Введение
Проект – это цель, принятая и освоенная, актуальная, – это самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов.
Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Мне очень нравиться вязать. Подыскивая интересные идеи для своего проекта я познакомилась с техникой изготовления вязанных игрушек. Это занятие заинтересовало меня.
Не секрет, что даже взрослые любят игрушки. Они позволяют пусть и на короткое время вернуться в мир, где нет тревог и забот, где все просто и интересно, в мир своего детства. Может, поэтому многих захватывает изготовление игрушек. Кто-то мастерит их из кожи и дерева, кто-то – из лоскутков ткани, отливает фарфоровые или гипсовые лица кукол, лепит из глины крошечные ручки и ножки, а кто-то берет в руки спицы или крючок и начинает вязать. Порой из рук мастерицы выходит не совсем аккуратный персонаж, не то, что хотелось бы, но все равно эта игрушка для ребенка становится наиболее любимой, так как она несет тепло рук ее изготовительницы.
Начиная вязать игрушку, подумайте о своем будущем создании, постарайтесь передать через него все свои любовь, радость, заботу о вашем ребенке или о том, кому предназначается поделка.
ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
Выбор идеи.
Звездочка идей.
Проблема
Рис. 1.1.
Я решила связать игрушку. Выбрала я эту тему потому, что подыскивая интересные идеи для творчества, у меня возникло желание связать игрушку, которая будет красивой и привлекательной. Вязать оказалось очень легко и захватывающе.
По моему мнению, всегда можно купить что-нибудь, но изделие, выполненное своими руками, будет украшением и надолго сохраниться.
Обоснование идеи
Вязанная игрушка
Рис. 1.2.
1.2 Цели и задачи проекта
Цель проекта:
Обучающая:
Изготовить вязаную игрушку в рамках творческого проекта.
Развивающая:
Развивать умения анализировать и синтезировать информацию, применять полученные знания по проектной методике на практике.
Формировать самостоятельное, критическое мышление.
Воспитательная:
Формирование установки на творческий подход.
Воспитание интереса к предмету и искусству вязания.
Задачи проекта:
Выбрать тему творческого проекта.
Разработать этапы проектной деятельности.
Обучиться технологии изготовления вязаных игрушек.
Спроектировать и изготовить игрушку из подручных материалов.
Обобщить результаты работы над проектом в форме портфолио.
Защитить творческий проект.
Историческая справка
Вязание крючком относительно молодой вид рукоделия. Первое полотно датируется XVI веком. Первое письменное упоминание этого вида рукоделия найдено в мемуарах 1899 г. Элизабет Грант – ирландской путешественницы того времени.
История возникновения вязания крючком свидетельствует: жители Китая и арабы также умели пользоваться загнутыми на концах палочками. Они владели техникой вязки, позволяющей создавать сложные многоцветные узоры.
В нашей стране вязание крючком появилось в XIX. Крестьянами чаще всего использовалась овечья шерсть, из которой вязали рукавицы, носочки, сапожки. Искусные мастерицы создавали кружева для отделки одежды и украшения скатертей, занавесок.
Постепенно вязаные изделия стали настолько популярны, что на них обратили внимание модные дизайнеры. На сегодняшний день вязанием крючком увлекаются люди различного социального статуса, возраста и пола.
Игрушки вошли в жизнь наших предков очень давно. Самые древние из них относятся к периоду 10-15 веков. В это время игрушки делали из подручного материала – дерева, кожи, глины, ткани. С малых лет дети играли с игрушками в виде птичек, коней, медведей, которые прививали любовь к природе и окружающему миру. Они кроме забавы еще служили оберегами.
Технология изготовления игрушек со временем совершенствовалась. Очень часто в народном творчестве использовались такие материалы как лен, солома, пряжа.
Проходили годы, и игрушки из глины постепенно утрачивали свою актуальность. Их место занимали вязаные игрушки. Они очень мягкие и приятные на ощупь. А глиняные фигурки превращались в простые сувениры.
Вязаные игрушки крючком не только красиво смотрятся. Важная особенность состоит в том, что у вас есть возможность полностью контролировать процесс изготовления изделия.
Аналоги изделия:
Рис. 1.3
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Материалы и инструменты
Для изготовления необходимо:
1. крючок №1.4;
2. ниточки коричневого цвета, серые нитки «Ирис» ;
3. мулине чёрного цвета;
4. две мелкие бусинки.
Обозначения :
в.п. – воздушная петля,
с.б.н. – столбик без накида,
пр. – прибавка – 2 с.б.н. в одну петлю,
уб. – убавка – 2 с.б.н. провязанных вместе.
2.2 Маршрутная карта
1. Выбрать тему проекта.
2. Ознакомиться с историей возникновения вязаных игрушек.
3. Выбрать инструменты и материалы.
3. Изготовить поделку.
4. Оформить портфолио.
5. Сделать рекламу.
6. Сделать презентацию.
3. КОНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
Техника безопасности
Правила безопасной работы с ножницами:
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.
