Исследование жизнеспособности старших школьников, проживающих в осложненных условиях жизненной среды - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Исследование жизнеспособности старших школьников, проживающих в осложненных условиях жизненной среды

Сараева Н.М. 1, Пичиненко М.С. 1
1ФГБОУ ВО "ЗабГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная наука все чаще обращается к проблеме жизнеспособности личности, её внешних и внутренних ресурсов, что зачастую обусловлено несоответствием этих внутренних характеристик темпу жизни,  требованиям, которые предъявляет образовательная среда. Изменения в различных сферах человеческой жизни, нарастание противоречий в обществе, неустойчивость и нестабильность современных процессов - все это предъявляет особые требования к внутренней силе человека и призывает к  адекватному реагированию на трудности и готовности к изменениям. В большей мере уязвимым и незащищенным перед нестабильностью, неопределенностью  и динамичностью современного мира является подрастающее поколение, для которого требования к внутренним ресурсам значительно выше. В жизни каждого старшеклассника неизбежно встречаются трудности, как следствие сложного взаимодействия с окружающим миром, и каждый справляется с ними по-разному: одни получают психологические травмы, другие же, преодолев трудности, не только сохраняют психологическое здоровье, но и растут личностно, расширяя свои адаптационные возможности [1].

В отечественной психологии феномен жизнеспособности личности рассматривается по-разному. Б. Г. Ананьев рассматривал жизнеспособность как готовность к эффективному функционированию, А. В. Махнач, А. И. Лактионов как способность управлять ресурсами [3], Е. А. Рыльская как многомерный, интегральный феномен, общесистемное психическое свойство [2], А. А. Нестерова как системное качество личности, как ресурс [4], Э. В. Галажинский, Е. А. Регуш как систему психических свойств. Н. М. Сараева, А.А. Суханов изучают жизнеспособность в русле проблемы психологической адаптации юношества [5].

Исследование жизнеспособности старших школьников, выявление личностных и поведенческих характеристик, направлено на научное обоснование психологических программ сопровождения молодежи, обеспечивающих выживание и развитие в изменяющихся, неблагоприятных средовых условиях. Теоретический и эмпирический анализ жизнестойкости позволит образовательным учреждениям, практическим психологам, социальным педагогам создать необходимую базу для формирования и развития жизнеспособности молодых людей.

Тема нашей магистерской диссертации - жизнеспособность старших школьников, проживающих в осложнённых условиях жизненной среды.

Жизненная среда понимается как - совокупность природных и социальных условий и факторов, во взаимодействии с которыми происходит развитие организма и психики индивида, многих людей [6].

Осложненными условиями называются особые природно-климатические, экологические и социальные характеристики жизненной среды, затрудняющие жизнедеятельность человека и обусловливающие специфику адаптационных процессов [5].

Забайкальский край и его административный, экономический и культурный центр – город Чита – относятся к регионам с осложненными условиями жизненной среды. Особую группу осложнений жизненной среды Забайкальского края составляют особенности природной среды. Здесь достаточно тяжелые природно-климатические особенности, которые изначально способствуют развитию острых и хронических интоксикаций, нарушению энергетического метаболизма населения, родившегося и/или длительное время проживающего в данном регионе. Высок уровень экологического загрязнения природной среды региона и города.

Особенности социальной среды Забайкальского края  еще одна группа осложнений жизненной среды региона. Отличительной чертой Забайкальского края является, в сравнении с другими регионами, отставание экономических и социокультурных показателей, что обусловлено географическим положением региона (в частности, отдаленностью от крупных и развитых центров). Низкий уровень заработной платы, депопуляция населения, падение образовательного уровня молодежи, отъезд на жительство в другие регионы - все это демонстрирует социально-психологическое неблагополучие населения Забайкальского края.

В рамках подготовки магистерской диссертации нами был проведен теоретический анализ проблем жизнеспособности человека и факторов, ее определяющих.

