РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Якубова Н.Н. 1
1ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Франция – страна, переполненная сознанием своей исключительности. Здесь свои обычаи, как двухчасовой перерыв на обед, свои представления о добре и зле, любви к детям.

Франция всегда гордилась своей системой образования, имеющей многовековые традиции. На всей территории Франции действует отлаженная система образования, разработаны превосходные методики. Детей водят в научные лаборатории и мастерские художников, на выставки и заводы, в кабинеты министров и на фермы, на концерты и в парламенты. Везде их приветливо принимают, внимательно слушают, доходчиво объясняют и терпеливо показывают. Детей стараются поскорее и получше научить всему, что умеют сами. Их рано допускают в реальную жизнь и стремятся привлечь к участию. [6]

Система образования во Франции имеет вековую историю. Образование бесплатно, не имеет религиозного содержания и обязательно для детей от 6 до 16 лет. Во Франции сосуществуют частная и государственная системы образования. В частных учебных заведениях обучается около 20% всех учащихся Франции. Государство утверждает все школьные программы для частных и государственных школ, организует конкурсы и экзамены. Только государство имеет право на выдачу дипломов до уровня бакалавра (baccalaureat). Система образования во Франции имеет ярко выраженную национальную специфику. В этой стране своя система дипломов и ученых степеней, особое деление на циклы. И особое отношение к дипломам государственных учебных заведений: они, как правило, уровнем гораздо выше, чем дипломы частных школ и университетов.

Особенности французского образования

Система образования во Франции очень централизована и подчинена национальному министерству. Сегодня в этой стране существует около 65 тысяч учреждений, где обучают школьников и студентов. От 15 до 20% из них — частные. Общее количество учащихся около 15 миллионов. Треть из этого числа составляют студенты. Образование до 16 лет является обязательным и предполагает государственное финансирование. Ученикам бесплатно предоставляются даже учебники, им оплачивается проезд до школы. Ещё одной особенностью французского просвещения является подчёркнутая светскость. Религиозное образование в государственных школах запрещено. В подавляющем большинстве учебных заведений преподавание ведётся на французском языке. [3]

Компоненты французского образования

Ещё в XIX веке в государстве были приняты законы, согласно которым родители должны были отдавать в школы детей в возрасте от шести до двенадцати лет. А в 50-е годы прошлого века во Франции начала постепенно складываться система образования в том виде, в каком она существует до сих пор. Частью этой системы стал декрет об обязательном образовании детей до 16 лет. Он был полностью реализован в 80-х годах XX века. Теперь система образования во Франции состоит из следующих этапов:

дошкольное и начальное образование (ясли, детские сады, начальная школа);

среднее образование (коллеж, лицей);

высшее образование (университетское, техническое, профессиональное, высшие школы). [1]

Детские сады и начальные школы финансируются коммунами, коллежи – департаментами, а лицеи и профессиональное обучение – регионами. Качество обучения очень высокое, уровень одинаков как в столице страны и центральных округах, так и в провинциальных департаментах.

Дошкольное воспитание

Дошкольное образование представлено во Франции яслями и детскими садами. Ясли принимают малышей с трёхмесячного возраста. В детских садах (l’école maternelle) воспитанники делятся на три или четыре группы. В первой из них находятся малыши до четырёх лет. Иногда эту группу делят на две разные – для младших и совсем маленьких детей. Там они в основном играют, самовыражаются. Вторая группа рассчитана на детей от 4 до 5 лет. На этом этапе малыши учатся петь, рисовать, реализовывать творческие способности и общаться. Третья группа входит в состав начальной школы. В детских садах приняты уроки «открытия мира». Воспитатели часто выводят малышей на природу. Во время таких прогулок устраиваются пикники, дети играют на свежем воздухе и знакомятся с окрестностями. По средам детские сады не работают.

Начальная школа (L’école élémentaire)

В пять лет заканчивается так называемый первый образовательный цикл и начинается второй. В старшей группе детского сада (5-6 лет) добавляются уроки письма, чтения и других предметов. Этот этап представляет собой первые шаги школьного образования. Дети развивают знание языка, готовятся к перемене своего статуса. Два последних года в детском саду соответствуют двум первым годам начальной школы. В это время формируются базовые знания, на основе которых ребёнок сможет учиться в будущем. В шесть лет дети проходят подготовительный курс начальной школы (Cours préparatoire). Именно с этого момента начинается обязательное и бесплатное для французских граждан образование. [2]

Обучение в начальной школе длится до 11 лет. С семи до восьми лет дети проходят базовый курс (Cours élémentaire 1 и 2), с девяти до десяти – средний курс (Cours moyen 1 и 2). Основные направления начального образования – математика, успешная коммуникация, умение правильно говорить и писать по-французски и эстетическое воспитание. Школьной формы нет. Родители стараются отдать ребёнка в учреждение, которое находится поближе к дому. На этом этапе учителя помогают наиболее успевающим «перепрыгнуть» в следующий класс, чтобы не было скучно на уроках.

