Сетевая педагогика - миф или реальность? - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Сетевая педагогика - миф или реальность?

Тюшнякова А.Д. 1, Беленкова И.В. 1
1Филиал РГППУ в г. Нижнем Тагиле
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных реалиях, когда компьютерные технологии дают все больше возможностей для реализации новых методов и способов усвоения знаний, умений и навыков, формируются качественно новые подходы к обучению.

Требования к современному образованию все больше нацелены на повышение уровня самообразования и самообучения, а также на возможность полноценного обучения учеников, не имеющих возможность по тем или иным причинам лично посещать учебные заведения. Причиной этому могут служить совершенно различные причины, но в качестве решения выступают множественные методы дистанционного, инклюзивного или индивидуального домашнего обучения. Отдельного внимания заслуживает сетевая педагогика, или сетевое обучение, объединяющая в себе различные формы обучения с применением средств дистанционного обучения.

В данной статье мы постараемся обосновать насколько уместно и необходимо применение сетевой педагогики в современном мире.

Согласно А.С. Соколовой сетевое обучение, или сетевая педагогика, — обучение, базис которого — это идея массового сотрудничества, идеология открытых образовательных ресурсов, сочетающаяся с сетевой организацией взаимодействия участников [8].

В таком случае, сетевую педагогику можно рассматривать в качестве индивидуального процесса обучения, базирующегося на самодисциплине обучающихся. Основной идеей при создании сетевого обучения становится идея его децентрализации образовательной деятельности, при котором обучение будет представлять собой вид «равный к равному». В таких условиях функции образования ложатся на так называемое «образовательное сообщество», создание которого и является задачей сетевого обучения, [8].

Нередко можно также встретить такое понятие, как «совместное сетевое обучение» (collaborative networked learning), которое подразумевает совместную учебную деятельность отдельных участников (self-directed), при помощи дистанционного диалога.

Взаимодействие в сетевом обучении осуществляется в следующих видах, [8]:

— «обучающийся — обучающийся»,

— «обучающийся — обучающийся»,

— «учебное сообщество — учебные ресурсы».

Идеи отклонения от курса обучения при помощи сертифицированных педагогов и жёстко регламентированных институциональных структур стали основой разработок Ивана Иллича об учебной сети. В «учебной паутине», как называл ее сам Иллич, он нашла воплощение более совершенная система образования, которая в то же время [4]:

— позволяет желающим в любое время и независимо от их возраста получить доступ к имеющимся ресурсам;

— оказывает поддержку в поиске обучающихся тем, кто хочет поделиться своими знаниями и умениями;

— дает возможность опубликовать результаты своего обучения для всех желающих для их критического оценивания окружающими.

И. Иллич утверждает, что человек, желающий обучаться, осознает потребность в информации и ее оценивании, а также то, что получение информации возможно не только непосредственно от другого человека. В качественно отлаженной образовательной системе личная активно высказанная потребность ученика является единственной надобностью для предоставления ему доступа к предметам, но доступ к тем, кто владеет информацией, возможен только с их согласия. Критика, свою очередь, идет от двух источников: ровесников, то есть тех, кто разделяет интересы, и старших — тех, кто готов передать свой опыт, [4].

Отдельным вопросом становится возможность внедрения сетевой педагогики в современных образовательных реалиях, учитывая уровень внутренней мотивации обучающихся. Без должного уровня самоконтроля и мотивированности такое обучение может просто не дать результатов.

Стоит также сказать, что, говоря о сетевой педагогике, нужно понимать, что подобная форма организации обучения подходит не только для детей — такая форма подачи материала очень удобна для людей совершенно любого возраста. В случае со взрослыми обучающимися этот вариант отличает возможность совмещения с работой или другим видом постоянной занятости, при которой очная форма обучения фактически неосуществима.

В некоторых образовательных учреждениях уже реализуются подобные программы. Отличным примером может служить Национальный исследовательский Томский государственный университет (www.tsu.ru), где уже сейчас действует «Сетевая педагогическая лаборатория», которая направлена на разработку, экспертизу и обобщение инновационных методических разработок учреждений общего образования, формирующих проектно-исследовательские компетенции учеников [6].

Опираясь на уже сказанное, можно сделать вывод, что применение сетевой педагогики является очень эффективным образовательным инструментом, как одна из возможностей дополнительного образования, самообразования и инклюзивного образования, так как открывает спектр широких возможностей. Эта форма обучения открывает доступ ко многим ресурсам, физически удаленным от пользователя, а также позволяет осуществлять совместную деятельность и групповые проекты.

Обучение определяется средой, в которой оно осуществляется. Сегодня именно Интернет занимает огромную часть жизни людей и вывод образования на эту платформу — абсолютно логичное следствие развития технологий и изменения образа жизни современного человека. Как говорилось ранее, сетевая форма обучения — это мощный образовательный инструмент, позволяющий вовлечь обучающихся в дистанционный индивидуальный или групповой образовательный процесс.

Внедрение такой технологии в обучение дает возможность самообучения и обучения для людей (здесь важно говорить не только о детях, так как сетевая педагогика подходит для людей любого возраста) не имеющих возможность посещать образовательные учреждения в режим off-line.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Богомолов А.Н. Сетевое обучение и формы его реализации в учебном процессе // Русский язык за рубежом. — 2006. — № 1. — С. 36–44.

Дьюи, Дж. Демократия и образование [Текст]: учеб. – метод. пособие / Дж. Дьюи. — М.: «Педагогика-Пресс», 2000. — 384 с.

Дьюи, Дж. Демократия и образование [Текст]: учеб. – метод. пособие / Дж. Дьюи. — М.: «Педагогика-Пресс», 2000. — 384 с.

Иллич И. Освобождение от школ [Текст] : И. Иллич — М.: «Просвещение» — 2000. — 160 c.

Нагаева И.А. Сетевое обучение: становление и перспективы развития // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. –2013. – № 3. – С. 31–37.

Национальный исследовательский Томский государственный университет [Электронный ресурс] URL: http://www.tsu.ru/education/dop_prof_education/for_scholl/setevaya_pedagogicheskaya_laboratoriya_tgu.php (дата обращения: 16.01.2020).

Русинова М. В. Управление инновациями в образовательном учреждении: образовательные практико – ориентированные технологии [Текст]: М.В. Русинова. — Волгоград: Учитель, 2011. — 175 с.

Соколова А.С. Сетевое (взаимное) обучение: особенности, принципы //Nauka-Rastudent.ru. – 2014. – № 7 (07). – С. 7.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 16.01.2020).

Яковлева Н.А. Сетевое обучение в современной педагогике // Современная педагогика. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: \ http://pedagogika.snauka.ru/2016/12/6544 (дата обращения: 16.01.2020).

Просмотров работы: 34