Особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников

Барасов Б.Р. 1, Виноградова Н.И. 2
1, ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»
2ФГБОУ ВО Забайкальский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Выбор профессии в жизни каждого человека имеет огромное значение. Это выбор жизненного пути, выбор судьбы. Это выбор, который делает каждый в юношеском возрасте. Он имеет громадное значение для самого человека и важен для общества. Работа - это главная составляющая человеческой жизни. Работа дает нам не только средства к существованию, но и самоудовлетворение, определенное место в обществе, придает значимость нашей жизни. Выбор профессии – то место, где сходятся интересы личности и общества, где возможно и необходимо гармоничное сочетание личных и общих интересов.

Профессиональное самоопределение личности – сложный, значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры [1].

Особенности профессионального самоопределения зависят от качества влияния учебной мотивации. Учителя по-прежнему часто сталкиваются с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению, факторы оказывающие влияние на выбор профессионального направления. Преподаватели знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формирования у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности, и тогда профессиональное самоопределение будет более определенным. Для того чтобы ученик по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им.

Для выяснения особенностей профессионального самоопределения и влияния учебной мотивации на него было проведено исследование, в котором приняли участие школьники из МБОУ «Токчинской СОШ» всего 52 человек.

В исследовании вошли методики:

Исследование уровня профессионального самоопределения:

Анкета «Личный профессиональный путь»

Исследование учебной мотивации:

Методика диагностики учебной мотивации (Авторы: Калинина Н. В. , Лукьянова М. И.)

В ходе опроса было выявлено, 50% юношей и 59% девушек возраста 13-14 лет, 86% юношей и 52% девушек 16-17 лет на сегодняшний день сделали выбор будущей профессии. Такое распределение соответствует возрастным особенностям в проблеме профессионального самоопределения.

Ответам респондентов, которые указали несколько разных профессии, был присвоен статус «частично сделан выбор». Также этот статус был присвоен ответам, указывающих не конкретную профессию, а предприятие, на котором хотелось бы работать в дальнейшем, например завод, лаборатория, университет, школа, МЧС и т.д. По половому критерию можно отметить, что девушкам более свойственно иметь несколько вариантов профессий или достаточно понимать сферу деятельности, в которой они хотели бы трудиться, исходя из мотивации.

Наибольшие трудности в выборе профессии испытывают подростки, преимущественно подростки-юноши. Данную особенность также отмечает Головей Л.А. в своем эмпирическом исследовании, что у девушек к 14 – 15 годам выбор профессии в большей степени оказывается сформированным, в то время как у юношей к 14 – 16 годам повышается неопределенность профессионального выбора [2].

На вопрос «В чем видите смысл своей профессиональной жизни?» по инструкции респонденты не были ограничены в количестве ответов. Некоторые ограничились однозначным ответом, кто – то посчитал необходимым указать две или три мотивации выбора профессии. Всего получено 85 ответов. Все ответы были разнесены на 5 подгрупп с наиболее популярными мнениями.

Материальная мотивация наиболее популярна среди школьников. 43% респондентов возраста 13-14 лет и 47% респондентов возраста 16-17 лет указали этот ответ. Возможно, это связано с тем, что большинство школьников рассматривает будущую профессию исключительно как возможность быть независимым и самостоятельным (на основании анкеты). Это соответствует возрастной потребности в автономии, независимости, свободы и желании принять права и обязанности взрослого человека.

Второе место у подростков занимает интерес и самореализация (18%). На третьем месте - уважение и признание и только на четвертом – помощь людям.

Для старшеклассников одинаково важным оказались мотивы такие как «помощь людям» «интерес, самореализация». И всего 6% ответов было о значении уважения и признания в работе.

9% подростков, 9% старшеклассников и 14% студентов не смогли объяснить или дали не корректные ответы, например «ради жизни», «чтобы было место в жизни» (на основании анкет).

Ответы респондентов на вопрос «Напишите три самых неприятных момента, связанных с будущей профессией» были разделены на три категории.

В категорию «Знает» попали ответы, которые описывали ситуации, касающиеся непосредственно профессии. Например, высокий уровень ответственности (врач), высокая физическая нагрузка, травмы (хореограф).

В категорию «частично знает» попали некорректные ответы. Учащиеся школ из категории «частично» указывают неприятные моменты, связанные с условиями работы, например короткий отпуск, недружелюбный коллектив, загруженность, и т.д.

Наибольшая информированность о негативных моментах, связанных с будущей профессией у старшеклассников (61%) и наименьшая у подростков (43%).

