типы дистанционного обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eidos.ru (дата обращения: 04.11.2019).
Источники из интернета
Босова, Л. Л. Издательство Бином [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/ (дата обращения: 04.12.2019).
Информационный портал «Дистанционное обучение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/LSNKr (дата обращения: 05.12.2019).
Методика применения дистанционных образовательных технологий. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/LSNJB (дата обращения: 17.10.2019).
Поляков, К. Ю. Преподавание, наука и жизнь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kpolyakov.spb.ru/ (дата обращения: 13.10.2019).
Решу егэ: образовательный портал для подготовки к экзаменам [Электронный ресурс]. – Режим доступ: https://inf-ege.sdamgia.ru (дата обращения: 30.11.2019).
Роботландия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.botik.ru/~robot/ (дата обращения: 30.10.2019).