ШАХМАТНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ШАХМАТНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Диденко С.В. 1, Зырянова С.М. 1
1БУ "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность проблемы формирования интеллектуальной готовности детей дошкольного в системе дошкольного образования обусловлена многими факторами. В настоящее время в дошкольных образовательных организациях предусматривается подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе. Исследования показывают, что 40% детей не готовы к обучению в школе. Особо значимой в условиях продолжения модернизации российского образования с опорой на более новые нормативно-правовые документы является проблема преемственности дошкольного и начального общего образования, ядром которой является готовность детей к обучению в школе.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 64 п. 1 выделено, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование у детей предпосылок учебной деятельности; в п. 2 также обозначено, что достижение уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования, должно осуществляться на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности [7]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в п. 4.7 подчеркивается, что ребенок на этапе завершения ступени дошкольного образования должен овладеть предпосылками учебной деятельности [6].

Для того, чтобы дети старшего дошкольного возраста смогли легко адаптироваться в начальной школе и стать более успешными, нужно предоставить детям возможность приобрести представления и первоначальный опыт интеллектуального развития, что является одной из ведущих целей при подготовке детей к школе.

Е.И. Рогов под интеллектуальной готовностью понимает уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность детей старшего дошкольного возраста, необходимую для освоения учебной программы начальной школы.

Интеллектуальная готовность детей к школе понимается как способность будущего первоклассника к овладению определенными мыслительными операциями. К основным мыслительным операциям относятся: синтез, анализ, классификация, сравнение, обобщение и сериация. В процессе образовательной деятельности в дошкольной организации ребенок должен научиться выстраивать логические цепочки и устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, а также разрешать противоречия. Л.А. Венгер утверждал, что возможности дошкольного возраста огромны и задействованы лишь в очень малой степени, однако их рациональное использование представляет очень сложную задачу.

Многие современные ученые в своих исследованиях доказывают, что значительное число младших школьников не соответствуют своему возрасту по некоторым значимым функциям, таким как внимание, память, организация собственной деятельности, мышление и речь. Большинство детей не осваивают в полной мере программу начальной школы, так как с ними не проводилась работа по формированию интеллектуальной готовности. Таким образом, к составляющим интеллектуальной готовности мы можем отнести познавательную активность, предпосылки учебной деятельности, развитие мыслительных операций и развитие речи.

Отечественный психолог А.В. Запорожец, считал, что интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста следует обогащать с помощью игровой деятельности, так как она является ведущей деятельностью в данном возрасте. Е.Е. Кравцова подчеркивала, что не стоит ограничиваться только сюжетно-ролевой игрой, а также использовать для развития детей игры с правилами.

По мнению Н.А. Коротковой и Н.Я. Михайленко игры с правилами дети начинают осваивать со среднего дошкольного возраста, а для детей старшего дошкольного возраста данные игры занимают особое место. Они помогают ребенку научиться сравнивать, анализировать, договариваться, измерять, считать. Благодаря дидактическим играм, а именно настольно-печатным, у детей развивается произвольность поведения и общение с взрослыми и сверстниками.

Приоритетным средством формирования интеллектуальной готовности к школе у дошкольников нами выбрана игра в шахматы. Благодаря этой игре у детей развивается усидчивость, память, стремление в достижении поставленных целей, умение анализировать собственную деятельность, умение решать логические цепочки в условиях установленного времени.

Шахматы являются уникальным средством развития творческого мышления и гармоничного развития интеллекта ребенка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Проанализировав историю шахмат, можно выделить тот факт, что многие знаменитые шахматисты познакомились с данной игрой в раннем возрасте. Так, например, Г. Агзамов, А. Карпов и С. Решевский начали играть в шахматы со среднего дошкольного возраста; В. Стейниц, М. Эйве, Н. Гаприндашвили с пяти лет; Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер, О. Рубцова, А. Алехин, Ю. Балашов и многие другие – в старшем дошкольном возрасте.

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы является актуальным на сегодняшний день. Просвещение детей с раннего дошкольного возраста в области шахматной игры позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Основными причинами повышения интереса к игре в шахматы являются значимость проблемы развития интеллектуального современного общества, а также творческого развития детей. Шахматы являются частью общечеловеческой культуры, которые имеют огромные возможности приформировании гармоничной личности каждого ребенка [1, c.5].

Процесс обучения основам шахматной игры способствует развитию у детей дошкольного возраста умения самостоятельно действовать в соответствии с определенным алгоритмом, ставить перед собой цель, продумывать и находить способы действия, для решения поставленных перед ними задач, осуществлять правильный выбор между определенными действиями, планировать, анализировать и корректировать свою деятельность. Умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности является одной из распространённых проблем современных детей. Игра в шахматы формирует такие важные качества, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, собранность, изобретательность. Непрерывный процесс обучения игре в шахматы создает у ребенка психологическую готовность к школе, содействует формированию качеств, необходимых для успешной учебы [5].

Таким образом, основополагающую роль в формировании интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе выполняют шахматы. Они учат нестандартному и стратегическому мышлению, способствуют формированию ценностных качеств, помогают научиться ребёнку анализировать собственную деятельность, а главное - в сознании ребёнка выстраивается четкий план действий, дети усваивают алгоритм действия в уме. Шахматы формируют предпосылки учебной деятельности подрастающего ребенка. Они помогают придумывать ребёнку нестандартную цепочку действий. В этой настольной игре нет заранее готовых ответов на вопросы. Ребёнок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, получает и применяет творческие начала, ищет нестандартные решения и своеобразно создаёт комбинации на шахматной доске. Овладение предпосылками учебной деятельности позволяет детям самостоятельно строить новую деятельность.

Список литературы:

1. Гершунский, Б.С. Шахматы – школе / Б.С. Гершунский, А.Н. Костьев, Н.В. Крогиус, В.С.  Хлемендик – М.: Педагогика, 1991. – 336 с.

2. Гришина, В.Г. Малыши играют в шахматы / В.Г. Гришина – М.: Просвещение, 1991. – 158 с.

3. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.

4. Сухин, И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране / И.Г. Сухин – М.: Проматур, 2000. – 176 с.

5. Уварова, JI. H. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе : учеб. пособие / T.H. Уварова. – Уфа: БашГУ, 2005. – 86 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf

7. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru

Просмотров работы: 5