Знание неприятных моментов связанных с будущей профессией отражает один из критериев профессионального самоопределения – ориентация во времени.

В результатах можно наблюдать определенную тенденцию. Девушки во всех возрастных группах в большей степени имеют представления о неприятных моментах, связанных с будущей профессией.

Еще один вопрос, который оказался показательным для решения задач исследования «Есть ли у вас резервные варианты выбора? Какие?»

Все ответы на этот вопрос были распределены в каждой возрастной группе на две категории «есть» или «нет» резервный вариант профессии.

Видно, что учащиеся школы в большей степени заинтересованы в наличие резервных вариантов выбора. 60% подростков и 64% старшеклассников рассматривают резервные варианты из смежных специальностей или ориентируются на профессиональное направление дополнительных внеклассных занятий. Возможно, это сформировано тем обстоятельством, что школьникам предстоит не только выбрать профессию, исходя из своих интересов, а также выбрать учебное заведение, в котором они будут получать профессиональное образование. В этом контексте, желательно иметь несколько вариантов выбора профессионального пути.

Активность в своих намерениях осуществления профессиональных планов отражал ответ на вопрос «Что вы сейчас уже делаете для реализации своих планов, помимо хорошей учебы?

Ответы респондентов были распределены на две категории относительно актуальных действий для осуществления их профессиональных планов.

Можно видеть, что в 52% подростков, 79% старшеклассников частично реализовывают свои профессиональные цели. На уровне подростков это проявляется в поиске получения профессии, сбор информации об условиях поступления в профессиональное учебное заведение, посещение внешкольных занятий. Старшеклассники проявляют в посещении дополнительных курсов, репетиторов, участия в конференциях, олимпиадах, то есть действия направлены на поступление в конкретное профессиональное учебное заведение (на основании анкет).

Наибольший процент активных респондентов в группе старшеклассников (79%). Можно сделать предположение, что для старшеклассников реализация своих намерений в достижении профессиональной цели наиболее актуальна на сегодняшний день по сравнению с подростками. Их ожидает выпускной класс, итоговые государственные экзамены, которые предопределяют во многом дальнейшую траекторию профессионального маршрута, а именно поступление в профессиональное учебное заведение.

С помощью методики Н.В. Калининой и М.И. Лукьяновой получилось выявить:

В можно видеть 15% подростков, 11% старшеклассников имеют очень высокий уровень, а также 24% подростков и 23% старшеклассников имеют высокий уровень учебной мотивации. При обработке результатов можно принять во внимание, что высокий уровень мотивации заметен у тех учеников, у которых высокий уровень личностного смысла учения.

В возрасте 13-14 лет в общем 15 человек имеют (очень высокий, высокий), уровень учебной мотивации. В возрасте 16-17 лет,(очень высокий, высокий), уровень учебной мотивации имеют 8 человек. В следующей таблице, приведены результаты зависимости.

39% опрошенных подростков имеют высокий, и очень высокий уровень учебной мотивации. Именно эта группа сделала выбор профессии, с учетом своих личных интересов, 89% сделали свой выбор на будущую профессию.

34% опрошенных старшеклассников имеют высокий и очень высокий уровень учебной мотивации. Из этой группы 90% свой выбор на будущую профессию.

Полученные результаты позволяют сформулировать некоторые выводы: Особенностью профессионального самоопределения современных старшеклассников является его зависимость от качества учебного интереса. В свою очередь учебные интересы:

1. Материальная мотивация наиболее популярна среди школьников.

2. Второе место у подросток занимает интерес и самореализация.

3.На третьем месте - уважение и признание и только на четвертом – помощь людям.

4.Для старшеклассников одинаково важным оказались мотивы такие как «помощь людям» «интерес, самореализация».

Таким образом, по результатам исследования можем наблюдать, что среди учеников с повышенной учебной мотивацией большинство выбрало дальнейшую профессию и имеют стремление к ее овладению, а среди тех у кого наблюдается сниженная учебная мотивация не приняло решение дальнейшего профессионального самоопределения.

Список использованной литературы:

1. Архипова И.А. Лучшие тесты самодиагностики личности старшеклассников и студентов. Психологический практикум / И.А. Архипова – СПб.: Наука и техника, 2019. – 288 с.

2. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: Высшая школа, 1999

3. Головей Л.А., Манукян В.Р., Рыкман Л.В. Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование) / Л.А. Головей, В.Р. Манукян, Л.В. Рыкман и др. – СПб.: Нестор - История, 2015. – 336 с.

Просмотров работы: 148