Влияние региональных условий на системы городов - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Влияние региональных условий на системы городов

Семерня М.М. 1
1Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Университет «Дубна»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В связи с постоянным увеличением темпов урбанизации и численности населения всё более актуальной становится задача по обеспечению устойчивого сбалансированного развития региона, что напрямую связано с решением экономических, социальных и экологических проблем городов.

Города играют важную роль в жизни страны. Они отличаются не только высокой концентрацией населения, но и сосредоточением капитала, емким рынком, его развитой инфраструктурой, наличием квалифицированных кадров, значительным образовательным, культурным, научным потенциалом. В России все они являются важными политическими, культурными, экономическими и иными центрами, опорными узлами территориальной организации общества, приносят основной доход в бюджеты своих регионов. [1]

Важно отметить, что региональные условия имеют существенное влияние на системы городов, от структуры и политики региона напрямую зависит социально – экономический уровень развития города, качество жизни населения, уровень экологической безопасности.

Целью моей работы является понять, что подразумевают под собой понятия города и региона, изучить что такое региональные условия и каким образом они влияют на системы городов.

1. Город как система

Город – это природно-техногенная система, динамическая совокупность, составленная проживающим населением, его хозяйственной деятельностью и освоенной территорией. Основными системообразующими факторами является человек (он сам и все виды деятельности, осуществляемой в пределах городской территории) и природная среда – рельеф, геология, климат и т.д. [6]

Город как система представляет собой совокупность трёх основных подсистем: населения, экономической базы и сферы жизнеобеспечения. Своеобразие города как сложной системы состоит в том, что он включает в себя элементы социальные, технические и природные. [5]

Город – это, прежде всего, крупный населённый пункт. Население – это главная подсистема города, определяющая параметры и организацию всех других подсистем. Его людность (число жителей) – базовый показатель для всех градостроительных расчётов и для получения производных показателей, характеризующих город с разных точек зрения.

Городское население формируется за счёт трёх источников: а) естественного прироста; б) механического прироста; в) административного преобразования сельских поселений или включения их в городскую черту. Соотношение естественного и механического прироста зависит от типа города, его «возраста» и размеров. Новые города формируют своё население за счёт механического прироста. В то же время и показатели естественного прироста вследствие высокой рождаемости и низкой смертности здесь также выше. Большие города, как правило, притягивают людей, а малые – отдают население. Половозрастной состав населения позволяет охарактеризовать трудовой потенциал города. По национальной структуре городское население более неоднородно, чем сельское. Города, как узлы миграционных потоков имеют возможности для формирования многонационального населения, с которым связана его конфессиональная структура, т.е. распределение населения по вероисповеданию, что может проявиться в микрогеографии города. В странах с рыночной экономикой отчётливо проявляется расслоение населения городов по социальному признаку. Это выражается в территориальной обособленности отдельных его групп с разными доходами, в существовании, с одной стороны, элитных районов, а с другой – районов, где живут обездоленные люди, образующих пояса нищеты. Для больших городов характерна высокая подвижность населения вследствие пространственной удалённости мест проживания, мест работы и объектов сферы обслуживания. Разрастание городов вызывает удлинение маршрутов городского транспорта, усложняет транспортное обслуживание. [14]

Экономическая база города. Состоит из двух основных частей – градообразующих и градообслуживающих отраслей. Разница между ними принципиальная, зачастую во многих городах граница между отраслями весьма расплывчата.

Градообразующие отрасли характеризуют производственное лицо города, его специализацию, место в общественном разделении труда, работу города для удовлетворения потребностей страны, региона, окружения самого города. Градообслуживающие отрасли существуют для самого города, его населения. Они производят продукцию, потребляемую на месте. Нечёткость деления отраслей на градообразующие и градообслуживающие вызвана тем, что одни и те же предприятия могут выпускать продукцию, как предназначенную для вывоза в другие центры и районы, так и рассчитанную на местного потребителя. Например, в городах-курортах типично обслуживающие отрасли выпускают продукцию, потребляемую не только постоянными жителями, т.е. частично приобретают значение градообразующих. Градообразующая база вместе со всем городом находится в процессе постоянной эволюции, причём именно она выступает в роли побудителя необходимых изменений.

