Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся методами лексикографии специфично. В общем виде она представляет собой составление как определенного списка слов( словник , значение которых должно быть разъяснено детям и употреблению которых они должны быть обучены, так и последующий самостоятельный поиск школьниками значений тех или иных слов в словарях для выработки у них стремления как можно чаще прибегать к пользованию словарями и улучшению своей культуры речи. Словники для словарной работы создавались исходя из разных целей. В одних случаях методисты за основу брали грамматико-орфографические трудности слов, другие-их смысловую ценность для обогащения словарного запаса учащихся. Первый подход к отбору слов составляет грамматикоорфографическое направление. В школьной практике необходимы оба направления в словарной работе, так как каждое из них решает свои специфические задачи. Грамматико -орфографическое направление объединило следующие виды работы над словом: словарно- морфологическую , словарно- орфоэпическую, словарно -морфемную и словарноорфографическую.
Семантическое направление объединяет следующие виды работы над словом: словарно-семантическую и словарно-стилистическую. Последние два вида работы над словом составляют основу обогащения словарного запаса учащихся, то есть собственно лексикографическую работу в школе.
Основу содержания обогащения словарного запаса обогащения словарного запаса учащихся должен составлять словарь-минимум. Для русской школы он представляет собой энную часть словаря родного языка, которая прибавляется к уже имеющемуся у ученика личному словарному запасу. Для учащихся -носителей русского языка -эта энная часть словаря родного языка в качестве содержания обучения детей в методике не определена. Чтобы отобрать эту часть словаря , необходимо , во-первых, подучить достоверные данные о словарном запасе учащихся каждого школьного возраста; во-вторых, определить единицу содержания работы по обогащению словаря детей; в -третьих , выявить принципы отбора слов для словаря-минимума. В настоящее время в процессе обогащения словарного запаса учащихся учителя опираются на словарь текстов учебников по русскому языку , на изучаемые литературные произведения, на словарь текстов для изложений и предположительный словарь тем сочинений.
Единица словарной работы в учебной лексикографии
Следует различать единицы содержания работы по обогащению словарного запаса школьников (т.е. то, что вводится в урок). Единицами содержания словарной работы являются слова и их семи(если слова многозначны). Внешне оно выражается в форме алфавитного списка слов с указанием лексических знаний, которые должны знать учащиеся. Единицами учебного процесса являются слова и группы слов, которые включаются учителем в уроки. Внешне они представляют учебно-тематические списки слов. Работа над группами слов в процессе обогощения словарного запаса учащихся в настоящее время получила научную основу в результате открытия лингвистами системного характера лексики языка. Выявлены следующие виды системных связей, основанных на семантике: синонимические, антонимические, гипонимические, деривационные, тематические и лексико-семантические.
Все рассмотренные элементы лексической парадигмы представляют интерес для методики обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка. Школе необходимо расширять у учащихся запас синономов и антонимов, и однокоренных слов, и лексико-семантических групп, и тематических объединений слов. Основу содержания обогащения словарного запаса учащихся составляют тематические (идеографические) и лексико-семантические группы слов. Отборы смысловых тем для обогащения словарного запаса учащихся необходимо производить в первую очередь с расчётом реализации целей подготовки учащихся к жизни. Через специаль отобранную лексику языка учитель определённым образом воздействует на мышление и эмоции детей. Основной источник обогащения его-это школа, а в ней в первую очередь данную задачу выполняет русский язык как учебный предмет. Следовательно при определении тематических групп(идеографических тем) для организации работы по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах. Каждая тематическая группа охватывает огромное число слов. Их минимизация для обогащения словарного запаса учащихся опирается на несколько принципов. Отпираются общеупотребительные, составляющие основу словаря или иной группы. При этом минимумы слов по темам могут в количественном отношении заметно отличаются друг от друга. Учебный словник по каждой идеографической теме составляет разницу между специально отобранными словами по той или иной теме и фактическим запасом слов данной тематической группы, которыми владеют учащиеся определенного возраста. Наконец, необходимо руководствоваться стилистическим принципом, обеспечивающим включение в словник слов, выражающих отношение к слову, то есть, эмоцианально окрашенных и стилистически окрашенных слов. Предпосылки обогащения словарного запаса школьников.
Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка опирается на следующие предпосылки ( условия) , реализованные в учебном процессе: лингвистические ( некоторая сумма знаний учащихся о языке, с которой органически связана работа над значением и употреблением слов ); психологические ( знания учителя о процессе усвоения детьми новых слов); дидактические ( знания детей о мире , о самом себе, а также знания учителя об особенностях учебного процесса, по русскому языку). Они являются как бы фоном, на котором более успешно происходит обогащение словарного запаса учащихся. Лингвистические предпосылки- это минимум базовых для словарной работы знаний школьников о языке и соответствующих им базовых учебно-языковых умений. К базовым относятся те знания о языке, которые помогают раскрыть слово: а) как единицу языка; б) как элемент грамматической системы языка; в) как элемент стилистической системы языка( дифференции) . Базовые учебно-языковые умения обеспечивают формирование у школьников умение правильно употреблять новые и известные слова в соответствии с их значениями и сферами употребления. Базовые лексикологические понятия характиризуют слово :а) как номинативную единицу языка; б) как совокупность разных лексических значений ; в) как элемент лексической парадигмы ; г) как носителя информации о происхождении и употреблении слова ; д) как элемент стилистической дифференциации языка. Большинство понятий , характеризующих слово с указанных точек зрения, включены в действующую программу. Их изучение обеспечивает необходимые лексические условия для работы по обогащению запаса слов у учащихся. Важное практическое значение имеют и базовые лексикографические понятия( они введены в действующие учебники русского языка): толковый словарь , словарная статья, стилистическая помета. Знакомство с ними дает возможность ученику самостоятельно выяснять значение и сферы употребления слов.Базовыми учебно-языковыми лексическими умениями являются: а) толкование лексического значения известных учащимся слов; б) определение лексического значения, в котором оно употреблено в контексте; г) нахождение в контексте изученных лексических явлений; д) пользование толковым словарем. Владение этими умениями существенно способствует расширению словарного запаса слов учащихся. Работа по обогащению словарного запаса учащихся опирается на следующие учебно -языковые грамматические умения: а) определение состава слова; б) установление исходной единицы производного слова ;в) подбор однокоренных слов ; г) определения значения группы слов; д) разбор предложения по членам; е)установление связи слов в словосочетании.
Формирование у школьников умения видеть незнакомые слова. Огромную роль в работе по обогащению словарного запаса учащихся, играет развитие у них интереса к овладению словом , к пополнению своего личного запаса слов. Опираясь на сформированный у школьников интерес к урокам русского языка , можно решать задачи расширения их словарного запаса , в том числе формирования у них внимания к незнакомым словам в тексте - слышимом или читаемом. Отсутствие у детей интереса к незнакомым словам , невнимание к ним является одной из причин , препятствующей обогащению их словарного запаса . Нередки случаи неправильного понимания смысла текста, так как дети при его пересказе игнорируют непонятные слова или неправильно их понимают. Для формирования у школьников умения видеть незнакомые слова используется следующая методика: до выполнения основного задания учащиеся читают упражнения и называют непонятные слова (обычно это профессиональные ,устаревшие , слова с переносным значением), их значение разъясняет учитель; после выполнения задания и проверки детям предлагается объяснить некоторые слова, не названные в числе непонятных, но в знании которых учащимися учитель сомневается. В начале учебного года преподаватель рекомендует школьникам записывать на листах непонятные слова из прочитанных газет, книг и так далее.
Листочки эти учитель через какой- то промежуток времени собирает, составляет небольшие тематические словники, которые можно использовать на уроках , на внеклассных занятиях. Cущественное значение имеет формирование у детей восприятия слова как особого объекта действительности- языкового средства наименования реалии. В связи с этим необходимо, используя специальную методику, " развести" в сознании детей реалию ( предмет, признак, действие) и слово, его называющее , так как они их отожествляют. Для решения данной задачи можно использовать следующие упражнения: 1) название изображенных предметов и чтение слов, называющих эти предметы( делается вывод о том, что есть предметы - мы их видим - и есть слова для называния этих предметов - мы их слышим , читаем ); 2) рисование по загадке предмета и, подписывание под ним слова, его называющего;3) запись слов, называющих предметы;4) узнавание слова , пропущенного в загадке ;5) название предмета разными словами. Формирование умения работы со словарем. Умение пользоваться толковым словарем имеет большое значение социальное. Оно обеспечивает ученикам в школьные годы и в дальнейшей взрослой жизни возможность пополнять свои знания о языке , преодолевать лексические затруднения при чтении книг и газет.
Формирование умения пользоваться толковым словарем опирается на следующие знания о нем : толковый словарь , назначение толкового словаря , словарная статья , грамматические и лексические пометы в ней. Понятие толковый словарь включено в программу , остальные понятия вводятся в учебный процесс через учебник. С лексикографическими понятиями наиболее целесообразно знакомить учащихся рассредоточеннее , параллельно с изучением лексикологических понятий: например, со словом и его лексическим значением- толковый словарь; c однозначными и многозначными словами - со способом обозначения разных значений многозначного слова, с прямым и переносным значением, с омонимами - со способом обозначения омонимов; с диалектными словами - с пометой ( областное) с профессиональными словами - с пометой " спец" ( специальное)или с сокращенным названием специальности : "мор". ( морское) и так далее; c устаревшими словами -с пометой " устар"( устарелое); с фразеологизмами с особым знаком <..>. Этот путь обеспечивает поэтапное ( рассредоточенное )ознакомление с новым материалом , предупреждает перегрузку учащихся. Для ознакомления с лексикографическими понятиями соответствующего материала в учебнике. Для закрепления полученных знаний выполняются следующие упражнения: анализ словарной статьи, направленный на поиск соответствующей пометы; нахождение в толковом словаре слов, имеющих указываемые пометы. Одновременно формируется умение пользоваться толковым словарем . Прежде всего развивается потребность обратиться к нему за справками . С этой целью учитель либо специально создает ситуацию поиска лексического значения слова, либо используе естественную ситуацию поиска . Формируется умение обращаться к толковому словарю с помощью упражнений : нахождение слова в толковом словаре; чтение в словарной статье толкования лексического значения слова. Введение новых слов в личные запасы учащихся после семантизации - вторая важнейшая часть и область словарной работы.