I. Общие требования безопасности при работе с крючком для вязания.
1. Вязальные крючки должны быть хорошо отшлифованы; хранить их следует в специальных пеналах.
2. Во время работы следует быть внимательными и аккуратными.
3. При вязании крючком возможно воздействие на работающих следующих опасных факторов:
– прокалывание пальцев рук острым крючком;
– поражение глаз и других частей тела осколками сломавшегося крючка;
– травмирование рядом сидящего человека;
– снижение остроты зрения, вызванное плохим освещением.
4. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан сообщить учителю.
II. Требования безопасности перед началом работы
1. Убрать волосы под косынку.
2. Организовать своё рабочее место так, чтобы освещение было достаточным. Свет должен падать на рабочую поверхность спереди или слева.
3. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.
III. Требования безопасности во время работы
1. Вязальные крючки использовать только по назначению.
2. Нельзя делать резких движений рукой с крючком в направлении рядом сидящего человека.
3. Следить за правильной организацией рабочего места, не ходить по кабинету с расчехленным крючком.
4. Следить за правильным положением рук и посадкой во время работы.
IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При плохом самочувствии сообщить учителю.
2. При получении травмы оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.
V. Требования безопасности по окончании работы
1. По окончании работ снять спецодежду.
2. Привести рабочее место в порядок.
Технологическая карта
№ |
Последовательность выполнения работы |
Изображение |
1. |
Голова: 1. 2 в.п. сомкнуть в кольцо. 6 с.б.н. во вторую петлю = 6п. |
|
2. |
Тело: 1. 2 в.п. сомкнуть в кольцо. 6 с.б.н. во вторую петлю = 6п. 2. (пр. )6 раз = 12 п. 3. (1с.б.н., прибавка) 6 раз = 18 п. 4. (2 с.б.н., прибавка) 6 раз = 24 п. 5. (3 с.б.н., прибавка) 6 раз = 30 п. 6-9. с.б.н. в каждую петлю предыдущего ряда = 30 п. 10. 9 с.б.н. в каждую петельку, 6 убавлк, 9 с.б.н. в оставшиеся 9 петелек=24 п. 11-13. с.б.н. в каждую петлю предыдущего ряда = 24 п. 14. (2 с.б.н., убавка) 6 раз = 18 п. 15. 1 с.б.н. в каждую петлю предыдущего ряда = 18 п. 16. (1 с.б.н., убавка) 6 раз = 12 п. 17. (уб.) 6 раз = 6 п |
|
3. |
Верхние лапки(2 детальки): 1. 2 в.п., 6 с.б.н. во вторую петлю = 6 п., 2. (прибавка) 6 раз = 12 п. 3. (2 с.б.н., прибавка) 4 раза =16 п. 4 - 5. с.б.н. в каждую петлю предыдущего ряда =16 п. 6. (2 с.б.н., убавка) 4 раза = 12 п. 7-10. с.б.н. в каждую пелю = 12п. 11. (убавка) 6 раз 6 п. Набить лапку синтепоном и стянуть отставшие петли. Другую лапку вязать аналогично. Можно немножко согнуть дугой.Самый верх лапок набиваем не сильно плотно, чтобы они не торчали после пришивания к телу. |
|
4. |
Нижние лапки (2 детальки) : 1. 2 в.п., 6 с.б.н. во вторую петлю = 6 п., 2. (прибавка) 6 раз = 12 п. 3. (с.б.н, прибавка) 6 раз = 18 п. 4 - 7. с.б.н. в каждую петлю =18 п. 8. 5 с.б.н, 4 убавки, 5 с.б.н. = 14 п. 9 -12. с.б.н. в каждую петлю = 14 п. 13. (убавка) 7 раз = 7 п. Набейте лапку наполнителем и закончите вязание, провязывая по СБН в две петли до конца. Самый верх лапок набиваем не сильно плотно, чтобы они не торчали после пришивания к телу Другую лапку вязать аналогично. |
|
5. |
Пришить голову, верхние и нижние лапы к туловищу. |
|
6. |
Ушки: Это очень короткая, но важная деталь в игрушке. Вязать по кругу основной пряжей. Сделать две воздушные петли (в.п) и во вторую петлю от крючка провяжите 6 с.б.н. Провязать второй круг из 12 с.б.н — провязывая в каждую петлю по 2 с.б.н. Оставить «хвостик», чтобы пришить ушки к голове. Связать второе аналогичным способом. |
|
7. |
Затем намечаем и пришиваем ушки к голове. |
|
8. |
Мордочка: 1. 2 в.п. , 4 с.б.н. во вторую петлю - не замыкать в кольцо!!! 2. в.п. , вязание переворачиваем - прибавка = 8 п. 3. в.п., вязание переворачиваем - прибавка = 16 п. 4-5. 1 .б.н. в каждую петельку предыдущего ряда = 16.п. А теперь намечаем мордочку к голове в самой нижней части. Прикалываем булавочкой и немного пришиваем. |
|
9. |
Набиваем немножко синтепоном и прошиваем до конца. Теперь мишке нитками черного цвета вышить носик. Для глазок лучше сделать небольшое углубление с помощью иголки с ниткой, вроде глазниц — так мордочка будет гораздо живее, и пришить глазки (можно приклеить). Главное, чтобы они были небольшие, располагались близко друг к другу, глубоко «сидели». Если хотите, сшейте или свяжите мишке наряд. Можно связать ему платье и шляпку. |
Инструкция по эксплуатации
Предназначена для детей от 2 лет.