Сфера жизнеобеспечения включает разнообразные отрасли социальной и технической инфраструктуры (транспорт, инженерные системы, жильё, сферу обслуживания), которые обеспечивают жизнь населения и функционирование экономической базы. Социальная инфраструктура ориентирована на удовлетворение потребностей городского населения в различных видах обслуживания – в образовании, лечении, отдыхе, покупках продовольственных и промышленных товаров и т.д. Набор видов услуг, оказываемых населению, чрезвычайно широк, в связи с чем эта сфера имеет много отраслей. Распределение учреждений и предприятий обслуживания по территории города зависит от частоты их посещения жителями города и от характера услуг. Объекты, занятые повседневным обслуживанием, максимально приближены к жилым микрорайонам, встроены в них. Учреждения и предприятия, оказывающие услуги периодического и эпизодического спроса, размещаются вблизи часто посещаемых мест, обладающих хорошей доступностью. Объекты культурной инфраструктуры – театры, концертные и выставочные залы, музеи, а также крупнейшие универмаги и главные специализированные магазины – тяготеют к центральному району города. Даже в гигантском городе, подобном Москве, это выражено вполне отчетливо. Обеспечение города транспортом и организация в нём движения – одна из острейших проблем в городах 21 века. [14]

В связи с постоянным прогрессом подсистем города возникают транспортные проблемы за счёт возрастания транспортных потоков. Поэтому требуется создания системы мощных, обладающих большой пропускной способностью многополосных магистралей. Эти транспортные коридоры, связывая части растянувшегося города, одновременно осложняют взаимодействие расположенных по обе стороны от них территорий. В старинных городах, обладающих заслуживающей сохранения исторической средой, устройство таких транспортных коридоров невозможно, так как оно требует сноса большого количества зданий.

1.2 Взаимосвязи городов

Изучение города требует, помимо пространственно-экономического анализа территории самого города, анализа его взаимосвязей с другими городами и с окружающей его территорией. В свою очередь, эти связи нельзя рассматривать как автономные. Как правило, они определяются общим функционированием достаточно больших групп городов в рамках региона, страны, наднационального объединения. Соответственно, выделяют региональную, национальную систему городов и т.д., вплоть до мировой системы. [12]

Признаки системности: целостность; сложность (наличие составных частей-подсистем и элементов); взаимозависимость частей, обеспечивающая целостность (связи между подсистемами и элементами). Зачастую среди признаков системы называют иерархическое строение. Определенную иерархичность в системе построения городов показывается наглядно с помощью моделей. Среди таких моделей выделяется иерархическая модель Кристаллера, связывающая количество и структуру населенных мест на территории определенной страны с функциями, присущих каждому населенному пункту. [12]

Взаимосвязь городов формирует опорный каркас территории, так называемые «созвездия» городов. Каркас городов – одно из важнейших понятий пространственного экономического анализа. В основе этой концепции лежат два главных тезиса: «Города не являются изолированными экономическими агентами, они включены в систему связей с другими городами. Эти связи могут быть иерархического, взаимодополняющего или конкурентного типа.»; «В совокупности города и их взаимосвязи определяют характер экономического пространства страны». Концепция каркаса территории рассматривает города как полюсы экономической активности, а экономическое пространство – как структурно организованное и неоднородное, что позволяет перейти от геометрического описания к экономическому. [9]

К примеру, распределенная по территории сельскохозяйственная деятельность связана с городами через систему сельских поселений нижнего уровня (поселков). Одна из важнейших функций таких поселений – осуществление этой связи (урожай собирают с полей, свозят в деревню, из деревни отправляют на продажу в город). Соответственно, поля, окружающие такую деревню, являются элементарной зоной влияния для самых низших центров, с которых начинается каркас. В свою очередь, эти деревни входят в зону влияния того города, который является их рынком сбыта. Таким образом, выделение каркаса позволяет представить экономическое пространство как совокупность ячеек (зон) элементарного уровня. Затем они укрупняются, формируя зоны более высокого уровня.

Города характеризуются высокой интенсивностью экономической жизни и, соответственно, высокой плотностью освоения территории. По сравнению с ними территория полей предстает как экономически мало интенсивное, мало освоенное пространство. Именно поэтому города и связывающие их дороги (линии телефона, авиалинии) представляют в виде каркаса, некоторой решетчатой структуры, на которую «натянута» ткань полей. Каркас городов структурирует территорию и является, экономически, ее важнейшей частью. Исторически формирование такого каркаса начиналось с сельскохозяйственного освоения территорий. В тот момент эта отрасль была основой народного хозяйства. Как наиболее перспективная пространственная форма каркасов городов является конструкция сети звезд. В основе этой конструкции – узлы (фокусы активности) и лучи, соответствующие потокам товаров, людей и информации. Лучи, выходящие из одного центра, определяют его зону влияния высокого уровня. [9]