Определение степени изученности темы позволило выявить противоречие между значимостью информации о жизнеспособности старших школьников, проживающих в осложнённых условиях жизненной среды, и недостаточной изученностью этих вопросов.

Исходя из выделенного противоречия, определена проблема данного исследования: каковы показатели (уровни) жизнеспособности старших школьников, проживающих в осложнённых условиях жизненной среды.

Мы предполагаем, чтопоказатели жизнеспособности большей части старших школьников, проживающих в осложнённых условиях жизненной среды, являются сниженными.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 26 г. Чита. Общую выборку составили 35 испытуемых, учащихся 9, 10, 11 классов. Средний возраст испытуемых составил 16 ± 0,3 лет.

Исследование выполняется в рамках социально-психологического (А.В. Махнач, Е.И. Лактионова, А.А. Нестерова) и личностного (Е.И. Рыльская) походов. В работе реализуются фундаментальные методологические принципы отечественной психологии: принцип детерминизма принцип единства человека и среды

На этапе эмпирического исследования использовался тестовый метод, представленный опросником ««Исследование жизнеспособности молодежи в условиях стрессовой среды» (RYSE)», разработанным в ЮАР. Данный опросник состоит из 240 вопросов, объединенных в 4 секции:

Секция А: социально-демографические данные. Данная секция позволяет понять экологические детерминанты риска и жизнеспособности.

Секция В: Риски. Данная секция позволяет выяснить, являются ли риски, возникающие в результате качественной работы с относительно небольшой выборкой, более распространенными среди молодежи. Пункты B3-B22 входят в состав индекса посттравматической стрессовой реакции подростка. Пункты B23-B25 говорят о нарушениях, связанных со шкалой травматических симптомов. Пункты B26-B40 являются частью краткого обзора состояния здоровья. Пункты B41-B47 представляют собой субшкалу «Виктимизация сообществом», состоящую из 7 пунктов, входящую в Шкалы подверженности насилию. Пункты B48-B57 - это 10 пунктов Шкалы семейного неблагополучия. Пункты B58-B67 взяты из Шкалы восприятия соседства. Пункты B68-B77оценивают семейные факторы риска/защиты, которые были определены для этого исследования. Пункты B68-B72 исследуют факторы матери/фигуры матери и B73-B 77 исследуют факторы отца/фигуры отца. Пункты B78-B81 изучают факторы домашнего хозяйства и занятости.

Секция С: Жизнеспособность.Данная секция позволяет определить показатели жизнеспособности молодёжи. Пункты С1-С28 выявляют меру жизнеспособности молодежи. Пункты С29-С38 формируют 10-балльную Шкалу позитивных детских переживаний. Пункты C39-C44 образуют 6-вопросную Шкалу сензитивности. Пункты С45-С48 измеряют родительскую фигуру/надзор за воспитуемым. Пункты С49-С51 измеряют родительскую теплоту.

Секция D: Результаты.Данная секция позволяет установить, являются ли результаты, полученные в результате качественной работы с относительно небольшой выборкой, более общими для молодых людей. Пункты D1-D3 измеряют «работа/удовлетворенность работой». Пункты D4-D36 образуют шкалу «Школьной вовлеченности» - 33 пункта. Пункты D58-D61 образуют 4-х вопросную шкалу поддержки сверстников. Пункты D62-D67 составляют 5-балльную шкалу преступности/ мер насилия.

Представим некоторые данные, полученные в результате работы с опросником.

По секции А. В исследовании участвовали 35 респондентов из них – 33 (94%) русские, 1 немка и 1 армянка. Все участники исследования говорят на русском, из них также говорят на английском – 6 человек; китайском – 1 человек; испанском – 1; армянском 1 человек. Среди испытуемых 21 человек (60%) женского пола, 14 (40%) - мужского пола. Возраст испытуемых: 15 лет – 1 (3%) человек, 16 лет - 23 (66%) человека, 17 лет – 11 (31%) человек. Большая часть испытуемых проживает в хороших бытовых условиях.

