Системы дистанционного обучения и их использование в образовании - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Системы дистанционного обучения и их использование в образовании

Щелокова А.Д. 1, Беленкова И.В. 1
1Филиал РГППУ в г. Нижнем Тагиле
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время большое применение в образовании находит дистанционное обучение. Это связано в первую очередь с требованиями, которые предъявляют современные реалии к каждому человеку. Для того чтобы быть успешным, нужно в быстром темпе изучать достаточно большие объёмы информации, постоянно повышать профессиональные навыки. Наиболее удобно это позволяют сделать дистанционные технологии обучения, так как они позволяют без отрыва от основной деятельности, в удобной обстановке в комфортном темпе получать те или иные знания.

Дистанционное обучение — технология обучения, базирующаяся на использовании информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, при которой процесс обучения не зависит от расположения обучающегося в пространстве и во времени. Данной тенденции способствует развитие Интернета и web-технологий, которые предоставляют новые возможности в развитии данной технологии обучения [3].

Возникновение спроса на подобные услуги диктуется реалиями современной жизни, так как всё большему количеству специалистов требуется получить дополнительные знания и специализированное образование, которые будут удостоверяться специализированными сертификатами.

Система дистанционного обучения представляет собой виртуальный класс, где можно учить обучающихся в любой точке мира и отслеживать их успеваемость.

К основным преимуществам для обучающихся от использования систем дистанционного обучения можно отнести:

Возможность обучаться в своём темпе — персонификация, обучающимся не стоит беспокоиться о том, что они отстают от своих сокурсников. Наличие возможности посмотреть более сложный материал ещё раз и пропустить уже известное, главное успешно проходить промежуточные и итоговые аттестации.

Возможность обучаться в любое время и в любом месте, т. е. вы сами для себя выбираете наиболее удобный для вас график изучения материала и изучаете его в комфортной для вас обстановке, без отрыва от производства или другого вида обучения.

Доступность учебных материалов, т. е. при регистрации на курс вы сразу же получаете список литературы, а также дополнительные материалы.

Дистанционное обучение дешевле. Если рассматривать обучение по какой-либо отдельно взятой специальности на коммерческой основе очно и дистанционно, то окажется что второе окажется намного дешевле, особенно если учитывать, что снижаются расходы на транспорт. А в случае обучения в зарубежных вузах, то ненужно тратиться на визу и паспорт.

К основным преимуществам для преподавателя можно отнести: во-первых, реализацию индивидуального подхода, если при очном обучении преподавателю во время проведения занятия трудно подстраиваться под темп работы каждого обучающегося, то дистанционное обучение позволяет облегчить реализацию этого подхода.

Можно выделить следующие недостатки дистанционного обучения для обучающихся:

Здоровье не сберегающий фактор т. к. экранное обучение наносит вред зрению, особенно если вы собираетесь за ночь пройти курс.

Сокращение контакта с преподавателем и другими обучающимися, что приводит к снижению коммуникабельности и недостаточному развитию навыков работы в команде.

Возможны сбои в работе программы, из-за перегрузки серверов не сохранились результаты и вам придётся заново выполнять то или иное задание.

Требуется большая самодисциплина и контроль от обучающихся, не каждый обучающийся сможет поддерживать нужный темп без контроля со стороны, так как весь материал необходимо осваивать самостоятельно.

Среди недостатков дистанционного обучения для преподавателя можно выделить следующие: во-первых, большие временные затраты на создание курса и поддержание курса в актуальном состоянии. Во-вторых, в случае если обучение уже началось имеются сложности возникающие при попытке внести изменения в курс. В-третьих, финансовые затраты на создание курса, привлечение специалистов и поддержание курса в рабочем состоянии. В-четвертых, недостаточное количество специалистов в сфере e-leaning.