Причины, приведшие к формированию горизонтальных связей и порождающие сети крупных городов: 1) в современных условиях становятся менее значимыми связи между центрами разного уровня, выделенными по принципу соответствующего разнообразия видов обслуживания; 2) усложняется схема разделения труда между городами; В современном производстве происходит расчленение функций, их экстернализация и достаточно сложная организация участников; 3) расчленение функций позволяет дифференцировать требования к территории, на которой они осуществляются.[5]

Под влиянием этих причин формируется менее жесткая структура каркасов. Уровень города определяется его способностью предоставить развитую инфраструктуру.Таким образом, в рамках одной сети существует несколько иерархий, вершины которых лежат в разных местах. Возникновение узлов, в которых сходятся достаточно отдаленные лучи, может быть вызвано инновационными процессами, обеспечивающей рентабельность инвестиций. Например, аэропорт или вокзал высокоскоростной железной дороги оказывается фокусом, к которому тянутся лучи автострад из соседних городов. Тем самым формируется очередная «звезда», которая встраивается в сеть более высокого уровня, представленную авиалиниями или железнодорожными магистралями. [9]

Усиление поляризации национального экономического пространства характерно и для России. Постепенное становление Москвы как международного города общеевропейского масштаба сопровождается ослаблением влияния центров областей и краев (таких, например, как Тюмень или Челябинск). Местные центры добычи или первичной переработки природного сырья предпочитают выходить на прямые связи с Москвой, относительное значение которой в масштабах национальной экономики еще более возрастает.

1.3 Территориально-отраслевые системы городов

К ним относятся компактные группировки городов, градообразующая база которых создана немногими профилирующими, взаимосвязано развивающимися отраслями хозяйства. Роль этих отраслей в функциональной структуре городов проявляется очень отчетливо. Все остальные виды деятельности подчинены ведущей отрасли и образуют с ней взаимосвязанное сочетание. [12]

Чаще всего подобные группы возникают в районах добычи угля, нефти и газа, железных руд и руд цветных металлов, горнохимического сырья. Иногда профессиональные корпорации однотипных отраслевых центров не образуют компактной группы, распределяясь по обширной территории, по всей стране и крупному экономическому району. Такова, например, сеть городов-энергетических центров, выросших на базе АЭС или гидроэнергетических центров, которые по факторам своего размещения не могут образовывать компактные группировки. Здесь же речь идет именно о последних. [3]

Компактные территориально-отраслевые системы городов получили в России развитие в Кузбассе, Восточном Донбассе, Поволжье и Западной Сибири (добыча нефти и газа), на Таймыре (добыча и переработка медно-никелевых руд), Кольском полуострове (добыча и обогащение медно-никелевых и железных руд, апатитов и нефелинов). Характерные признаки рассматриваемой системы: 1) подобие функциональных структур и сочетаний производств; участие в формировании градообразующей базы ограниченного числа профилирующих отраслей; наличие своего рода типовых комбинаций производств и видов деятельности 2) соподчиненность городов-промышленных центров в рамках производственной иерархии; достаточно четко выраженный производственный централитет 3) у большинства рассматриваемых систем сильно выраженный промышленный след в самом невыгодном для города виде из-за преобладания отраслей, оказывающих особо сильное негативное воздействие на окружающую среду; следствие утяжеления промышленной структуры, в которой решающее значение принадлежит добыче полезных ископаемых, металлургии, химии, теплоэнергетике, производству строительных материалов. 4) широко распространенная конгломеративность, маскирующая истинное число узкоотраслевых центров, создающая большие трудности упорядоченного развития; для одноотраслевых центров, наоборот, простота планировочной структуры, обуслов­ленная наличием одной промышленной зоны 5) выдвижение города-лидера, являющегося центром системы. Его командное положение объясняется и высоким производственным централитетом, и повышенной долей производств, дающих конечную продукцию, и развитостью сопутствующих отраслей, и развитием социальной сферы; последнее превра­щает город-лидер в ЦМ самого высокого в системе ранга.

Таким образом, город-лидер становится первенствующим по масштабам, обогащая свою функциональную структуру центральными функциями, превращается в региональный или субрегиональный центр. Появление учреждений науки, высшего образования, проектно-конструкторского дела, вначале в качестве звеньев, обслуживающих основные производства, учреждений культуры и искусства — театров, музеев, выставочных и концертных залов, творческих союзов деятелей разных отраслей культуры - делает среду такого центра действительно урбанизированной. Соответственно этим изменениям меняются и параметры за­стройки. Возросшее значение города находит отражение в пла нировке, масштабах площадей и улиц. Город избавляется (или пытается это сделать) от поселковости, выходя из-под подчинения промышленности. Его общественные здания сооружа­ются по индивидуальным проектам. С увеличением численности творческой интеллигенции в нем создается общественный климат, начинается обсуждение проблем города и разрабатываемых градостроителями проектов. [15]

