Социальная профилактика девиантного поведения подростков - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Социальная профилактика девиантного поведения подростков

Алехина Е.А. 1
1ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Приоритетной задачей системы образования в нашей стране является не только обучение и развитие, но и воспитание учащихся, что предполагает становление их жизненной позиции и формирование системы ценностей.

Приоритеты сферы образования состоят в том, чтобы из стен образовательных учреждений вышли не просто учащиеся с багажом знаний, умений и навыков по различным научным дисциплинам, но люди самостоятельные, уверенные в себе, хорошо ориентированные в новых условиях социальной реальности, то есть образовательные учреждения должны осуществлять так называемую профилактику девиантного поведения подростков.

В.И. Максаковой профилактика определяется как совокупность мероприятий, цель которых – охрана здоровья, предупреждение распространения болезней человека, улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособностии обеспечение долголетия [3, с. 82].

А.Н. Поддъяковым было отмечено, что профилактикой является совокупность мер, которые разработаны для предотвращения тех или иных отклонений в развитии, обучении, воспитании [4, с. 70].

По мнению ученых, лучшей профилактикой девиантного поведения принято считать целенаправленно организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитательное воздействие. Причем, предупредительные приемы и методы воспитания, согласно многочисленным исследованиям, в том числе, Р.П. Скульского, признаны куда более эффективными по сравнению со средствами сдерживания [6, с. 28].

Анализ исследований профилактики девиаций позволяет выделить следующие методы воспитательно-профилактической работы, которые могут быть использованы с целью социальной профилактики девиантного поведения подростков:

словесный,

практический,

словесно-практический.

По субъектному компоненту методы воспитательно-профилактической работы с целью социальной профилактики девиантного поведения подростков можно подразделить на:

государственные и общественные,

индивидуальные и групповые.

По целевому компоненту методы воспитательно-профилактической работы принято разделять на:

познавательные методы, позволяющие овладеть различными знаниями, способствующими формированию убежденности в правильности той или иной позиции,

практические методы, призванные сформировать правильное отношение к нормам морали и права, а через них к другим социальным ценностям [7, с. 93].

На базе образовательных учреждений возможна реализация программ индивидуальной и групповой социально-педагогической профилактики, и коррекции девиаций, которые должны быть рассчитаны на подростков.

Методы социальной профилактики девиантного поведения подростков, могут использоваться учреждениями как общего, так и дополнительного образования в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ профилактико-корректирующего содержания.

Для родителей и педагогов это, прежде всего, социально-психологические тренинги, психодрамы и социодрамы, позволяющие преодолеть консервативность педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке подростков, установки на доминантность, затруднения в общении. Для подростков, наряду с групповыми социотренингами, эффективное использование индивидуальных занятий по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, самооценки, различных нарушений во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками [1, с. 118].

При построении работы по социальной профилактике девиантного поведения подростков следует опираться на такие правила:

опора на положительные качества личности подростка;

включение подростка в значимую для них деятельность

глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком.

Социальная профилактика является комплексом мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, цель данных мер нейтрализовать воздействие отрицательных факторов социальной среды на личность подростка, для того чтобы предупредить отклонения в его поведении. Таким образом, профилактика – это комплекс рациональных, своевременно предпринятых действий, направленных на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, направленных на то, чтобы сохранить, защитить, поддержать нормальный уровень жизни и здоровья.

Различают следующие виды профилактической деятельности:

первичная профилактика:комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения (деятельность учреждений сферы здравоохранения по своевременной диагностике патологий внутриутробного развития детей; решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования). Именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении подростков [9].

вторичная профилактика: комплекс медицинских, социально-педагогических и прочих мер, направленных на работу с подростками, имеющими девиантное поведение. Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.

третичная профилактика: комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы. 

Основу профилактических мер составляет деятельность, основные задачи которой:

создать оптимальные психолого-педагогические и социально-психологические условия для нормального осуществления процесса социализации личности;

осуществить психолого-педагогическую и социальную помощь семье и подросткам;

обеспечить, если это необходимо, социальную и правовую защиту подростка (такими мерами могут быть принудительное изъятие подростка из семьи, лишение родителей родительских прав и т.п.).

