РОЛЬ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКА (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ МУК ЦБС БИБЛИОТЕКА №3 «ТЕРРИТОРИЯ МИЛОСЕРДИЯ» Г. УЛЬЯНОВСКА) - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РОЛЬ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКА (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ МУК ЦБС БИБЛИОТЕКА №3 «ТЕРРИТОРИЯ МИЛОСЕРДИЯ» Г. УЛЬЯНОВСКА)

Румянцева Е.Н. 1, Румянцева Е.А. 1, Данильченко А.В. 1
1ОГБПОУ "УККиИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный этап развития российского общества остро поставил задачу патриотического воспитания молодёжи. Общественный прогресс в России невозможен без формирования чувств уважения к Родине.

Патриотическое воспитание настолько значимо, сложно и многообразно, что на каждом этапе развития страны вопрос ставится снова и снова. В последние годы после некоторого небрежения вопрос патриотического воспитания начинает осознаваться с новой силой. Убедительным свидетельством тому стало предстоящее празднование 75-летия Великой Победы.

Библиотеки России всегда были и будут достойными хранителями патриотической традиции в нашей культуре. Сегодня их опыт воспитания подрастающего поколения в духе верности Отечеству нуждается в поддержке, изучении и распространении.

Значимость детской библиотеки в развитии личности зависит от того, что она может предложить подрастающему поколению в плане познания историко-культурных ценностей. Уважение к прошлому своей страны, родного края, своей семьи - основа воспитания патриотизма. В этой связи деятельность библиотек, особенно детских, традиционно направлена на формирование духовного облика юных россиян.

Книгохранилища располагают самыми полными собраниями краеведческих документов и, являясь наиболее доступным социальным институтом, раскрывают с помощью своих фондов сложность и неоднозначность отечественной истории, дают представление о гражданских правах и обязанностях.

В последние годы в деятельности библиотек, работающих с детьми, наметился ряд инноваций, направленных на активизацию чтения, приобщения к российским традициям. Активно используются формы массовой работы с юными читателями, позволяющие вовлечь их в процесс творчества.

   В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» дано следующее определение: «Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины». Данная программа является логическим продолжением предыдущих программ.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества.

Библиотека является важным институтом формирования патриотического сознания детей и подростов. Библиотеки, как накопители исторической памяти, выступают информационными проводниками между поколениями, остаются достойными хранителями патриотических традиций. Перед библиотеками стоит нелёгкая задача – развитие у подрастающего поколения высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, любви к своему Отечеству.

Среди множества задач, которые детская библиотека решает каждый день, выделяются и те, что направлены на:

1) формирование у подрастающего поколения чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России, особенно к Великой Победе над фашизмом;

2) доведение до школьников боевых традиций вооружённых Сил, примеров мужества и героизма защитников отечества, проявленных ими в военные годы;

3) сохранение памяти о великих полководцах, формирование у школьников готовности к достойному и самоотверженному служению Отечеству;

4) воспитание готовности к защите Отечества и службе в армии;

5) побуждение желания соответствовать высокому званию гражданина, уважительно относиться к таким высоконравственным понятиям, как Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм;

6) изучение истории и культуры Отечества и родного края.

7) содействие в воспитании у детей и подростков любви к родной земле, к языку своего народа, его традициям, культуре, а также уважения к языку и культуре других народов.

Всё это стало одним из приоритетных направлений работы библиотеки.

Среди направлений, по которым в детских библиотеках ведётся работа по патриотическому воспитанию школьников, можно выделить следующие:

1. Историко-краеведческое направление  

Цель: формирование гордости за историческое прошлое своей Родины и края, уважения к российской  культуре и традициям предков.

Задачи:

- формировать чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий;

- изучать историю своей страны, родного края.

2. Гражданско-правовое  направление   

Цель: изучение  государственной символики  России, своего города; знакомство с  Конституцией РФ, правами и обязанностями гражданина России.

Задачи:

- формировать систему знаний,  уважение и интерес к государственным символам России;

- способствовать формированию российской идентичности.