К примеру очень своеобразную систему образует Норильск со своими спутниками. Начавший развиваться в довоенное время, он получил городской статус в 1953 г. Норильский горно-металлургический комбинат, выдавший первую продукцию в 1942 г., работает на богатых полиметаллических рудах, из ко­торых извлекаются никель, медь, кадмий, селен, благородные металлы — золото, платина, палладий, иридий и др. Главный поставщик руды - основанный в 1960 г. спутник Норильска Талнах, ставший городом в 1982 г. В нем расположены крупнейшие рудники «Маяк» и «Комсомольский», обогатительная фабрика. Он находится в 24 км к северу от Норильска и связан с ним железной и шоссейной дорогами.Продолжением Норильска служит расположенный в 30 км к западу от него город (с 1982 г.) Кайеркан с Надеждинским металлургическим заводом, угольными шахтами и аэропортом Алыкель. Железная и шоссейная дороги, связывающие все три города, выходят на берега Енисея к Дудинке — аванпорту Норильска, крупнейшему порту, который начал сооружаться вместе с Норильским комбинатом в 1936 г. Южнее расположен энергетический спутник Норильска — поселок Снежногорск при гидроэлектростанциях на р.Хантайке. Централитет Норильска определен прежде всего тем, что в Городе находится головное предприятие концерна «Норильский никель». Это базовый город, объединяющий своим влиянием всю группу городов, научный центр (НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера, полярной медицины, полярный космофизический полигон), центр культуры и образования (индустриаль­ный институт, драматический театр, художественная галерея, - Дом техники с Музеем истории освоения и развития Норильского промышленного района). [12]

2. Факторы и условия регионального развития в системе городов

Регион – (в РФ) часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ. Для того чтобы территория, представляющая собой некую общность, стала «регионом», необходимо наличие всех или части следующих признаков: историческая общность, наличие свойственных только этой группе особенностей культуры (материальной и духовной), географическое единство территории, сходный тип экономики, совместная работа в региональных организациях. [6]

Социально-экономическое развитие регионов в настоящее время испытывает возрастающее влияние трех главных факторов. Рыночного — взаимопроникновение региональных, национальных и мирового рынков. Для России и ее регионов наиболее значимыми являются либерализация внешней торговли и снятие протекционистских ограничений в ближайшем будущем в результате вступления в силу соглашения с ЕС и возможного принятия в ВТО.

Конкурентного — усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции — конкуренции в области качества жизни и инноваций. Производственного — постепенный переход от фордизма к постфордизму как способу организации производства, что подразумевает: замену массового производства мелкосерийным; заменой вертикальной организации труда — горизонтальной; низкой индивидуальной ответственности — соучастием индивида в производственном процессе.

Внешняя среда региона прямого воздействия включает взаимосвязи с партнерами: - внешними поставщиками товаров и услуг; внешними потребителями; регионами-конкурентами; финансовыми организациями; транспортными предприятиями.

Среда косвенного воздействия на регион может включать следующие группы факторов влияния: общеэкономические; общеполитические; научно-технические; природно-экологические, демографические. [8]

Перспективы регионов России в первую очередь обусловлены базовыми факторами, которые формируют преимущества или барьеры пространственного развития. В «новой экономической географии» (П. Кругман и др.) выделены две группы таких факторов.

1. Факторы «первой природы»:

- обеспеченность природными ресурсами, которые востребованы рынком (минеральными, земельными и др.);

- выгодное географическое положение (в том числе приграничное положение на путях глобальной торговли), снижающее транспортные издержки и облегчающее трансляцию инноваций.

2. Факторы «второй природы»:

- агломерационный эффект и высокая плотность населения, дающие экономию на масштабе;

- развитая инфраструктура, сокращающая экономическое расстояние; этот фактор для России особенно важен из-за протяженности ее территории;

- человеческий капитал (образование, здоровье, трудовые мотивации, мобильность и адаптивность населения);

- институты, способствующие улучшению предпринимательского климата, росту мобильности населения, распространения инноваций и др.

Особенностью регионального развития в нашей стране является повышенная роль факторов «первой природы», прежде всего – обеспеченности минеральными ресурсами, наиболее востребованными глобальным рынком (нефть, газ, металлы). Также стоит отметить климатический фактор в связи с широтной зональностью и огромной территории страны, региональное развитие носит неравномерный характер. Все мы знаем про регионы сибири, камчатки и дальнего востока, которые очень трудны в освоение и имеют малое социально-экономическое развитие в связи с неблагоприятным климатом. Факторы «второй природы», как и фактор географического положения, в большинстве случаев работают как барьеры развития. [13]

Россия отличается: - малочисленностью городов, особенно крупных с населением более 200 тыс. чел. (90 из 1090 российских городов), поэтому агломерационный эффект проявляется слабо, за исключением крупнейшей агломерации федеральной столицы;- неразвитой инфраструктурой и удаленностью от транспортных путей большей части территории страны; масштабы экономической периферии огромны даже в более плотно заселенной Европейской части; снижением качества человеческого капитала и депопуляцией.

