Биоритмы влияют на все аспекты жизни человека – на эмоции, на интеллект, и конечно же, на физическое развитие, которое в итоге определяет нашу мышечную силу, выносливость и общее самочувствие (Ю. Ашофф, 1984).
Зная своеобразие собственных биоритмов, мы можем корректировать под них свои намерения. Нашу подчиненность ритмам можно эффективно использовать на «макроуровне» – при планировании дня, недели. Это позволит выработать автоматизм выполнения определенных дел и задач, которые мы решаем ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Появляется привычка, «внутреннее чувствование» момента выполнения того или иного дела; наработанный ритм сам подсказывает, что пришло время ими заняться. Преимущества такого использования ритмов состоят в том, что повышается эффективность выполнения поставленных задач, снижаются расходы внимания и памяти на выполнение конкретной деятельности. Рекомендуется согласовывать работу с пиками активности, а в периоды спадов во время бодрствования полежать несколько минут или даже вздремнуть. Это позволит быстро пройти период спада – чем глубже в это время торможение нервной системы, тем скорее она восстанавливается (В. Гриневич, 2005).
Мы предполагаем, что учет суточных биоритмов положительно повлияет на физическую и техническую подготовленность баскетболистов 13-14 лет.
Цель исследования
Изучить влияние суточных биологических ритмов на физическую и техническую подготовленность баскетболистов 13-14 лет.
Задачи исследования
Подобрать и проанализировать литературные источники.
Провести экспериментальные занятия, запланированные в соответствии с биоритмами испытуемых.
Проверить эффективность экспериментальных занятий на изменение показателей физической и технической подготовленности баскетболистов 13-14 лет.
Методы исследования
Анализ литературных источников.
Метод тестирования.
Метод наблюдения.
4) Методы математической статистики.
Метод тестирования будет применен в начале и в конце эксперимента. Тесты будут использованы в обеих группах в двух направлениях:
1)для оценки физических способностей
2)для оценки технической подготовленности
Перечень тестов:
Для оценки физического развития: подтягивание, челночный бег 3×10, бег на 60 м, бег на 1000 м, подтягивание.
Для оценки технической подготовленности: штрафные броски, 3-ех очковые броски, обводка фишек;
Метод наблюдения – наблюдение будет проводиться в течение всего исследования. Объектом наблюдения будет являться активность занимающихся. Занимающиеся будут наблюдаться индивидуально, с помощью тренера и результаты активности будут оценены по 10-ти бальной шкале и занесены в тетрадку в виде таблицы.
Исследование проводилось во время прохождения преддипломной практики на базе СОШ г. Набережные Челны, исследуемые были поделены на 2 однородные группы: экспериментальную и контрольную. Занятия в контрольной группы проводились с 18.00 до 19.30, а в экспериментальной с 16.00 до 17.30. Время проведения занятий у экспериментальной группы приходились в активные часы суточных циклов, а у контрольной вне активные часы. Объем, интенсивность и физические упражнения, используемые в ходе тренировочного процесса, у двух групп были одинаковыми. Наблюдения проводились совместно с тренером группы для более объективной оценки.
Изучив и проанализировав литературные источники по заданной теме, мы пришли к следующим выводам.
Согласно научному представлению о суточных биоритмах, активные часы организма для физической работы приходится на промежуток времени с 9.00 до 12.00 и с 14.00 до 18.00. В этот период сердце работает на полную мощность, обостряются органы чувств, наблюдается повышенная работоспособность. С 14.00 до 18.00 идеальное время для проведения занятий.
Знание и учет суточных биоритмов позволяют составить правильное и точное планирование тренировочного процесса, т.к. если знать, в какое время организм более активен, в плане физической работы, можно качественно и эффективно провести тренировочный процесс.
Проведя исследование, мы пришли к следующему заключению.
Согласно проведенному исследованию можно сказать, что занимающиеся ведут себя более активно именно в экспериментальной группе, которая приходится на активные часы.
Показатели степени натренированности у обеих групп выросли за период эксперимента, т.к t расчетное у каждой группы выше t критического.
Взяв за основу показатель t расчетного и сопоставляя эти расчетные каждой группы в одной гистограмме, делаем вывод, что показатели экспериментальной группы за период эксперимента выросли более существеннее, нежели в контрольной.