В социальном плане в профилактику девиантного поведения подростков возможно реализовать на нескольких уровнях:

личностный уровень: на данном уровне происходит процесс формирования тех качеств личности подростка, благодаря которым повышается уровень его здоровья;

семейный уровень: в его рамках происходит влияние на микросоциум - семью (на данном уровне возможно проведение тематических родительских собраний, семейных консультаций);

уровень социальный: на данном уровне возможно повлиять на социальную среду подростка (например, возможно проводить классные часы, индивидуальные консультации, профилактические беседы) [8].

Принято выделять четыре группы методов, целью которых является социальной профилактики девиантного поведения личности подростка:

методы, разрушающие отрицательный тип характера: метод «взрыва» и метод реконструкции характера;

метод перестройки мотивационной сферы и самосознания (объективное переосмысление своих достоинств и недостатков, переориентировка самосознания, переубеждение, прогнозирование отрицательного поведения);

метод перестройки жизненного опыта (предписание, ограничение, переучивание, переключение, регламентация образа жизни);

– метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения (поощрение и наказание, соревнование, положительная перспектива) [5, с. 120].

Социальная профилактика девиантного поведения личности предполагает использование следующих педагогических приемов:

доверие: подростку доверяется выполнение значимого общественного поручения коллектива, в котором он бы смог проявить свои знания и умения;

постепенное приучение к деятельности на общую пользу: поручения возможно повторять, усложнять и мотивировать их общественной значимостью;

поддержка коллективистических проявлений: процесс поощрения и одобрения коллективом попыток подростка выполнения общественной работы, а также доброжелательное отношение к нему окружающих;

включение подростка в выполнение коллективных общественно значимых видов деятельности, где ему следует проявить свое отношение к совместным коллективным делам, реализовать умение сотрудничать с одноклассниками.

В социально-педагогическую работу с подростками, обладающими девиантным поведением, как утверждает В..Г. Крысько, необходимо включать различные направления. Прежде всего, таким направлением является проведение профилактической работы, которую возможно реализовать в разнообразных формах.

В систему профилактики девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения включен ряд следующих первоочередных мер:

создавать комплексные группы специалистов, которые смогли бы обеспечить социальную защиту подростков (к таким специалистам относится социальный педагог, психолог, медик, медицинская сестра и др.);

создавать воспитывающую среду, которая позволила бы гармонизировать отношение подростков со своим ближайшим окружением (семья, дом, родственники, друзья);

формировать группу поддержки, в которую входили бы специалисты различного профиля, обучающие родителей решать проблемы, связанные с подростками;

организовать подготовку специалистов, которые могли бы оказать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с подростками группы риска и их семьями;

создавать общественные образовательные программ, целью которых было бы усиление осознания и привлечения внимания к проблемам подростков с отклоняющимся от нормы поведением (такими могут быть различные телевизионные программы, обучающие программы и т.д.);

организовать досуг подростков [2, с. 140].

Сочетание взвешенного индивидуального и коллективного психолого-педагогического воздействия, использование различных форм и видов профилактики при работе с подростками с девиантным поведением может усилить ее результативность, сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств их личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

Список использованных источников:

Детская психология: учебник для студ. сред.учеб. заведений. / Под ред. А.А. Самусенко. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.

Крысько, В.Г. Социальная психология / В.Г. Крысько. - М.: Радуга, 2006. - 202 с.

Максакова, В. И. Организация воспитания школьников: пособие для учителя / В.И. Максакова. - М.: Просвещение, 2005. - 254 с.

Поддьяков, А.Н. Ребенок-школьник: проблемы психического развития и саморазвития / А.Н. Поддьяков. - Школьное образование. - 2012. - № 12. - С. 68-74.

Средства обучения и методика их использования в начальной школе: Кн. для учителя. / Под ред. Г.Ф. Суворовой, Н.В. Владимирова, А.В. Полякова, и др. - М.: Просвещение, 2010. - С. 118-129.

Скульский, Р.П. Учимся быть учителем / Р.П. Скульский. - М.: Педагогика, 2006. - 200 с.

Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб.пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2015. - 520 с.

Педагогическая страничка. Опыт педагогов [Электронный ресурс] URL: http://www.ug.ru/method_article/260 (дата доступа 20.01.2020)

Педагогическая страничка. Опыт педагогов [Электронный ресурс] URL: http://www.ug.ru/method_article/260 (дата доступа 20.01.2020)

Просмотров работы: 56