Российская Федерация относится к асимметричному типу федерации. А это означает, что субъекты не равны как по размерам, так по уровню экономического развития и по принципу образования: территориальному, национальному или смешанному.

Все факторы и барьеры носят долговременный характер, поэтому пространственное развитие очень инерционно. Быстрых изменений, в том числе заметного ослабления барьерной функции факторов «второй природы» и, тем более, сокращения масштабов периферийности, к 2020 г. не произошло. Влияние базовых факторов и барьеров на пространственное развитие следует учитывать в первую очередь при разработке прогнозов. В России до сих пор не сформировалась приоритеты региональной политики, плохо работают ее инструменты, поэтому основное воздействие на развитие регионов оказывают меры не региональной, а экономической и социальной политики. [11]

2.1 Региональное развитие

Развитие региона — многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как: рост производства и доходов; перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества; перемены в общественном сознании; перемены в традициях и привычках. В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие: повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования; создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ори­ентированных на уважение человеческого достоинства; увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы. [2]

В современных условиях экономических санкций, все более актуальной становится задача по обеспечению устойчивого сбалансированного развития региона, что напрямую связано с решением экономических, социальных и экологических проблем, финансовой устойчивости нашей страны.

Под устойчивым сбалансированным развитием региона понимается сбалансированное развитие экономической, социальной и экологической подсистем региона в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений в долгосрочной перспективе на основе гармоничного сочетания интересов человека и общества, способствующее повышению устойчивости национальной социально-экономической системы в целом на принципах федерализма. [10]

Выделяется множество факторов, которые оказывают влияние на уровень социально-экономического развития региона. Разделим их на две большие группы: группу внутренних и внешних факторов.

К внутренним (зависящим от региона, на которые органы управления могут оказать влияние) факторам можно отнести:социально-экономическую политику региональных властей; имеющиеся социально-экономические ресурсы; показатель уровня социально-экономического развития области; имеющуюся структуру экономики региона; степень освоенности территории; демографическую ситуацию, социокультурные особенности населения (традиции и нормы), которые оказывают влияние на доходы и занятость населения.[8]

К внешним факторам (не зависящим от региона) социально-экономического развития региона можно отнести: географическое и административно-территориальное положение, в т. ч. и природные естественно-климатические условия; прерывистое расположение производительных сил в регионе; формирование нового геополитического пространства из-за перехода к экономике нового типа; воздействие процессов глобализации на развитие России и включение ее в мировой рынок; социально-экономическую политику федеральных властей.[8]

Экологическое развитие является составной частью устойчивого сбалансированного развития региона. Под этим стоит понимать рациональное использование природных ресурсов (ресурсы недр, животного и растительного миров, лесные, водные ресурсы и др.), основанное на принципах экономии, таким образом, потребление ресурсов не должно превышать скорости их восстановления для удовлетворения потребностей будущих поколений. Рациональное природопользование предполагает существенное сокращение пользования природными ресурсами, внедрение ресурсосберегающих технологий, а также поиск их заменителей. Важнейшую роль в обеспечении устойчивого сбалансированного развития играет ресурсная обеспеченность. Ресурсная обеспеченность - это критерий, который объективно устанавливается природно-ресурсным потенциалом территории, а субъективно - имеющимся показателем технологического развития, сама используемая технология выявляет для общества, что является ресурсом, а что - нет. Показатель уровня социальной стабильности определяется: объективно - соответствием общественного устройства специфике функционирования природной среды на данной территории.

