В настоящее время большое значение приобретает вопрос о формировании гармоничной всесторонне развитой личности ребенка в процессе обучения. Стандарты нового поколения направлены на развитие у детей умений самостоятельно добывать знания, организовывать свою деятельность в процессе обучения. В процессе формирования УУД происходит усвоение навыков познавательной деятельности, самореализация и формируется положительная самооценка ребенка.
В стандартах нового поколения отражены тенденции личностно-ориентированного подхода к организации процесса обучения и делается акцент на формирование надпредметных знаний учащихся. Это предполагает развитие творческих способностей учеников, самореализацию в каком-то определенном виде деятельности, креативный подход к решению поставленых задач.
Вопросы познания особенностей роста и развития собственного организма, ососбеностей нервной системы и высшей нервной деятельности играют важное значение в понимании ребенком собственного «Я». Знание особенностей своей психики и своего типа ВНД влияет и на выбор будущей профессии. Согласно авторской линии Н.И. Сонина и В.Б. Захарова в курсе «Человек» 8 класса вопросам изучения высшей нервной деятельности отводится 6 часов. Данная тема следует после изучения раздела «Нейро-гуморальная регуляция организма и органы чувств». Раздел, посвященный высшей нервной деятельности, называется «Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность». Данный раздел включает рассмотрение вопросов: Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Особенности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Включение сведений по психологии позволяет более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью [2], [3].
Цель раздела: формирование теоретических представлений о высшей нервной деятельности человека, а задачи:
1. Дать углубленную информацию об особенностях высшей нервной деятельности человека.
2. Научить выделять основные типы темперамента человека.
3. Знать особенности своей психики и заботиться о ее здоровье.
4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к себе и другому.
5. Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Изучая проблему рассмотрения школьниками высшей нервной деятельности на уроках школьной анатомии, мы обращаемся к трудам ученого-физиолога И.П. Павлова, останавливаемся также на историческом аспекте, обращая внимание на то, что еще в V веке до нашей эры более 2 тысяч лет назад древнегреческий врач Гиппокарат делил людей по типу преобладающей жидкости (сока) – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи на 4 группы. Каждая жидкость имеет особые свойства и особое назначение. Свойство крови – теплота; свойство флегмы – холод; свойство желтой желчи – сухость; свойство черной желчи – сырость. И.П. Павлов, разрабатывая учение о ВНД и условных рефлексах считал, что основные типы высшей нервной деятельности совпадают с четырьмя типами темперамента, установленными Гиппократом. Большой заслугой И.П. Павлова, явилось то, что он обратил внимание на индивидуальные различия людей, связав четыре типа темперамента со свойствами нервной системы. Важно при изучении ВНД сформирвоать у учащихся понимание того, что нет «плохих» и «хороших» темпераментов, что необходимо принимать себя таким, какой ты есть. Любить и уважать себя за свою уникальность и также талерантно относится к другому человеку, уважая его личность и особености. Свое объяснение учитель подкрепляет научными положения о ВНД И.П. Павлова. По мнению ученого, типы высшей нервной деятельности (ВНД) представляют собой совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой. Большое значение врожденного и приобретенного, является продуктом взаимодействия генотипа и среды, и может значительно меняться от условий. Так, например, в экстремальных (пограничных для организма) условиях на первый план выступают преимущественно врожденные механизмы ВНД. и Изучение четырех типов темперамента [1]. При объяснени нового материала можно использовать роблемные вопросы, проблемные задания или представить презентацию с описаниями черт того или иного типа темперамента. При объяснении положенных в основу темперамента свойств ВНД можно использовать прием кластера. Учитель и учащиеся заполняют его, работая в сотрудничестве [4].
При изучении типов ВНД учитель может использовать разнобразные приемы и формы обучения. Также для определения детьми собственного типа ВНД можно использовать тесты – рисунки, например «Шляпа», тест с характерситиками 4 типов темперамента и выбором преобладающих черт. Можно использовать элементы занимательности, например, учитель демонстрирует фрагменты фильма «Три мушкетера» и просит определить тип темперамента героев – Д*Артаньяна, Атоса, Партоса, Арамиса. Можно привести примеры известных деятелей литературы искусства, науки, политики, которые являются яркими представителями того или иного темперамента или предложить детям самостятельно назвать опредленных личностей, обосновав свой выбор темперамента. Игра «Аквариум»: Учащиеся, используя свои актерские таланты, демонстрируют особенности каждого типа темперамента. Задача остальных учащихся: угадать, кто кого изобразил [4].
В конце урока целесообразно составить синквейны – «холерик», «сангвиник», «флегматик», «меланхолик». Дома ученики могут потренироваться составить портреты темпераментов своих родителей, друзей, одноклассников. Закончить урок можно высказыванием известного немецкого психолога, физиолога, философа и языковеда: «В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, – холериком, и, наконец, в исполнении решений – флегматиком. Данное высказывание подчеркивает понимание того, что каждый тип ВНД имеет положительные определяющие его черты и необходимо ориентироваться, воспитывать в себе именно то положительное, что составляет основу твоей личности. Кроме того, не бывает чистых темпераментов [3].
Таким образом, мы можем сделать вывод, изучение типов высшей нервной деятельности на уроках школьной анатомии, позволит школьникам, уже на ранних стадиях разобраться в сильных и слабых сторонах своей личности и расширить возможности психологической саморегуляции. Изучение данной темы дает возможность школьнику выявить уровень своей самооценки, спрогнозировать личностный рост и индивидуальное развитие как целостной здоровой личности, с желанием профессионального роста и самореализации.
Список использованной литературы:
Физиология высшей нервной деятельности/ Данилова Н.Н., А.Л.Крылова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с. (Учебник МГУ)
Пономарева, И. П. Методика обучения биологии [Текст] / И. Н. Пономарева, О. Г. Роговая, В. П. Соломин. – М., Академия, 2012 г . – 368 с.
Колесов, Д.В. Биология. Человек. 8кл. [Текст]: учебник / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Белов – М.: Дрофа, 2000. 336с.
Биология. 6-11 классы. Конспекты уроков: семинары, конференции, формирование ключевых компетенций [Текст] / авт. сост. И. Н. Фасевич и др. – Волгоград: Учитель, 2011 г. – 223 с.