Современный этап развития российского общества остро поставил задачу патриотического воспитания молодёжи. Общественный прогресс в России невозможен без формирования чувств уважения к Родине.
Патриотическое воспитание настолько значимо, сложно и многообразно, что на каждом этапе развития страны вопрос ставится снова и снова. В последние годы после некоторого небрежения вопрос патриотического воспитания начинает осознаваться с новой силой. Убедительным свидетельством тому стало предстоящее празднование 75-летия Великой Победы.
Библиотеки России всегда были и будут достойными хранителями патриотической традиции в нашей культуре. Сегодня их опыт воспитания подрастающего поколения в духе верности Отечеству нуждается в поддержке, изучении и распространении.
Значимость детской библиотеки в развитии личности зависит от того, что она может предложить подрастающему поколению в плане познания историко-культурных ценностей. Уважение к прошлому своей страны, родного края, своей семьи - основа воспитания патриотизма. В этой связи деятельность библиотек, особенно детских, традиционно направлена на формирование духовного облика юных россиян.
Книгохранилища располагают самыми полными собраниями краеведческих документов и, являясь наиболее доступным социальным институтом, раскрывают с помощью своих фондов сложность и неоднозначность отечественной истории, дают представление о гражданских правах и обязанностях.
В последние годы в деятельности библиотек, работающих с детьми, наметился ряд инноваций, направленных на активизацию чтения, приобщения к российским традициям. Активно используются формы массовой работы с юными читателями, позволяющие вовлечь их в процесс творчества.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» дано следующее определение: «Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины». Данная программа является логическим продолжением предыдущих программ.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества.
Библиотека является важным институтом формирования патриотического сознания детей и подростов. Библиотеки, как накопители исторической памяти, выступают информационными проводниками между поколениями, остаются достойными хранителями патриотических традиций. Перед библиотеками стоит нелёгкая задача – развитие у подрастающего поколения высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, любви к своему Отечеству.
Среди множества задач, которые детская библиотека решает каждый день, выделяются и те, что направлены на:
1) формирование у подрастающего поколения чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России, особенно к Великой Победе над фашизмом;
2) доведение до школьников боевых традиций вооружённых Сил, примеров мужества и героизма защитников отечества, проявленных ими в военные годы;
3) сохранение памяти о великих полководцах, формирование у школьников готовности к достойному и самоотверженному служению Отечеству;
4) воспитание готовности к защите Отечества и службе в армии;
5) побуждение желания соответствовать высокому званию гражданина, уважительно относиться к таким высоконравственным понятиям, как Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм;
6) изучение истории и культуры Отечества и родного края.
7) содействие в воспитании у детей и подростков любви к родной земле, к языку своего народа, его традициям, культуре, а также уважения к языку и культуре других народов.
Всё это стало одним из приоритетных направлений работы библиотеки.
Среди направлений, по которым в детских библиотеках ведётся работа по патриотическому воспитанию школьников, можно выделить следующие:
1. Историко-краеведческое направление
Цель: формирование гордости за историческое прошлое своей Родины и края, уважения к российской культуре и традициям предков.
Задачи:
- формировать чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий;
- изучать историю своей страны, родного края.
2. Гражданско-правовое направление
Цель: изучение государственной символики России, своего города; знакомство с Конституцией РФ, правами и обязанностями гражданина России.
Задачи:
- формировать систему знаний, уважение и интерес к государственным символам России;
- способствовать формированию российской идентичности.
3. Военно-патриотическое направление
Цель: воспитание патриотических чувств школьников через изучение военной истории России, Дней воинской славы, подвигов советских воинов, боевых и трудовых подвигов жителей страны и области в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
- закрепить и углубить исторические познания по теме «Войны в истории России: героические подвиги»;
- формировать умение выразить собственное представление о войне;
- повысить образовательный уровень и расширить читательский кругозор.
4. Литературное краеведение
Цель: знакомство с жизнью и творчеством писателей и поэтов Ульяновской области.
Задачи:
- пробудить интерес к культуре родного края
- расширить и обогатить знания школьников о родных местах.
Формы библиотечной работы, которые используются в формировании патриотического воспитания школьников, разнообразны. Это:
громкие чтения,
виртуальные экскурсии,
фотовыставки,
интерактивные выставки,
тематические вечера,
устные журналы,
театрализованные представления,
беседы, встречи с ветеранами,
дни памяти, уроки мужества,
литературно-музыкальные композиции, и т.д.
Многие мероприятия проводятся с использованием телекоммуникационных технологий.
Самой распространённой формой библиотечной работы по патриотическому воспитанию является выставка, в том числе виртуальная выставка, выставка-диалог. Воспитывая в детях и подростках чувства гражданственности и патриотизма, нельзя забывать о том, что любое библиотечное мероприятие (рассказ, обзор, беседа, литературная экскурсия) сопровождается книжно-иллюстративной выставкой. Она является основой любого мероприятия.
Традиционными методами для библиотек являются:
- книжные выставки, которые позволяют познакомить читателей с военно-историческим прошлым Родины, примерами мужества сверстников. Целесообразно привлекать самих ребят к формированию таких выставок. Например, выставка, посвященная юным героям Великой Отечественной войны «Юные герои Победы» показала высокий интерес учащихся к данной теме. Многие библиотеки устраивают выставку рисунков «Дети и война», которые не только развивают художественно-эстетический вкус, но и вызывают чувство сопереживания, что важно в работе с аудиторией младшего школьного возраста. Примеры выставок, которые организованы в библиотеке: выставка-портрет «Великие россияне», выставка-галерея «Святые для России имена».