3. Особенности развития региональной системы городов

Процесс урбанизации, особенно интенсивно проходивший в 20 в и продолжающийся по сей день, привел к увеличению урбанизированных территорий и росту числа крупных городов и гигантских городов-мегаполисов. На огромном пространстве города-агломерации отмечаются неравномерность заселения урбанизированных территорий, многоуровневая иерархия жилых и промышленных зон, системы городов-спутников, поселков с существенной неравномерностью экономического развития и благосостояния. При прогнозировании развития системы городов в отдельном экономическом регионе используется закономерность «ранг—размер». Рассматривая систему городов России, города распределяют по их значимости в системе. В качестве количественной характеристики значимости города, его статуса в региональной системе используют показатель численности его населения. В основе данного выбора лежит гипотеза о том, что значение города в экономической системе региона в значительной степени определяется суммарным ежегодным доходом его жителей. В пределах однородной по экономическому развитию страны значения этого показателя примерно пропорциональны численности населения города. Поэтому данная закономерность получила название «правило Ципфа», или закономерность «ранг—размер» («rank—size» rule; «rang—imension»). Базовым является следующее предположение: если расположить все города некоторой страны или региона в списке в порядке убывания численности населения, то каждому городу можно приписать некоторый ранг, т. е. номер, который он получает в данном списке. При этом численность населения и ранг, как правило, подчиняются закономерности, выражаемой упрощенной зависимостью численности населения города и его ранга в системе городов: Р=Р /п, где Рп — население города й-го ранга; Рх — население главного города страны — города 1-го ранга. [10]

Зависимость «ранг—размер» для городов России в настоящее время не выполняется. Этот факт можно объяснить процессами возникновения и развития на территории России новых территориальных образований: федеральных, автономных округов, национальных республик и т. д., которые являются самостоятельными экономическими субъектами. Таким образом, нарушение закономерности «ранг—размер» в системе городов России отражает динамично развивающиеся процессы формирования независимых экономических систем на территории Российской Федерации. Неравномерность развития городов нарушает линейную зависимость закономерности «ранг-размер». Этот факт обусловлен диспропорциональным социально-экономическим развитием различных областей региона или отдельной страны в целом. Попытка восстановления пропорционального развития региональной системы городов за счет осуществления государственной программы «выравнивания» городов может быть достигнута за счет сдерживания роста главного города, стимулирования развития городов в противовес главному и т.д. Возможные пути восстановления пропорций региональной системы городов заключаются в применении насильственных мер для изменений сложившихся ранее диспропорциональных соотношений «ранг—размер».

Политика развития новых городов испытывает определенные затруднения. Если они создаются или уже находятся вблизи крупных, динамично развивающихся городов, то испытывают их влияние и превращаются в города-спутники, основное функциональное назначение которых сводится к разгрузке центрального города. Если же новые города создаются на значительном расстоянии от крупных центров, то их самостоятельное экономическое существование и развитие весьма затруднены. Определенный провал политики выравнивания городов при выработке экономической стратегии развития регионов свидетельствует о необходимости формирования шкалы гибких управленческих подходов к решению важнейшего вопроса пространственной региональной экономики — формирования и развития региональной системы городов, обусловливающего динамичный и устойчивый рост всей экономики региона.

4. Воздействие региональных условий на города

Влияние региональных условий на системы городов весьма значительно и устойчиво несмотря на ряд процессов, стирающих региональные особенности и наделяющих города сходными стандартными чертами. Региональные особенности придают городам своеобразие, а это - ценность, возрастающая с течением времени. Поскольку региональные различия воздействуют на формирование и функционирование городов, то необходимо тщательно изучать их влияние на функциональную структуру и типологию городов, положение на местности и планировку, на рисунок сети городов и ход эволюции городского расселения. [15]

Направление развития городов обусловлено целями общества. Поэтому изученные мною ранее факторы и условия, воздействующие на города, должны служить основой для учета региональных особенностей при регулировании развития городов и их систем.

Города находятся в прямой зависимости и влиянии особенностей региона, которое отражается на их облике и в наборе функций, в специфике проблем (повсеместные проблемы имеют региональную окраску, помимо них возникают проблемы, свойственные лишь городам данного региона). Можно сказать, что регион отражается в зеркале своих городов. [7]

Во многих случаях решающее значение в формировании городов и их сетей имеет географическое положение региона, особенно положение относительно ядра страны, ее базового района, соседское положение и положение относительно государственных границ. Все крупные районы России можно разделить на центральные, окраинные и транзитные. Для центральных районов характерно формирование крупных многофункциональных центров с высокой долей высших ярусов функциональной структуры (наука и проектирование, культура, образование, банковско-финансовая деятельность, информационное обеспечение, прогрессивные отрасли промышленности). Распространен тип городов-научных центров и центров НИОКР. Наиболее развитые части сети городов трансформируются в систему, о чем свидетельствует образование крупных городских агломераций.

Для окраинных районов характерны города-узлы внешнеэкономических контактов, благодаря которым страна включается в мирохозяйственные связи. Близость к «выходам» страны за рубеж способствует развитию также типичных для таких районов ресурсных городов, во многом определяющих экономическое «лицо» района.