По секции В «Риски» представим результаты по таким шкалам как «Индекс посттравматической стрессовой реакции» и «Состояние здоровья». Применялся способ обработки данных, предложенный разработчиками Опросника из ЮАР. По полученным данным, у 8 (23%) испытуемых не выражен уровень ПТСР, у 16 (46%) испытуемых слабый уровень ПТСР, у 7 (20%) испытуемых умеренный ПТСР, у 4 (11%) испытуемых - тяжелый ПТСР.

Отметим при этом, что 33 испытуемых имеют низкие показатели по шкале травматических симптомов, 2 испытуемых имеют средние показатели. Высоких показателей по данной шкале выявлено не было.

Также уточняет данные по степени травматизации школьников результаты по шкале «Виктимизация сообществом». 26 испытуемых вообще не отмечают проявлений виктимизации, и у 9 испытуемых показатели виктимизации соответствуют низкому уровню. Это свидетельствует о том, что положение с травматизацией старших школьников более благополучное, чем можно себе представить по характеристикам ПТСР.

По шкале «Состояние здоровья» у 19 (54%) испытуемых хорошее здоровье, у 16 (46%) человек средний уровень здоровья. Испытуемых с показателями плохого здоровья в данной выборке не выявлено.

По секция С «Жизнеспособность» была определена мера общей жизнеспособности испытуемых и ее компонентов (Индивидуальной жизнеспособности, Семейной жизнеспособности, Контекстуальной жизнеспособности). По данной секции данные распределились следующим образом: у 8 (23%) испытуемых отмечаются средние показатели, у 27 (77%) испытуемых отмечаются высокие показатели. Низких показателей не выявлено. По Индивидуальной жизнеспособности 10 (29%) человек имеют средний уровень, 25 (71%) человек имеют высокий уровень. По Семейной жизнеспособности 11 (31%) человек имеют средний уровень, 24 (69%) человека имеют высокий уровень. Наконец, по Контекстуальной жизнеспособности 6 (17%) человек имеют средний уровень, 29 (83%) человек имеют высокий уровень.

Все 35 (100%) испытуемых воспитывались в семьях, отмечен низкий уровень семейного неблагополучия. У 30 (86%) испытуемых защиты преобладают над рисками жизнеспособности, у 1 (3%) человека риски преобладают над защитами и у 4 (11%) человек сбалансированы риски и защиты жизнеспособности.

Преобладающая часть испытуемых пользуется высокоуровневой поддержкой родителей и сверстников.

На основе результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что у большей части старших школьников г. Чита, проживающих в осложнённых условиях жизненной среды, довольно высокая жизнеспособность. Их индивидуальная жизнеспособность достаточно велика. Семья и общество обеспечивают необходимую поддержку. Защиты большей части выборки преобладают над рисками.

Таким образом, наша гипотеза о том, что, показатели жизнеспособности большей части старших школьников, проживающих в осложнённых условиях жизненной среды, могут быть сниженными, не нашла своего подтверждения. Исследование требует продолжения.

Список литературы:

Божович, Л.И Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 2012. 464 с.

Лактионова А.И. Взаимосвязь жизнеспособности и социальной адаптации подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 22 с.

Махнач, А. В. Жизнеспособность подростка: понятие и концепция / А. В. Махнач, А. И. Лактионова // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы : [сб. ст.] / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. – М. : Ин-т психологии РАН, 2007. – С. 290-312.

Нестерова, А. А. Социально-психологический подход к изучению жизнеспособности личности, находящейся в трудной жизненной ситуации [Текст] / А. А. Нестерова. – М., 2011. – 243 с.

Психологическая адаптация человека в осложненных условиях жизненной среды: коллективная монография / Сараева Н.М., Суханов А.А., Ишмухаметов Р.Р. и др. Чита: издательство ЗабГУ, 2014. 339 с.

Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. 456 с.

Просмотров работы: 14