3. Военно-патриотическое направление    

 Цель: воспитание  патриотических чувств школьников через  изучение военной истории России,  Дней воинской славы,  подвигов советских воинов,  боевых  и  трудовых  подвигов  жителей  страны и области  в  годы  Великой Отечественной войны.

Задачи:

- закрепить и углубить исторические познания по теме «Войны в истории России: героические подвиги»;

- формировать умение выразить собственное представление о войне;

- повысить образовательный уровень и расширить читательский кругозор.

4. Литературное краеведение      

Цель: знакомство с жизнью и творчеством писателей  и поэтов  Ульяновской области.

Задачи:

- пробудить интерес к  культуре родного края  

- расширить и обогатить знания школьников о родных местах.  

Формы библиотечной работы, которые используются в формировании патриотического воспитания школьников, разнообразны.  Это:

громкие чтения,

виртуальные экскурсии,

фотовыставки,

интерактивные выставки,

тематические вечера,

устные журналы,

театрализованные   представления,

беседы, встречи с ветеранами,

дни памяти, уроки мужества,

литературно-музыкальные композиции, и т.д.

Многие мероприятия проводятся с использованием  телекоммуникационных технологий.

Самой распространённой формой библиотечной работы по патриотическому воспитанию является выставка, в том числе виртуальная выставка, выставка-диалог. Воспитывая в детях и подростках чувства гражданственности и патриотизма, нельзя забывать о том, что любое библиотечное мероприятие (рассказ, обзор, беседа, литературная экскурсия) сопровождается книжно-иллюстративной выставкой. Она является основой любого мероприятия.

Традиционными методами для библиотек являются:

- книжные выставки, которые позволяют познакомить читателей с военно-историческим прошлым Родины, примерами мужества сверстников. Целесообразно привлекать самих ребят к формированию таких выставок. Например, выставка, посвященная юным героям Великой Отечественной войны «Юные герои Победы» показала высокий интерес учащихся к данной теме. Многие библиотеки устраивают выставку рисунков «Дети и война», которые не только развивают художественно-эстетический вкус, но и вызывают чувство сопереживания, что важно в работе с аудиторией младшего школьного возраста. Примеры выставок, которые  организованы  в библиотеке: выставка-портрет «Великие россияне», выставка-галерея «Святые для России имена». 

- Часы памяти и уроки мужества,на которые приглашаются участники войны и труда, труженики тыла. Это мероприятия, которые могут строиться по принципу воспоминаний о подвигах героев прошлых лет, а также тех, кто совершает подвиги уже в наше время. Крайне важно, чтобы подростки могли равняться на своих выдающихся современников.

Особого внимания требует подбор выступающих специалистов, интересных людей, профессионалов своего дела, которые могут найти контакт со школьной аудиторией, в яркой доступной форме донести свои знания и воспоминания. Для этого библиотекам приходится работать в контакте с самыми разными организациями, тщательно выявляя специалистов, к которым можно обращаться по той или иной теме.

Уроки гражданственности, военно-патриотические игры, концерты, приуроченные к памятным датам Российской истории и многое другое, способствуют возникновению чувства любви и уважения к Родине, стремлению равняться на героев прошлого. Очень актуально воспитание школьников на примере исторического опыта Великой Отечественной войны, так как неразрывно связано с изучением истории Отечества, славных страниц героического прошлого. Изучение истории способствует формированию исторической памяти. Историческая память является эмоциональным и интеллектуальным событием прошлых веков, но обращена к опыту настоящей жизни и будущему страны. Это знания  о  прошлом, которые  обеспечивают  передачу  моральных  и  идейных  ценностей,  а  также  ориентацию  в  историческом  времени  и  социальном  пространстве. 

Деятельность библиотек, направленная на сохранение исторической памяти и передаче её подрастающему поколению через систему информационно-библиотечных мероприятий, может быть очень разносторонней.

Это:

1. различные зрелищные мероприятия, направленные на вызов сильных положительных эмоций, которые способствуют закреплению интереса к теме;

2. информационно-просветительские мероприятия, заставляющие думать и анализировать;

3. игры и викторины, повышающие интерес к теме, основанные в духе соревнования;

4. дискуссии, формирующие умение обосновать свою точку зрения, выработать правильную позицию;

5. флешмобы для привлечение внимания;

6. создание арт-объекта с целью участия в деятельности, направленной на формирование патриотизма.