Транзитные районы обладают благоприятными возможностями для возникновения городов-центров обрабатывающей промышленности, подключающихся к потокам сырья, топлива, энергии, которые проходят через регион. [15]

Вслед за географическим положением требует рассмотрения и оценки обеспеченность района ресурсами, особенно ресурсами общегосударственного значения, с чем связано формирование основных сырьевых и топливно-энергетических баз страны. Особенности распределения и территориальной структуры природных ресурсов создают предпосылки для формирования сети городов, связанных с освоением ресурсных ареалов и переработкой добываемого сырья. Характер территориального устройства района, степень вовлечения в хозяйственное использование его ресурсов — природных, положения, трудовых, инфраструктурных — выражены территориальной структурой хозяйства (ТСХ) и рисунком расселения. По степени их сформированности можно судить о соответствии ресурсам района, о возможных направлениях дальнейшего развития территориальной структуры и складывающейся в ее составе и на ее основе сети городов. Здесь должно быть обращено внимание на выраженность главных узлов территориальной структуры хозяйства, осей развития, на контактные полосы, возникающие на стыке хозяйственно разнородных тер­риторий, на границы и приграничные территории. Так в основных чертах раскрывается совокупность предпосылок и условий, обеспечивающих развитие городов и формирование их систем. [5]

А реальная сеть городов в сопоставлении с «морфологией» ТСХ позволяет судить о соответствии последней городского расселения, зрелости и целесообразных направлениях дальнейшего развития сети.

Соотношение городского и сельского расселения — существенная часть характеристики расселения в регионах. Районы заметно различаются и по характеру взаимодействия городов и сельской местности. Сейчас происходит трансформация сельского расселения под воздействием крупных городов. Удаленные от города местности испытывают отток населения, здесь сворачивается сеть населенных пунктов в результате отмирания наиболее мелких и наименее удобно расположенных. В ближайшем окружении города расселение стабилизируется, численность населения в ряде случаев даже возрастает, взаимопроникновение городского и сельского расселения усиливается. Нередко сельская местность в окружении нового города, испытывает большие потрясения. Сельское расселение разваливается под влиянием города, который вытягивает из него население. И только после того, как процесс формирования градообразующей базы и населения нового города заканчивается, он начинает стимулировать развитие в своей округе пригородного сельского расселения и пригородного сельского хозяйства. [14]

Характер взаимодействия с сельской местностью, сформированность ТСХ и зрелость самого расселения определяют направления, интенсивность, масштабы и темпы саморазвития расселения. Саморазвитие расселения идет по нескольким направлениям, соотношение которых составляет одну из особенностей того или иного региона: вызревание городов из сельских населенных пунктов; корректировка системы центральных мест, стремление к более полной их иерархии; формирование агломераций как системы саморегулирования крупных центров — ядер агломераций; линейно-стремительные процессы, наращивание цепочек городов вдоль транспортных магистралей; формирование над агломерационных урбанистических образований, в которых одновременно и сопряженно реализуются и центростремительные и линейно-стремительные процессы; формирование сердцевины регионального расселения — регионального опорного каркаса, о котором говорилось ранее.[8]

Совокупность факторов, формирующих расселение и вызывающих в нем перемены, проявляет себя по-разному в условиях того или иного района, в зависимости от его положения в структуре страны, от времени экономического старта. В результате крупные части России - экономические районы - сильно разнятся друг от друга и по урбанистической и по территориально-урбанистической структурам. У каждого свой географический ход формирования сети городов и своя траектория эволюции городского расселения. Наконец, каждому району присущ свойственный только ему круг проблем расселения. Способы их решения также находятся под влиянием региональных условий и особенностей. В то же время и само сложившееся расселение выступает в роли эндогенного фактора развития, действие которого легче прогнозировать, нежели действие внешних, экзогенных факторов.

При разработке прогноза расселения в том или ином регионе ориентиром должна служить логика формирования ТСХ России в целом, которая, как показывает рассмотрение этапов ее развития в ретроспективе, обнаруживает значительную устойчивость, например, в трассировке магистралей общероссийского значения. Развитие такого рода общефедеральных систем вносит крупные изменения в ТСХ регионов и создает основу для сдвигов в расселении. В регионах, где ТСХ еще не сложилась, где с точки зрения общефедеральных интересов потенциал положения и природных ресурсов еще предстоит реализовать, расселение «следует» за размещением производительных сил, в отличие от староосвоенных районов со сложившейся ТСХ, где, наоборот, производство должно размещаться, исходя из требований расселения.

Разные уровни сформированности ТСХ, неодинаковая заинтересованность РФ в целом в освоении крупных ресурсов, сооружении магистралей общефедерального значения, создании крупных портов, служащих «выходами» не только для данного региона, — все это ставит регионы в разное положение и определяет очередность грядущих перемен.

