Старший школьный возраст является наиболее важным с точки зрения воспитания общих физических качеств. В этом возрасте закладываются основы будущей успешности трудовой деятельности, большого арсенала двигательной деятельности, высокого уровня работоспособности и знаний и умений применять физические упражнения различной направленности для поддержания хорошей физической формы и здорового образа жизни (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов, 2010; В. С. Кузнецов, 2002).
Вышеизложенное определило практическую актуальность темы исследования, необходимость разработки и применения в условиях внеурочной деятельности школьной спортивной секции по общей физической подготовке.
Анализ научной и методической педагогической литературы позволяет заключить, что существующая методическая база не достаточно полно раскрывает сущность организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности при школе. Эта проблема отражена в противоречии между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и отсутствием адекватного этим требованиям методического обеспечения процесса организации спортивных секций в условиях внеурочной деятельности.
Следовательно, возникает проблема исследования: как организовать спортивную секцию при школе, чтобы повысить интерес обучающихся к занятиям спортом и улучшить уровень их общей физической подготовленности?
Объект исследования – учебно-тренировочная процесс юношей 16-17 лет в школьной секции ОФП.
Предмет исследования – уровень физической подготовленности юношей 16-17 лет занимающихся в школьной секции ОФП.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить влияние учебно-тренировочных занятий в школьной секции ОФП на уровень физической подготовленности юношей 16-17 лет.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературных источников.
2. Подобрать комплекс диагностических методик (тестов) и оценить уровень физической подготовленности воспитанников школьной секции ОФП.
3. Разработать, апробировать методику учебно-тренировочных занятий в школьной секции ОФП.
Гипотеза исследования - предполагалось, что уровень физической подготовленности обучающихся старшего школьного возраста (юношей 16-17 лет) в секции ОФП повысится, если применять упражнения и задания направленные на развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Анализ научно-методической литературы и источников сети интернет;
Тестирование;
Педагогический эксперимент;
Математические методы.
Практическая работа проводилась в МБОУ «Тураевская СОШ» Менеделеевского района Республики Татарстан в школьной секции по общей физической подготовке. В контрольную и экспериментальную группы входили мальчики возрастом 16-17 лет.
Для оценки физической подготовленности были использованы следующие тесты:
1. Скоростные качества - бег 60 м. Тест проводится на дорожке. По команде испытуемые выполняют бег из положения высокий старт. Результат фиксируется с точностью до 0,1 сек.;
2. Выносливость - бег 500 м – выносливости Оба вида бега проводятся на дорожке. Тест проводится на дорожке. По команде испытуемые выполняют бег из положения высокий старт. Результат фиксируется с точностью до 0,1 сек.;
3. Прыжок в длину с места. Данное контрольное упражнение проводится для определения развития скоростно-силовых качеств. Из исходного положения стоя, ноги на ширин плеч, испытуемый выполняет взмах руками и совершает прыжок. Результат измеряется с точностью до 1 см.;
4. Подтягивания на высокой перекладине. Данное контрольное упражнение проводится для определения развития силовых качеств. Испытуемый в висе на высокой перекладине выполняет полное сгибание и разгибание рук. Подтягивание выполняется плавно и без рывков. Фиксируется максимальное количество подтягиваний;
5. Поднимание ног в висе на перекладине. Данное контрольное упражнение проводится для определения развития силовых качеств. Испытуемый в висе на высокой перекладине выполняет полное сгибание и разгибание прямых ног до касания перекладины. Фиксируется максимальное количество повторений за 30 секунд.
Сравнивая результаты тестирования физической подготовленности юношей экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента, выявлено что:
прирост результата в контрольном упражнении «Бег на 60 м», характеризующем скоростно-силовой компонент, у юношей экспериментальной группы составил 10,8 %, а у юношей контрольной группы –3,79%; прирост результата в контрольном упражнении «Бег на 500 м», характеризующем выносливость, в экспериментальной группе составил 4,8%, а в контрольной группе только 1,46%; прирост результата в контрольном упражнении «Прыжок в длину с места» у юношей экспериментальной группы составил 6,06 %, а у юношей контрольной группы только 1,47%; прирост результата в контрольном упражнении «Подтягивание на высокой перекладине» у юношей экспериментальной группы составил 24,7%, а у юношей контрольной группы прирост составил 11,36%; прирост результата в контрольном упражнении «Подъем ног в висе» в экспериментальной группе составил 20,75%, а у юношей контрольной группы – 7,41% (табл. 2.4.4 и рис. 2.2.1).
Таким образом, анализ результатов тестирования физической подготовленности по окончании эксперимента показал, что у юношей, занимающихся в секции по общей физической подготовке как экспериментальной, так и контрольной группы наблюдаются улучшения показателей физической подготовленности. Однако в экспериментальной группе прирост всех показателей значительно выше, что свидетельствует об эффективности разработанной методики физической подготовки юношей 16-17 лет
Проведенная нами работа дает возможность сделать вывод, что используемый нами материал, разработанная методика доступна и приемлема. Применение на занятиях в секции ОФП метода непредельных усилий с максимальным количеством повторений в сочетании с беговой аэробной тренировкой позволяет создать необходимые предпосылки для повышения уровня физической подготовленности юношей 16-17 лет.
Содержание данной работы может быть использовано на занятиях в секции общефизической подготовки для юношей 16-17 лет.
Гипотеза работы, в основном, подтвердилась. Можно утверждать, что предложенная методика занятий с включением упражнений и заданий, направленных на развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости, с применением метода непредельных усилий с максимальным количеством повторений в комплексном, цикличном сочетании с беговой аэробной тренировкой способствует повышению уровня физической подготовленности.