Среднее образование

Система коллежей

В 11 лет французские школьники поступают в коллежи, которые обучают детей по единым стандартам образования. Коллеж во Франции это обычная европейская средняя школа, где учатся четыре года. Классы коллежа нумеруют в обратном порядке. В шестом классе изучают адаптационный курс. Он состоит из нескольких общеобразовательных дисциплин (это математика, французский и дополнительный иностранный язык, а также история). Пятый и четвёртый классы называются центральным курсом. За эти два года программа пополняется ещё несколькими предметами: ещё одним иностранным языком, химией, физикой, латынью или греческим. Третий класс (он же последний) называется ориентационным. Начинается специализация, когда углублённо преподают предметы, которые школьник будет изучать в дальнейшем. Ученик также может выбрать особый предмет «Вступление в жизнь – выбор профессии». После окончания коллежа выдаётся аттестат о неполном среднем образовании (brevet). На этом обязательное образование заканчивается.

Особенности национального образования

Все школьные программы определяются на уровне министерства, с многочисленными процедурами консультаций и различных инстанций, их задумывают, уточняют и адаптируют. Все программы являются государственными и одинаковыми и на национальном уровне, и учителя должны с ними считаться. Конечно, в своей работе они вынуждены их адаптировать к уровню подготовки учащихся. Но во Франции не существует "специализированной школы". На уровне лицея появляются направления профессиональной подготовки или специализации. [10]

Изучение предметов во французской школе

Школьные предметы практически неизменны до завершения колледжа, и имеют примерно такую недельную нагрузку:

24 часов в неделю в младшей школе;

25 до 28 часов в неделю – в колледже.

В частности, в колледже изучают французский – 5; математику – 4 часа; историю и географию – 3; первый иностранный язык, часто английский – 3; второй иностранный, часто испанский – 3, с 4 класса; науки о жизни и земле – 1,5 часа; физику и химию – 1,5 часа; технологию – 1,5 часа; пластические искусства – 1; музыку – 1; физкультуру и спорт – 3. Латинский и древнегреческий языки – предметы факультативные.

В младшей школе 6 уроков, с понедельника по пятницу, но дважды в неделю количество уроков сокращено ради игровой (учебной) активности. В младшей школе у детей также нет уроков в среду после обеда. Как правило, в младшей школе уроки длятся с 8.30 до 11.30, а затем с 13.30 до 16.30. [9]

Учебный план технологического образования во Франции

Технология – обязательный предмет в течение четырех лет обучения на первой ступени средней школы (возраст 11-15 лет). Для каждого года имеются подробные учебные планы для уровней шестого класса (11-12 лет, подготовительный уровень), пятого (12-13 лет, первый основной год обучения), четвертого (13-14 лет, второй основной год обучения) и третьего (14-15 лет, пред профильный уровень). Отсутствует подробный план для начальной школы. [7]

Цель технологического образования – разъяснить связи труда, его продуктов и человеческих потребностей, влияние технологии на общество и культуру. При изучении технологии учащиеся должны видеть конкретную ситуацию, требующую приложений знаний (ноу–хау) и необходимых умений. Эти умения развиваются во время процесса обучения. Технологическое образование предоставляет учащимся возможность: познакомиться с техническими системами и их применением; научиться пользоваться правильной терминологией этого предмета; познакомиться со специальными методами технологии, которые дают возможность найти решение нестандартных проблем; знать как осуществлять экспертизы и оценки в различных ситуациях для решения проблем; использовать оборудование и системы контроля, следуя правилам безопасной работы и законам эргономики; изучать развитие различных средств производства и разные технические решения подобных технических проблем; устанавливать связи между школой и предприятиями; выработать свою критическую позицию и объективный взгляд на технологический мир.

В начальной школе изучаются простые механизмы, электрические схемы, производство энергии и производство в общем виде. Учащиеся заняты выполнением небольших проектов с применением компьютеров. В средней школе изучаются: производство, маркетинг, анализ потребностей и профессии на производстве и в сервисе, а также применение компьютерных программ САD/САМ.

Особенно важной считается интеграция с французским языком. Это включает использование, создание текста, анализ языка рекламы в целях разумного употребления языка. Подчеркиваются связи между французским языком, наукой и изучением общества с использованием компьютеров. Время, выделенное на изучение технологии, варьируется от 90 до 120 минут в неделю. Технологическое образование получают как девушки, так и юноши.

Технологическое образование преподают учителя начальных классов на начальном уровне и учителя технологии в средней школе. Отводится 60% общего времени обучения на обучение в деятельности. Сохраняется преемственность в изучении технологии в начальной школе и в средней школе.

Стоимость обучения во французских школах

Государственная школа является абсолютно бесплатной, и образовательным учреждениям строго запрещено требовать у семей учащихся любые средства на любые нужды.

С XIX века Франция живет с идеей о том, что школа должна быть, во-первых, бесплатной, во-вторых, светской и, наконец, обязательной. При этом, конечно, родители должны обеспечивать своих детей тетрадями, ручками и другим канцелярскими принадлежностями. [8]

Французские дети обедают в школе. Цена обеда зависит от дохода родителей, от коммунальной помощи, различных субвенций и т.д.  Например, в Париже обед в школьной столовой стоит 3,65 евро. Но большие суммы тратятся на то, чтобы помочь малообеспеченным семьям, для которых эта цена является слишком высокой.