В качестве примеров можно привести возможные изменения в ТСХ и расселении вероятные направления развития расселения на Дальнем Востоке в результате включения в использование ресурсов зоны БАМ (Байкало-амурская магистраль) –свободная таможенная зона, расширения портовой деятельности в Южном Приморье, сооружения железной дороги Беркакит - Якутск - Магадан.

Заключение

Для геоурбанистики изучение проблем урбанизации и развития городов имеет исключительно широкое и многоаспектное значение. Города – это центры сосредоточения мирового населения и инвестиций. В свою очередь они составляют и формируют целые регионы и территориально-отраслевые системы городов. Важно отметить, что региональные различия воздействуют на формирование и функционирование городов и обуславливают особенности социально-экономического развития региона. В ходе проделанной работы установлено, что региональные условия прямым и косвенным образом влияют на города и системы городов. Ведь от статуса региона, его экономического развития, наличия развитой инфраструктуры и уровня экологической безопасности зависит коэффициент миграции населения в города, что даёт положительный или отрицательный демографический эффект и обуславливает комплексное развитие региона. Также существует много факторов влияющих на развитие системы городов, которые были рассмотрены с разных аспектов.

Исследования городов, регионов и их систем – одно из средств, важных для формирования представления процессов урбанизации, представляющего взаимосвязи и взаимодействия природной среды и деятельности человека.

Список литературы

1. Денисова В.В. Экология города. – Феникс, 2015. – 568с.

2. Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие (теоретико-методологический анализ) // Экономика и экономические методы. – 2003. – Т. 39. – № 2. С. 128-130.

3. Занадворов B.C., Занадворова А. В. Экономика города – М.: Магистр, 1998. – 272 с.

4.Костяновская Е.Б. Развитие российских регионов: новые теоретические и методологические подходы. – СПб. 2006. 282с.

5. Лола А.М. Основы градоведения и теории городов (в российской интерпретации). – М.: Комкнига. 2005. – 344с.

6. Перцик.Е.Н Геоурбанистика. М.: Издательство Юрайт, 2019. – 481 с.

7. Тетиор.А.Н. Городская экология – М.: Академия, 2006. – 336с.

8. Нефедова Т.Г. Поляризация городов и сельской местности и расширение российской периферии // Региональное развитие и региональная политика России в переходный период / под общ. ред. С.С. Артоболевского, О.Б. Глезер. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. – С.280-299. [Электронный ресурс]. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/10139073/ Режим доступа: закрытый. Дата обращения: 01.10.2019.

9. Нефедова Т. Г., Трейвиш А. И. «Теория "дифференциальной урбанизации" и иерархия городов в России на рубеже XXI века (Опубликовано в книге: Проблемы урбанизации на рубеже веков / Отв. ред. А.Г. Махрова. - Смоленск: Ойкумена, 2002. с. 71-86) [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0217/analit01.php Режим доступа: открытый. Дата обращения: 31.09.2019.

10. Иванов В.А. Методологические основы устойчивого развития региональных социо-эколого-экономических систем // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции и прогноз. – 2008. – № 2. – С. 50-62. [Электронный ресурс]. URL: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2011/2011-2/3/3.htm Режим доступа: открытый. Дата обращения: 01.10.2019.

11. Егоров Ю.О. /Влияние региональных факторов на развитие инвестиционного климата // Вестник Удмуртского университета – И.: – 2015 – С. 37-43 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23143161 Режим доступа: закрытый. Дата обращения: 30.09.2019.

12. Миронова М.Д./Анализ особенностей развития региональной системы городов // Региональная экономика: теория и практика – Изд.: ООО "Издательский дом финансы и кредит" – 2010 – №21 – с.47-49 [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13922058 Режим доступа: закрытый. Дата обращения: 02.10.2019.

13. Орлов Р.А./ Факторы и условия, оказывающие влияние на устойчивое сбалансированное развитие региона // Вестник Тамбовского университета –И.: Т– 2015 –Т.20 – №11– с 122-129. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25109710 Режим доступа: закрытый. Дата обращения: 03.10.2019.

14. Трифонова З.А. Особенности городского расселения регионов и его влияние на формирование социокультурного потенциала городов (на примере центров национальных республик и округов России [Электронный ресурс].URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21115296 Режим доступа: закрытый. Дата обращения: 03.10.2019.

15. Влияние региональных условий на системы городов/ Мегалекции / [Электронный ресурс].URL: https://megalektsii.ru/s64159t3.html Режим доступа: открытый. Дата обращения: 06.10.2019.

Просмотров работы: 268