Большие возможности в экологическом воспитании заложены в играх. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет именно игра. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире, отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры.
Игра – ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны, игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения. Игра, в определенном смысле, противоположна взаимодействию с живой природой: она предполагает двигательную активность ребенка, практические манипуляции с предметами и игрушками, в то время как внимание к природным объектам требует сосредоточенности. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее приемы, направленные на решение дидактических задач и связанные с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры, как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.
Дидактические игры – это игра обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей, развития речи, памяти, внимания, логического мышления, зрительной памяти.
Дидактические игры можно проводить на занятиях со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком. Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры, словарная работа и организация проведения игры.
По мнению Л. А. Венгер, дидактическая игра – это обучающая игра, в ней обязательно будут образовательные задачи, но она должна оставаться игрой. В старших группах игра проводится как часть занятия, в младших группах может проводиться как целое занятие. В начале игры необходимо заинтересовать детей, далее идет объяснение, а затем идет выполнение необходимых действий детьми. Воспитатель должен контролировать, чтобы в игре выполнялись поставленные задачи.
Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания. Процесс игровой деятельности позволяет:
Обеспечить возможность усвоения экологических представлений;
Пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней;
Формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности;
Предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения.
Игры целесообразно проводить с небольшой подгруппой, вариативно, с учетом сформированных у детей этого возраста представлений о многообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмов, о взаимосвязях и взаимозависимостях между объектами природы, о культуре поведения в природе.
Мы проводим в старшей группе ДОО следующие дидактические игры экологического характера:
«Где снежинки?»
Дидактическая задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка.
«Когда это бывает?»
Дидактическая задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.
«Четвертый лишний».
Дидактическая задача: закреплять знания детей о насекомых.
Первый вариант: Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:
Второй вариант: Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).
Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.
Таким образом, использование дидактических игр помогает понять и осмыслить сведения о животных и растениях, что позволяет расширить запас лексики у детей. Задача воспитателя – формировать у детей умения четко формулировать свои мысли, формирование логического мышления, мыслительных процессов.