Может быть использована для разнообразных игр в домашних условиях и в образовательных учреждениях.
Желательно держать подальше от огня.
Возможна аккуратная ручная стирка.
4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Экологическое обоснование проекта
В наш современный век натуральные ткани встречаются редко в основном синтетические, а для своей работы я выбрала вязальные нитки и наполнитель синтепон, которые являются экологически чистыми продуктами. Синтепон – это материал растительного происхождения, он не требует химической обработки и не загрязняет окружающую среду.
Вся поделка является экологически чистой. Вместо утилизации использованных, ненужных вещей им была дана «Новая жизнь».
Экономическое обоснование проекта
Таблица 4.1
№ |
Наименование |
Цена |
Расход |
Всего |
1. |
Синтипон |
140 руб |
1/2 |
70 руб |
2. |
Ножницы |
30 руб |
1 шт |
в наличии |
3. |
Клеевой пистолет |
70 руб |
1 шт |
в наличии |
4. |
Силикон(клей) |
10 руб |
1 шт |
10 руб |
5. |
Иголки |
70 руб |
1 шт |
в наличии |
6. |
Нитки |
30 руб |
1 шт |
30 руб |
7. |
Глаза |
17 руб |
1 пара |
17 руб |
8. |
Проволка |
70 руб |
1 шт |
70 руб |
9. |
Ткань |
1 шт |
в наличии |
|
10. |
Мех |
1 шт |
в наличии |
|
11. |
Колготки |
1 шт |
в наличии |
Всего потрачено: 197 руб.
4.3 Реклама
Если бы я изготавливала и продавала вязанные игрушки, то я бы сделала рекламу в интернете, а именно в социальных сетях.
Порадуйте и удивите себя и своих близких оригинальным подарком –вязаная игрушка. Она станет отличным подарком к любому торжеству.
Обращаться по адресу: г. Симферополь, ул. Залесская, дом № 2.
Тел. +79785713149. Время работы: 8:00 до 18:00.
5. ВЫВОД
5.1 Выводы по проекту
В рамках творческого проекта мною была осуществлена цель-изготовить вязаную игрушку. Я развила умения анализировать информацию и в дальнейшем применила полученные знания по проектной методике на практике.
Поставленные мною задачи, такие как выбор темы проекта, разработка этапов проектной деятельности, обучение изготовления вязаных игрушек, обобщение результатов были полностью достигнуты и выполнены.
5.2 Рефлексия
Работу я оцениваю, как удавшуюся. Считаю, что достигла цели, которую ставила перед собой в начале работы. В результате работы я расширила свой кругозор, узнала об истории изготовления игрушек, в ходе оформления документации к творческому проекту совершенствовала навыки работы на компьютере, научилась технике изготовления вязаных игрушек.
В итоге получила оригинальную игрушку, которая украсит нашу кафедру.
В дальнейшем я хочу совершенствовать навык изготовления игрушек, выполнять новые изделия, порадовать интересными подарками своих родственников.
6. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Гирич, В.П. 1000 узоров/В.П.Гирич. – М.: Легкомбытиздат. – 1993. – 569 с.:ил.
2. Жук, С. М. Вязание крючком / С.М. Жук. – М.: АСТ, Астрель, 2012. – 544 c.
3. Ивановская, Т. В. Великолепная коллекция узоров для вязания крючком / Т.В. Ивановская. – М.: «Группа Компаний "РИПОЛ классик"», 2012. – 264 c.
4. Ильина, Г.С. Вязание. Альбом моделей / Г.С. Ильина. – М.: Лёгкая и пищевая промышленность. – 1984. – 457с.: ил.
5. Краузе, А. Вязание/А. Круазе. – Ташкент: ЦК Компартии Узбекистана.- 1989. – 326с.: ил.
6. Крюс, Тери. Забавные зверюшки Амигуруми. Вяжем крючком / Тери Крюс. – М.: Контэнт, 2014. – 32с.: ил.
7. Максимова, Ю.А. Ручное вязание / Ю.А.Максимова. – М.: Мир книги. – 1959. – 218с.:ил.
8. Мантей, К. Вязание крючком для чайников / К. Мантей. – М.: Диалектика, Вильямс, 2010. – 288 c.:ил.
9. Нечаева, П. В. 55 узоров для вязания крючком / П.В. Нечаева, Л.В. Нечаева. – М.: Владис, 2012. – 152 c.: ил.
10. Ругаль, Е.В. Узоры для вязания спицами и крючком/ Е.В.Ругаль. – Х.: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2012. – 96с.: ил. – (Энциклопедия вязания).
Интернет ресурсы
1https://infourok.ru/material.html?mid=120508