ДИСТАНЦИОННОЕ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ? – СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ДИСТАНЦИОННОЕ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ? – СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Перина Д.И. 1, Беленкова И.В. 1
1Филиал РГППУ в г. Нижнем Тагиле
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В начале двадцать первого века в российском образовании наиболее популярным объектом обсуждения становится дистанционное обучение (ДО) и его сегодняшний вариант ― электронное обучение (ЭО).

В настоящее время от человека постоянно требуется получать новые знания и профессиональные умения в достаточно короткие сроки. Поэтому дистанционное обучение находит место в современной системе образования, так как позволяет достаточно быстро и недорого получить нужные навыки. В связи с тем что большое количество людей желающих получить новые знания или опыт по специализированному, подстроенному по его потребностям маршруту, без отрыва от основной деятельности (получения очного образования, работы) и позволят сразу применять полученные знания в своей трудовой деятельности.

В связи с развитием ИКТ а также дистанционного обучения появляются новые понятия, а также дополняются старые. Необходимо отметить, что очень часто в европейской терминологии возникают синонимические понятия (см. табл. 1).

Таблица 1

Синонимичная терминология в английском языке

Английский язык

Русский язык

distance education

дистанционное обучение

е-learning

электронное обучение

distance learning

дистанционное обучение

оnline learning

диалоговое (онлайновое) обучение

virtual learning

виртуальное обучение

Internet-based learning

интернет-обучение

open learning

открытое обучение

open and distance learning

открытое и ДО

Исходя из этого можно говорить, что тема статьи является актуальной «Дистанционное или электронное обучение? ― сущность понятий в российской образовательной практике». Проблемная область статьи заключается в ответе на вопрос являются ли понятия «дистанционное обучение» и «электронного обучение» разными или синонимичными.

В настоящее время существуют различные взгляды на ДО ― одни подразумевают под определением понятия ― набор средств и методов передачи учебной информации [1], другие ― иную универсальную форму образования, способную прийти на смену традиционной [4].

При изучении данного вопроса следует обратить внимание на статьи таких авторов как: Е. С. Полат, В. Ю. Быков, Хуторской А. В.

Статья Е. С. Полат «Теория и практика дистанционного обучения» [4] заслуживает пристального внимания, так как именно в ней отражается разница между традиционным и дистанционным обучением. Обратим внимание на утверждение автора о том, что когда речь идет о процессе ДО, мы подразумеваем присутствие в этом процессе куратора курса и обучающегося, их контакт. В этом значительная разница ДО от систем и программ самообразования, с которыми мы взаимодействуем при работе с независимыми курсами на видеокассетах, телевизионными и интернет курсами, при работе с компьютерными программами, программами на компакт-дисках [4]. Основой ДО, по мнению автора, является самостоятельное изучение обучающимся учебного материала, в собственном режиме, по установленному графику под контролем тьютора (куратора) курса в собственном темпе.

Посмотрим на проблему с европейской точки зрения, обратимся к трудам украинского ученого В. Ю. Быкова, который определяет ДО как форму непрерывного образования, которая позволяет получать информацию и будет существовать независимо или вместе с традиционными формами получения образования. Необходимо отметить мнение автора о том, что ДО является нетрадиционной формой обучения, созданной для облегчения получения информации, знания, профессиональных навыков в современности [2].

П. В. Стефаненко поддерживает мнение В. Ю. Быкова, но вносит важное дополнение, о том, что обучение на расстоянии предполагает получение образовательных услуг, без посещения образовательных организаций, с использованием современных научных достижений и ИКТ-средств. При этом заочное и дистанционное обучение не объединяются, так как они имеют разный уровень использования технических средств в образовании.

Вернемся к рассмотрению точек зрения на данный вопрос отечественных специалистов. Российский учёный Хуторской А. В. определяет ДО, как обучение средствами телекоммуникаций, при котором обучающиеся отдаленно осуществляют образовательный процесс, сопровождающийся созданием образовательной продукции и их внутренними изменениями. Современное дистанционное образование осуществляется преимущественно с использованием электронных ресурсов и Интернет-ресурсов [5].

Таким образом, несмотря на различие в точках зрения, можно выделить что многие авторы сходятся в том, что ДО представляет собой форму организации образовательного процесса, при которой обучающийся может получать новые знания, профессиональные навыки не зависимо от своего местонахождения, времени; не зависимо от куратора (тьютора), контакты с которым он может устанавливать посредством информационных технологий.

Если рассматривать историю электронного обучения, то можно заметить, что оно является продолжением истории дистанционного обучения. Можно выделить три основных этапа: Курсы на CD-Rom, дистанционное обучение и e-Leaning. Электронное обучение реализуется на расстоянии тьютера от обучающегося, посредством Интернета, с использованием методов, обеспечивающих интерактивность [4].

В законе об образовании (ст. 16) упоминается, что ЭО ― это такое форма обучения, оснащенная информационными технологиями, дополнительными техническими средствами, с использованием сети Интернет для общения кураторов курса с обучающимися, а также обучающихся между собой. Так же в данном законе говориться о том, что каждая образовательная организация в праве использовать электронное обучение при реализации программ на различных ступенях образования. Но есть перечень профессий и специальностей, которые нельзя получить с использованием исключительно электронного обучения.

Если рассматривать мнения зарубежных и отечественных исследователей по данному вопросу, то можно заметить, что единого мнения нет. Одни утверждают, что ЭО является формой ДО, другие, в свою очередь определяют ЭО, как парадигму ДО.

Однако стоит понимать, что понятия ДО и ЭО далеко не тождественны. Наиболее популярное за рубежом понятие «электронное обучение» в отечественной педагогике используют на английском языке без перевода. Причем речь идет не о способе передачи информации и навыков, а об использовании новых подходов к обучению, среди которых главная роль отводится IT и Интернету.

ДО является всеобъемлющим понятием, охватывающим различные формы и виды. Его главное отличие заключается в том, что оно является обучением «на расстоянии». Однако этот признак не очень важен для ЭО. Вы можете учиться в электронном виде как дома, на рабочем месте, так и в классе под присмотром тьютора.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что понятия электронного и дистанционного обучения различны, так как дистанционное обучение предполагает обучение на дистанции, а электронное обучение может осуществляться любым способом, как на расстоянии, так и в специальном классе, под руководством и контролем куратора.

Список используемой литературы

Безменов, А. А. Определение сущности понятия «Дистанционное обучение» [Текст] // Научный поиск. – 2013.– № 2.1. – С. 63–65.

Биков, В. Ю. Дистанційна освіта – перспективний шлях до розвитку професійної освіти [Текст] // Педагогічна газета. – 2001. – № 1. – С. 2.

Евплова, Е. В. Реализация образовательных программ высшего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [Текст] // Вестник Челябинского Государственного Педагогического Университета. – 2019.– № 1. – С. 28–43.

Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров / под ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.

Черная, Е.А. Понятия дистанционного и электронного (дистанционного) обучения, опыт применения в Великобритании [Текст] // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. Серия: педагогика, психология. – 2011. – № 1(4). – С. 171–174.

Просмотров работы: 7