На рынке СДО все программные продукты можно разделить на две группы: коммерческие проекты и бесплатные программные оболочки. Основное их отличие заключается в том, что бесплатные программные оболочки предоставляются с открытым исходным кодом, что позволяет вам в дальнейшем заниматься доработкой системы, при использовании коммерческих СДО вам при необходимости доработки системы придётся связываться с компанией разработчиком. Однако нет гарантии, что единственная организация сумеет справиться с вашим заказом в приемлемые сроки.

Если рассматривать долю дистанционного обучения на внутреннем рынке образования в России, то мы увидим, что она составляет 1,1%, в некоторых европейских странах, в том числе в США и в Японии она составляет 20­–­30%.

Объём рынка дистанционного обучения в России в 2019 году составляет примерно 31,9 млрд. руб., что на 3,5 млрд. руб. больше чем в прошлом году. В дальнейшем ожидается увеличение объёма рынка дистанционного обучения в структуре образования оно составит около 2,6% и будет на уровне 53,5 млрд. руб. к 2021 году [1].

В связи с увеличением объёма рынка дистанционного обучения на рынке дистанционного образования отмечается высокая конкуренция. С каждым днём появляется большое количество предложений, программ и инструментов. В связи с достаточно большими возможностями выбора, участники отмечают начало структуризации рынка. Наиболее успешными компаниями отрасли являются разработчики цифровых образовательных решений, основанных на игровых механиках и симуляции реальных процессов.

По результатам статистики проведённой совместно компанией Яндекс.Деньги и Нетологии 3 октября 2019 года было выяснено, что средний чек россиян за курсы, тренинги и мастер-классы в Интернете увеличился более чем на 20%, а оборот рынка дистанционного обучения более чем на 60%. К таким выводам пришли аналитики Яндекс.Кассы и Нетологии, изучив данные о платежах россиян на образовательных онлайн-платформах и опросив жителей разных регионов страны.

Диаграмма 1

Рейтинг средних чеков за онлайн-образование

На первом месте курсы по изучению иностранных языков. Доля языковых курсов в обороте рынка онлайн-образования составляет почти 69%, в среднем выходит около 9874 рубля. Такая сумма объясняется тем, что обычно пользователи сразу оплачивают целый курс, а не отдельные занятия. Второе место заняли курсы по психологии и эзотерике, их доля в онлайн-обучении составляет 10% и в среднем выходит около 4976 рублей. На третьем месте находятся тренинги по личностному росту на них приходится около 8% оборота, что в среднем составляет 3667 рублей. На профессиональное обучение в среднем приходится около 8%. Ещё 3% оборота приходится площадки, которые предлагают услуги репетиторства и подготовку по школьной программе, 2% — на интернет-курсы посвященные спорту, красоте, 2% — на сайты по рукоделию и разным хобби [2].

13% опрошенных россиян испытывают нехватку знаний, 44% —профессиональных навыков. Наиболее заинтересованными в дистанционном обучении люди (около 60%) с доходом от 40 000 до 75 000 рублей в месяц. Люди, получающие от 100 000 рублей в месяц оказались менее заинтересованными в получениях новых знаний и опыта, таких людей всего около 40%. Освоить новую профессию и сменить специальность желают 14% опрошенных.

Таким образом, системы дистанционного обучения играют огромную роль в образовании и имеют большие перспективы дальнейшего развития и внедрения на каждой ступени образования.

Список источников и литературы:

Онлайн-образование (рынок России) [Электронный ресурс] /Государство. Бизнес.ИТ. – Электрон, дан. – М. 2019. – Режим доступа: http://www.tadviser.ru/ свободный. – Загл. с экрана.

Рынок систем дистанционного образования [Электронный ресурс] / WebSoftITSolutionsforHRManagement – Электрон, дан. – М.: 2019. – Режим доступа: http://eng.websoft.ru/db/wb/
9718E35D3B7363BCC3256E1F005D26F8/doc.html, свободный. – Загл. с экрана.

Система дистанционного обучения как средство информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе [Электронный ресурс] / Научно-методический электронный журнал «Концепт». – Электрон, дан. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/64056.htm, свободный. – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 5