Частные школы

Во Франции существует два типа частных школ: школы, которые имеют контракт с государством и сотрудничают с государственной службой, и школы, которые такого контракта не имеют.

Большинство частных школ по контракту – это католические, протестантские или еврейские школы. В этих школах учителей выбирает и берет на работу сама школа, но их проверяет и подтверждает государство, и именно государство платит им зарплату. Эти школы обязаны соблюдать общенациональную школьную программу. Однако они свободно выбирают своих учеников и учителей и не вынуждены придерживаться принципа светского образования. [5]

Частные школы, которые не имеют контракта с государством, все–таки государством контролируются – но они не обязаны, например, выполнять решения совета класса государственных школ. Поэтому, на практике, они могут быть «последней надеждой» для «сложных» учащихся. Частные школы также имеют право освобождаться от слишком «слабых» учеников. Они могут иметь и интересные педагогические проекты. Все эти факторы вместе объясняют привлекательность частных школ.

За обучение в частной школе надо платить – но они преимущественно остаются доступными для «среднего класса».

Заключение

«Французская система образования, – констатировалось в преамбуле проекта Бийера, – является наследницей древней традиции, которая до сих пор в значительной степени вдохновляет нашу (т.е. французскую, прим. автора) педагогику. Она превозносит развитие спекулятивного мышления и способности к дедуктивным умозаключениям… но не придает ценности другим умственным способностям, в частности, художественным и практическим, столь необходимым высококвалифицированному рабочему, ученому, изобретателю» (Вульфсон Б.Л.). [4]

Одна из особенностей французского образования заключается в том, что учебные заведения находятся на попечении государства, а также получают от него серьезную материальную поддержку.

Что касается школьного и дошкольного образования, то оно не носит обязательного характера, но большая часть детей его получает. Однако необходимо заметить, что на этом этапе жизни ребенка начинают закладывать основные традиции французского образования. На начальном этапе образования закладываются фундаментальные основы знаний и навыков. Именно поэтому, на этой стадии обучения важно, как можно больше контролировать обучение ребенка.

Среднее образование является определяющим звеном системы. Определяющим потому, что оно даёт очертание социальному статусу ребенка, а также определяет его дальнейшую жизнь. Учащийся решает продолжать свое образование дальше или остановиться на данном этапе. Важно отметить, что допуском к высшему образованию является диплом бакалавра. И если гражданин решает продолжить обучение в высшем учебном заведении, то получение диплома бакалавра для него обязательно. Но если он справляется с этой трудностью, то переходит на новый этап. Если он решил закончить свое обучение, то попадает в мир взрослых с проблемами трудоустройства, безработицей и низкой оплатой.

Высшее образование дает шанс учащимся занимать руководящие посты, а также получать достойную оплату труда. Наличие диплома о высшем образовании высоко оценивается обществом. Образованный человек – это личность, способная мыслить логически, обладающая определённым уровнем интеллекта, стремлением к самообразованию, позволяющим восстанавливать недостающие звенья в системе знаний и повышать свой уровень развития.

Современная система французского образования складывалась на протяжении последних двух столетий и считается одной из самых передовых в мире. Родина Вольтера и Руссо считает эту систему одним из важнейших завоеваний нации и частью французского вклада в мировую цивилизацию.

Список литературы:

1. Бунге, Н.Х. Государство и народное образование начальное и профессиональное, то есть ученое, реальное и художественное, в Германии, Англии и Франции / Н.Х.Бунге. – СПб : Лань, 2013. 102 с.

2. Хохотунцев, Ю.Л. Технологическое образование школьников в Великобритании, Франции, США, Австралии, Швеции и Нидерландах. Иконопись / Ю.Л. Хохотунцев, А.Ж.Насипов. – М.: МГТУ, 2010. – 71 с.

3. Система образования во Франции: особенности обучения и проблемы.[Электронный ресурс] // сайт EMIGRANT. Режим доступа: https://emigrant.guru/kak/sistema-obrazovaniya-vo-frantsii-osobennosti.html (дата обращения 12.12.2019).

4. Вульфсон, Б.Л. Школа современной Франции / Б.Л. Вульфсон М.: Педагогика, 1970.

5. Вульфсон, Б.Л. Высшее образование на пороге ΧΧΙ века: успехи и переменные проблемы / Б.Л. Вульфсон М.: Педагогика, Ч.З., 2005.

6. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: история современные педагогические проблемы / Б.Л. Вульфсон М.: УРАО, 2013.

7. Вульфсон, Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге ΧΧΙ века / Б.Л. Вульфсон М.: УРАО, 2008.

8. Мальков, З.А. Современная школа и педагогика в капиталистических странах / З.А. Мальков, Б.Л. Вульфсон. М.,2005г.- 297с.

9. Френе, С. Антология гуманной педагогики / С. Френе М., 2006г.- 150с.

10. Фрумов, С.А. Французская школа и борьба за её демократию 1850-1870 г. / С.А.Фрумов М., 2006 г. – 210с.

Просмотров работы: 351