- Часы памяти и уроки мужества,на которые приглашаются участники войны и труда, труженики тыла. Это мероприятия, которые могут строиться по принципу воспоминаний о подвигах героев прошлых лет, а также тех, кто совершает подвиги уже в наше время. Крайне важно, чтобы подростки могли равняться на своих выдающихся современников.
Особого внимания требует подбор выступающих специалистов, интересных людей, профессионалов своего дела, которые могут найти контакт со школьной аудиторией, в яркой доступной форме донести свои знания и воспоминания. Для этого библиотекам приходится работать в контакте с самыми разными организациями, тщательно выявляя специалистов, к которым можно обращаться по той или иной теме.
Уроки гражданственности, военно-патриотические игры, концерты, приуроченные к памятным датам Российской истории и многое другое, способствуют возникновению чувства любви и уважения к Родине, стремлению равняться на героев прошлого. Очень актуально воспитание школьников на примере исторического опыта Великой Отечественной войны, так как неразрывно связано с изучением истории Отечества, славных страниц героического прошлого. Изучение истории способствует формированию исторической памяти. Историческая память является эмоциональным и интеллектуальным событием прошлых веков, но обращена к опыту настоящей жизни и будущему страны. Это знания о прошлом, которые обеспечивают передачу моральных и идейных ценностей, а также ориентацию в историческом времени и социальном пространстве.
Деятельность библиотек, направленная на сохранение исторической памяти и передаче её подрастающему поколению через систему информационно-библиотечных мероприятий, может быть очень разносторонней.
Это:
1. различные зрелищные мероприятия, направленные на вызов сильных положительных эмоций, которые способствуют закреплению интереса к теме;
2. информационно-просветительские мероприятия, заставляющие думать и анализировать;
3. игры и викторины, повышающие интерес к теме, основанные в духе соревнования;
4. дискуссии, формирующие умение обосновать свою точку зрения, выработать правильную позицию;
5. флешмобы для привлечение внимания;
6. создание арт-объекта с целью участия в деятельности, направленной на формирование патриотизма.
Всё это, в совокупности с интерактивными формами, может воспитывать и постепенно формировать модель поведения гражданина с активной жизненной позицией.
Итак, рассмотрим роль детской библиотеки в патриотическом воспитании школьника (на примере работы МУК ЦБС Библиотека №3 «Территория милосердия» г. Ульяновска).
Библиотека №3 «Территория милосердия» 70 лет обслуживает жителей Заволжского района города Ульяновска. Библиотека обслуживает в том числе: МБОУ СОШ №22, №42, №74, МБОУ гимназии №44, №59, МБОУ ДШИ №5, специальную коррекционную школу №19, «Дом детства» для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Одним из направлений работы библиотеки является патриотическое воспитание школьников. С участием школьников в библиотеке проводятся:
В рамках военно-патриотического воспитании с цельюформирования у подрастающего поколения чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России, особенно к Великой Победе; доведения до школьников боевых традиций вооружённых Сил, примеров мужества и героизма защитников отечества, воспитания готовности к защите Отечества и службе в армии:
- Уроки патриотизма «900 блокадных дней», «200 дней мужества. Сталинградская битва»
- Час мужества «Улицы наших героев», «Дети – герои Великой Отечественной войны»
- Час творчества «День защитника Отечества»
- Громкие чтения «Читаем детям о войне» (в рамках международной акции)
- Час профориентации военных профессий (для учащихся старшего звена)
В рамках историко-краеведческого воспитания с целью формированиялюбви к своему родному краю, знания его истории, уважительного отношения к населяющим его народностям:
- Фестиваль народного творчества «Заволжская палитра»
- Краеведческий час «Ульяновские просторы – Ульяновская земля» (ко дню образования Ульяновской области)
- Урок краеведения «Птица счастья Ильи Таранова» (к неделе краеведческой книги)
- Виртуальная экскурсия «Святой благовест несохранившихся храмов Симбирской земли»
- Час истории «Когда был Ленин маленьким…» (ко дню рождения В.И. Ленина)
- Виртуальная экскурсия «Край родной»
- Краеведческий квест «Пешком в историю»
В рамках литературное краеведение с целью приобщения к лучшим образцам отечественной литературы и популяризации творчества выдающихся писателей-земляков:
- Урок-знакомство «Наш Карамзин»
- Литературные чтения «Сказки Карамзина»
- Литературный час «Доброе слово приятно каждому». В рамкахдуховно-нравственного воспитания с целью осознания высших ценностей, идеалов и ориентиров, а также сохранения традиционных духовных ценностей:
- Час литературного и духовного общения «Школа, где учат быть добрыми» - (образ детей и подростков в православной литературе).
В библиотеке организуются книжные выставки (в годовом плане библиотеки 43 выставки).
Патриотизм самым тесным образом связан с культурой человека, и можно сказать, что – это свойство культурного человека, воспитанного на сокровищах отечественной и зарубежной литературы. Воспитание патриота на лучших образцах отечественной литературы – главное в работе библиотек.
Список источников:
1. Басов, С. На пути к гражданскому обществу [Текст] / С. Басов // Библиотека. – 2007. – № 5. – С. 19-21.
2. Бубекина, Н. В. Патриотическое воспитание в детских библиотеках Текст. / Н. В. Бубекина // Школьная библиотека. 2003. - № 4. - С. 34-41.
3. Патриотизм: история, современность, образ будущего: международная научно-практическая конференция, посвящённая 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Ульяновск, 14-16 апреля 2015г.) [Текст]: сборник научных трудов. В 2 частях. Ч.1 / под ред. Т.В. Петуховой. – Ульяновск: УлГТУ, 2015. – 313 с.
4. Петровская, Г. Подвиг в сознании современной молодёжи [Текст]: воспитание патриотизма на примере книг о Великой Отечественной войне / Г. Петровская // Библиотека. – 2010. ‒ № 11. – С. 42-45.