Всё это, в совокупности с интерактивными формами, может воспитывать и постепенно формировать модель поведения гражданина с активной жизненной позицией.

Итак, рассмотрим роль детской библиотеки в патриотическом воспитании школьника (на примере работы МУК ЦБС Библиотека №3 «Территория милосердия» г. Ульяновска).

Библиотека №3 «Территория милосердия» 70 лет обслуживает жителей Заволжского района города Ульяновска. Библиотека обслуживает в том числе: МБОУ СОШ №22, №42, №74, МБОУ гимназии №44, №59, МБОУ ДШИ №5, специальную коррекционную школу №19, «Дом детства» для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Одним из направлений работы библиотеки является патриотическое воспитание школьников. С участием школьников в библиотеке проводятся:

В рамках военно-патриотического воспитании с цельюформирования у подрастающего поколения чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России, особенно к Великой Победе; доведения до школьников боевых традиций вооружённых Сил, примеров мужества и героизма защитников отечества, воспитания готовности к защите Отечества и службе в армии:

- Уроки патриотизма «900 блокадных дней», «200 дней мужества. Сталинградская битва»

- Час мужества «Улицы наших героев», «Дети – герои Великой Отечественной войны»

- Час творчества «День защитника Отечества»

- Громкие чтения «Читаем детям о войне» (в рамках международной акции)

- Час профориентации военных профессий (для учащихся старшего звена)

В рамках историко-краеведческого воспитания с целью формированиялюбви к своему родному краю, знания его истории, уважительного отношения к населяющим его народностям:

- Фестиваль народного творчества «Заволжская палитра»

- Краеведческий час «Ульяновские просторы – Ульяновская земля» (ко дню образования Ульяновской области)

- Урок краеведения «Птица счастья Ильи Таранова» (к неделе краеведческой книги)

- Виртуальная экскурсия «Святой благовест несохранившихся храмов Симбирской земли»

- Час истории «Когда был Ленин маленьким…» (ко дню рождения В.И. Ленина)

- Виртуальная экскурсия «Край родной»

- Краеведческий квест «Пешком в историю»

В рамках литературное краеведение с целью приобщения к лучшим образцам отечественной литературы и популяризации творчества выдающихся писателей-земляков:

- Урок-знакомство «Наш Карамзин»

- Литературные чтения «Сказки Карамзина»

- Литературный час «Доброе слово приятно каждому». В рамкахдуховно-нравственного воспитания с целью осознания высших ценностей, идеалов и ориентиров, а также сохранения традиционных духовных ценностей:

- Час литературного и духовного общения «Школа, где учат быть добрыми» - (образ детей и подростков в православной литературе).

В библиотеке организуются книжные выставки (в годовом плане библиотеки 43 выставки).

Патриотизм самым тесным образом связан с культурой человека, и можно сказать, что – это свойство культурного человека, воспитанного на сокровищах отечественной и зарубежной литературы. Воспитание патриота на лучших образцах отечественной литературы – главное в работе библиотек.

Список источников:

1. Басов, С. На пути к гражданскому обществу [Текст] / С. Басов // Библиотека. – 2007. – № 5. – С. 19-21.

2. Бубекина, Н. В. Патриотическое воспитание в детских библиотеках Текст. / Н. В. Бубекина // Школьная библиотека. 2003. - № 4. - С. 34-41.

3. Патриотизм: история, современность, образ будущего: международная научно-практическая конференция, посвящённая 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Ульяновск, 14-16 апреля 2015г.) [Текст]: сборник научных трудов. В 2 частях. Ч.1 / под ред. Т.В. Петуховой. – Ульяновск: УлГТУ, 2015. – 313 с.

4. Петровская, Г. Подвиг в сознании современной молодёжи [Текст]: воспитание патриотизма на примере книг о Великой Отечественной войне / Г. Петровская // Библиотека. – 2010. ‒ № 11. – С. 42-45.

Просмотров работы: 214