В современной литературе термин «координационные способности» выделяется из более обширного понятия «ловкость». Многие исследователи рассматривают координационные способности как способность человека целесообразно выстраивать двигательные акты, а также способность преобразовывать определенные выработанные формы действий или же, в зависимости от изменяющихся условий, переключаться от одних к другим (Л.С. Зайцева, 2012).
Настольный теннис – массовый, увлекательный и зрелищный вид спорта, представляющий собой доступную и азартную игру с разнообразной техникой, сложными игровыми комбинациями и большим количеством тактических вариантов. Доступный вид спорта, развивающий в детях все необходимые физические качества и способности: силу, выносливость, скорость реакции, координационные способности (З.Г. Берцик, 2009).
Координационные способности важны для каждого вида спорта, в т.ч. для настольного тенниса. В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию, что определяет актуальность выбранной темы работы.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей у младших школьников на занятиях настольным теннисом.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что разработанная методика оказывает положительное влияние на развитие координационных способностей, младших школьников, занимающихся настольным теннисом.
Исходя из цели и выдвинутой гипотезы, нами были поставлены следующие задачи исследования:
Задачи:
Провести анализ научно-методической литературы по теме исследования;
Составить методику, направленную на развитие координационных способностей у младших школьников на занятиях настольнымтеннисом;
Экспериментально доказать эффективность составленной методики, направленной на развитие координационных способностей у младших школьников на занятиях настольнымтеннисом.
Педагогический эксперимент проводился на базе спортшколы "Барс" г. Заиск Республики Татарстан. Исследования проводилась в течение 2019 года.
Для проведения эксперимента были образованы две группы: контрольная и экспериментальная, по 10 человек в каждой.
Обе группы занимались по одинаковой программе, однако в экспериментальной группе на занятиях настольным теннисом применялась специально разработанная методика направленная на развитие координационных способностей. Стаж занимающихся настольным теннисом на этапе начальной подготовки первого года обучения составляет шестьмесяцев.
Направленность тренировочных занятий состояла в развитии координационных способностей у младших школьников на занятиях настольным теннисом.
Занятия проводились 3 раза в неделю по 90 минут.
В ходе проведения эксперимента были использованы следующие методы:
метод анализа и обобщения научно-методической литературы;
педагогическиетестирования;
педагогическийэксперимент;
метод математико-статистической обработкиданных.
Анализ и обобщение научно-методической литературы позволили выявить анатомо-физиологические особенности младших школьников, датьопределениекоординационнымспособностямиопределитьихвиды, раскрыть основные средства и методы развития координационных способностей, раскрыть суть методики развития координационных способностей.
Педагогическое тестирование проводилось два раза в год, в тренировочное время.
Настольный теннис, с его разнообразием и сложностью технических элементов и тактических действий, является одним из наиболее сложных видов спорта, однако, вопросы физической подготовки и совершенствования координационных способностей являются ведущими в развитии детей младшего школьного возраста. Результаты исследования показали, что способность к координационным проявлениям является самостоятельным качеством, требующим адекватного подбора средств и методов тренировки.
Полученные в ходе эксперимента по развитию координационных способностей у младших школьников на занятиях настольным теннисом, позволяет констатировать, что лучшими оказались показатели спортсменов экспериментальной группы.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
анализ данных научно-методической литературы показал, что проведение специальной физической подготовки в настольном теннисе является важным фактором для достижения высоких результатов спортсменов 7-9 лет.
разработана экспериментальная методика, направленная на развитие координационных способностей детей 7-9 на занятиях настольнымтеннисом.
В экспериментальную методику входили такие упражнения как: набивание мяча разными сторонами ракетки и переходом в различныеположения; откидка справа ислева; накаты справа и слева в различныеточки;
доказана эффективность предложенной методики, которая была выявлена в достоверном увеличении уровня развития координационных способностей у теннисистов экспериментальнойгруппы.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что применяемая нами методика оказывает положительное влияние на развитие координационных способностей, детей, занимающихся настольным теннисом в возрасте 7-9лет.