Изучение произведения Сергея Александровича Есенина «Черемуха» в 3 классе с использованием проблемного обучения - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Изучение произведения Сергея Александровича Есенина «Черемуха» в 3 классе с использованием проблемного обучения

Белянкина Д.А. 1
1МГТУ им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время проблемное обучение не является открытием для педагогики и психологии, потому что оно было известно еще во времена Сократа. В дальнейшем идею проблемного обучения развивали Дж. Брунер, М. А. Данилов, Л. В. Занков, Я. А. Коменский, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, Е. Л. Мельникова, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, В. Г. Кудрявцев, и другие [1].

Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск учеником новых знаний и способов действий, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждения, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся [1].

Проблемное обучение предполагает поиск и открытие нового знания самим учеником. Поэтому задача учителя на таких уроках –заинтересовать ученика в этом самом открытии. Не дать знание в готовом виде, а включить детей в активную познавательную деятельность, в ходе которой ученики, двигаясь от наблюдений к выводам, получат новую информацию. Которая, кстати, запомнится им надолго, ведь пришли они к ней самостоятельно.

Рассмотрим проблемную ситуацию на примере стихотворения С. А. Есенина «Черемуха».

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Данное стихотворение изучается в программе В. Г. Горецкого и Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» в третьем классе [2].Тогда ученики впервые знакомятся с творчеством С. А. Есенина. Поэтому, целесообразней будет познакомить ребят сначала с биографией поэта, а так же тематикой его произведений.

Вот как предлагает преподнести эту информацию детям на подготовительном этапе урока, Кутепова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов:

«Родился Сергей Александрович Есенин в 1895 году под Рязанью в селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Родители его были бедными крестьянами. С трёх лет Есенин жил в семье деда по матери. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. А писать он начал рано – в девять лет. Его бабушка знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она подтолкнула его к написанию первых работ.

Большая часть раннего творчества С. А. Есенина посвящена пейзажной лирике. Молодой крестьянский поэт стремился раскрыть перед читателями удивительный мир русской природы. Воспоминания о родном селе позволяли Есенину создавать очень чистые проникновенные произведения, который точно передавали его ощущения. Одним из них является стихотворение «Черемуха», написанное поэтом в 1915 г.» [3].

После этого мы предлагаем задать ребятам ряд проблемных вопросов, чтобы те сами определили тему урока.

- Когда цветет черемуха? (Весной)

- Какой запах имеет черемуха? (Сладкий, ароматный.)

Благодаря этим вопросам ученики приходят к тому, что ответы могут найти в стихотворении С. А. Есенина.

Далее следует этап первичного восприятия текста. Этот этап подразумевает знакомство с самим произведением. При этом, важно помнить, что если учитель читает сам, то его чтение обязательно должно быть обращено к ребенку. Нужно не забывать следить за реакцией учеников, делать паузы, чтобы дать им возможность осмыслить, пережить услышанное.

Вслед за первичным восприятием проводится эмоционально-оценочная беседа, вопросы которой должны быть прежде всего направлены на выявление эмоционального отклика на прочитанное, на проверку понимания детьми общего смысла произведения. Такая беседа помогает выяснить, какое впечатление произвело произведение на детей, и заинтересовать их в анализе текста. В связи с этим, учителем могут быть заданы такие проблемные вопросы, которые будут побуждать ребят высказать свое общее впечатление [4]. Например:

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали это стихотворение? (Восторженные)

- Какой момент в стихотворении впечатлил вас больше всего? Почему?

- Какое настроение передал автор в этом стихотворении? (Радостное, мечтательное.)

- Что вы представляли при чтении произведения? (Цветущую черемуху, а под ней, в траве, искрящийся на солнышке быстрый ручей.)

Следующим этапом работы является анализ. Производится повторное чтение для более глубокого, детального понимания текста. И затем можно перейти к анализу стихотворения, задавая следующие вопросы и предлагая задания:

- Как автор описывает черемуху? (Ребята могут перечитывать строчки, которые, по их мнению, описывают черемуху.)

- Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор для описания черемухи? (Ученики наблюдают изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение.)

- Как вы думаете, ребята, а какое время суток отражено в этом стихотворении? (Ученики находят строчку «На солнышке горит», по которой делают вывод, что это может быть утро или день.)

- Как вы понимаете такие слова и выражения, как «проталинка», «вкрадчиво», «под кручею», «роса медвяная», «зелень пряная», «волной гремучею»?

Этот вопрос даёт понять, что нужно провести словарную работу. Это и будет следующим этапом работы на уроке. Ученики пытаются объяснить значение самостоятельно, а также ищут незнакомое в словарях: медвяная – запах меда, черемуха медоносное растение; гремучая – шумная, издающая громкие звуки; обдает – окатывает водой, брызгами; проталинка – место, где стаял снег; вкрадчиво – осторожно, доверительно; под кручею – под обрывом.

После словарной работы можно перейти к более детальному разбору изобразительно-выразительных средств, задавая такие проблемные вопросы:

- Как называются такие слова: душистая, медвяная? (Эпитеты)

- Можете ли вы назвать какие еще эпитеты встречаются в тексте? (В тексте еще встречаются такие эпитеты, как: “ветки золотистые”, “серебряный ручей”, “золотистая зелень”.)

- А можете ли вы придумать и подобрать свои эпитеты к слову черемуха? (Белая, весенняя, лесная и т.д.)

- Какой прием использует автор, говоря: «зелень… на солнышке горит», «волной гремучею все ветки обдает»? (Метафоры)

- Можно ли сказать, что автор изображает черемуху живой?

- Какой прием он при этом использует? (Олицетворение)

- О ком же можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит? Какой образ олицетворяет черемуха? (Олицетворяет образ девушки)

- Кого подразумевает поэт под образом ручья? (Образ юноши)

После этого следует этап обобщение сказанного и подведение итогов. Учитель может сказать следующее: «Автор описывает черемуху, которая и является основной темой произведения. Он показывает ее, а так же и то, что ее окружает, в красках, в звуках, используя богатый литературный арсенал для того, чтобы сделать свое описание неповторимым. Умелое использование изобразительно-выразительных средств позволили поэту передать свои чувства и задать настроение произведению которое не теряет своего очарования и прелести даже спустя более ста лет.»

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний, развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для детей более привлекательной, основанной на постоянных трудностях, а так же ориентирует на комплексное применение знаний [5]. 

Список литературы:

Пежемская Ю.С. Развивающий диалог как метод проблемного обучения и практика его применения в вузе. Психология в вузе. М.:2009. С. 30–52 с.

Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе В 2 ч. Ч 2 М.: Просвещение 2013. 223с.

Кутепова О.А. Конспект урока литературного чтения 3 класс УМК «Перспектива» «С.А. Есенин Черёмуха» [Электронный ресурс]. URL: /https://storm24.media/news/42338

Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. М., 2006.

Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.:1983.

Просмотров работы: 157