ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ

Фесенко А.А. 1
1ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« inter» – «взаимный», «act» – «действовать»). Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения [5].

Интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко) [6].

Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

пассивная – обучаемый выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);

активная – обучаемый выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

интерактивная – взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Цель работы – изучить особенности применения интерактивных методов в современных общеобразовательных учреждениях.

Задачи работы:

Раскрыть понятие «интерактивное обучение».

Изучить, особенности интерактивных методов обучения.

Стандартная или пассивная модель обучения использовалась в учебных заведениях с давних пор. Самый простор пример данной методики – лекция. И хотя такой способ преподавания был и остается одним из самых распространенных, интерактивное обучение постепенно становится все актуальнее [3].

Что такое интерактивное обучение?

Методы обучения в образовательных учреждениях делятся на три большие группы: пассивные, активные и интерактивные. Пассивная модель предусматривает передачу знаний от преподавателя ученику посредством лекции и изучения материала в учебнике. Проверка знаний осуществляется с помощью опроса, тестирования, контрольных и других проверочных работ.

Главные недостатки пассивного метода:

слабая обратная связь от учеников;

низкая степень персонализации – ученики воспринимаются не отдельными личностями, а группой;

отсутствие творческих заданий, требующих более сложной оценки.

Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность и творческие способности учащихся. Ученик в таком случае является активным участником процесса обучения, однако взаимодействует он в основном только с учителем. Актуальны активные методы для развития самостоятельности, самовоспитания, но они практически не учат работать в группе.

Интерактивное обучение – это одна из разновидностей активного метода обучения. Взаимодействие при интерактивном обучении осуществляется не только между педагогом и учеником, в данном случае все обучаемые контактируют и работают сообща (или в группах). Интерактивные методы обучения – это всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, игра между людьми или человеком и информационной средой. Используя активные и интерактивные методы обучения на уроках, педагог повышает объем усвоенного учениками материала до 90 процентов [7].

Использование интерактивных методов обучения начиналось с обычных наглядных пособий, плакатов, карт, моделей и т.д. Сегодня современные технологии интерактивного обучения включают новейшее оборудование:

интерактивные доски;

планшеты;

компьютерные тренажеры;

виртуальные модели;

плазменные панели;

проекторы;

ноутбуки и т.д.

К интерактивным методам обучения относятся игры, дискуссии, инсценировки, тренинги, тренировки. Они требуют от педагога применения особых приемов. Этих приемов существует множество, и на различных стадиях занятия зачастую используются разные методики:

для включения в процесс используют «мозговой штурм», обсуждения, обыгрывания ситуации;

во время основной части занятия используют кластеры, метод активного чтения, дискуссии, продвинутые лекции, деловые игры;

для получения обратной связи необходимы такие приемы как «незаконченное предложение», эссе, сказка, мини-сочинение [1].

Интерактивные технологии обучения делятся на индивидуальные и групповые. К индивидуальным относят:

тренировки;

выполнения практических заданий.

Групповые интерактивные методы делятся на 3 подгруппы:

дискуссионные – обсуждения, дебаты, «мозговой штурм», «кейсы», анализ ситуаций, разработка проекта;

игровые – деловые, сюжетно-ролевые, дидактические и другие игры, интервью, проигрывания ситуаций, инсценировка;

тренинг-методы – психотехнические игры, все виды тренингов.

Интерактивность в обучении помогает решить следующие задачи:

уход от презентационной подачи материала к интерактивному взаимодействию с включением моторики;

экономия времени за счет отсутствия необходимости рисовать на доске схемы, формулы и диаграммы;

повышение эффективности подачи изучаемого материала, т.к. интерактивные средства обучения задействуют различные сенсорные системы учащегося;

легкость организации групповой работы или игр, полное вовлечение аудитории;

установление более глубокого контакта между учениками и преподавателем, улучшение климата внутри коллектива [3].

В задачу каждого образовательного учреждения водит предоставление таких психолого-педагогических условий, которые позволили бы индивиду достичь максимального успеха. В отношении интерактивного обучения к таким условиям следует отнести:

готовность обучаемых к данному виду обучения, наличие у них необходимых знаний и навыков;

благоприятный психологический климат на занятиях, стремление помогать друг другу;

поощрение инициативы;

индивидуальный подход к каждому ученику;

наличие всех необходимых средств обучения.

Подбирая интерактивные формы обучения для проведения занятий, педагогу необходимо учесть соответствие метода:

теме, целям и задачам обучения;

особенностям группы, возрастным и интеллектуальным возможностям слушателей;

временным рамкам занятия;

опыту преподавателя;

логике учебного процесса.

Интерактивные технологии и методы обучения в дошкольном учреждении используются в основном игровые. Игра для дошкольника – основной вид деятельности и через нее ребенка можно научить всему, что необходимо в его возрасте. Лучше всего для детского сада подходят сюжетно-ролевые игры, во время которых дети активно взаимодействуют и эффективно учатся, т.к. пережитые впечатления запоминаются более ярко.[2]

В школе интерактивное обучение позволяет использовать практически весь спектр методик. Интерактивные методы обучения в начальной школе – это:

сюжетно-ролевые и имитационные игры;

инсценировки;

игра в ассоциации и т.д.

Например, для учеников начальных классов хорошо подходит игра, смысл которой в том, чтобы научить чему-либо соседа по парте. Обучая одноклассника, ребенок учится использовать наглядные пособия и объяснять, а также сам гораздо глубже усваивает материал [4].

В средней и старшей школе к интерактивным методам обучения относятся технологии, направленные на развитие мышления и интеллекта (проектная деятельность, «мозговой штурм», дебаты), взаимодействие с социумом (инсценировки, проигрывания ситуаций). К примеру, со старшеклассниками уже вполне можно сыграть в ролевую игру «Аквариум», суть которой в том, что часть группы разыгрывает сложную ситуацию, а остальные – анализируют ее со стороны. Цель игры – совместно рассмотреть ситуацию со всех точек зрения, разработать алгоритмы ее решения и выбрать лучший [8].

Таким образом, интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия участников и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. Интерактивное обучение имеет большой образовательный и развивающий потенциал. Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач, эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний. 

Список использованной литературы

1. Амонашвили,  Ш.А.  Размышления  о  гуманной  педагогике / Ш.А. Амонашвили.  – М.:  Издательский  Дом  Шалвы  Амонашвили,  1995.  –  496 с. 

2. Григальчик, Е.К. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е.К. Григальчик,  Д.И. Губаревич, С.В. Петрусев. – Минск: Современное слово, 2003. – 182с.

3. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / Е.В. Бережнова – М.: Просвещение, 2006.  – 128 с.

4.  Борытко, Н.М. Теория обучения. . / Н.М Борытко– Волгоград: ВГПУ, 2006. – 72 с.

5.  Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. А.С Воронин. – Екатеринбург: ЕГПУ, 2006. – 135 с.

6. Дьяченко, В.К. Коллективно-групповые способы обучения / В.К. Дьяченко. // Педагогика, 1998. № 2. С.43-45.

7.  Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. / А.Н. Джуринский.– М.: Дрофа, 2008. – 15 – 76с.

8. Кузнецов, И.Н. Настольная книга преподавателя. / И.Н Кузнецов. – Минск: Современное слово, 2005. – 596 с.

Просмотров работы: 240