В современных условиях, с целью повышения результативности выступления спортсменов на международных соревнованиях, руководители спортивных организаций, тренерам и спортсменам необходимо применять различные психологические и психофизиологические средства и методы, так как важным фактором при подготовке спортсмена является умение справляться с эмоциональным напряжением, возникающим в результате экстремальных физических и психологических нагрузок (А.Г.Баранов и др., 2016)
Актуальность исследования особенностей психологической подготовки тхэквондистов обусловлена тем, что современное тхэквондо является Олимпийским видом спорта, для которого характерно большое психоэмоциональное напряжение и от того, как психологически будут подготовлены спортсмены к соревнованиям будет во многом зависеть успешность их выступления.
Исследования свидетельствуют, что каждый спортсмен имеет индивидуальный для него уровень эмоционального возбуждения, который является для него оптимальным и позволяет ему наиболее успешно мобилизовать свои технико-тактические навыки в психологически напряженных условиях соревновательного поединка (А.Н. Блеер, 2008)]. Следует отметить, что этот уровень может оказаться значительно ниже или, напротив, значительно выше, чем у другого, поэтому методике психологической подготовки необходимо уделять огромное значение.
Для всех видов боевых единоборств характерно очень большое распределение внимания, связанное с необходимостью быстрого реагирования на необычные или внезапные раздражения (Л.Л.Гиссен, 2006).
В этом отношении тхэквондо как вид спорта предъявляет исключительно высокие требования к психике спортсмена. Значительно легче достичь определенного уровня физической и технико-тактической готовности к турниру, чем готовности психической (В.В. Абрамова, Ю.А. Иванькова, 2016).
Чтобы успешно осуществлять в экстремальных условиях спортивных соревнований свои технико-тактические навыки, необходимо умение регулировать свое психоэмоциональное состояние, формировать эмоциональную устойчивость и стремление к достижению победы в предстоящем соревновании.
В связи с этим целью нашего исследования явилось разработать и экспериментально обосновать комплекс средств и методов психологической подготовки тхэквондистов 14-15 лет.
Гипотеза исследования. Предполагается, что целенаправленное применение в подготовительном периоде подготовки тхэквондистов 14-15 лет комплекса средств и методов аутогенной и психорегулирующей тренировки, позволит повысить показатели их психологической подготовленности.
Задачи исследования.
1. Провести анализ специальной литературы по исследуемой проблеме.
2. Разработать комплекс средств и методов психологической подготовки тхэквондистов 14-15 лет
3. Определить показатели результативности соревновательной деятельности тхэквондистов 14-15 лет.
проводились на Муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа единоборств олимпийского резерва "Кэмпо" г. Набережные
В эксперименте участие – 20 в возрасте 14-15 С целью эффективности методики сформированы однородные экспериментальная – 10 детей и группа – 10
В контрольной занятия проводились по программе, а в процессе группы предложенный комплекс и методов, на повышение подготовленности. применяли во и после в течение 30 . , три раза в неделю – понедельник, среда и пятница.
Эффективность комплекса и методов на основе числовых полученных тестировании в эксперимента и в эксперимента на определения САН (самочуствие, активность, настроение). Методика разработана в 1973 г. группой советских учёных под руководством В. Доскина. САН такие самочувствие, из силы, и здоровья; – из подвижности, протекания настроение, характеристиками состояния (П.А. Рудик, 2005; Е.П. Ильин, 2010).
Результаты нами позволили комплекс и методов подготовленности на тренировочном и внедрить в практику спортивной Комплекс основан на средств психорегулирующей и тренировки, были на концентрацию на образах и связанных с мышц, а на совершенствование представлений за сосредоточения и обеспечения контроля
Полученные данные утверждать, использование подхода в подготовки способствует психологической За период произошло показателей: на 0, 4 балла; на 0,4 балла; на 0,6 балла. В очередь в группе снижение самочувствия на 2, 7 активности на 2,0 настроения на 0,2
Гипотеза исследования, в предположении, целенаправленное в подготовительном подготовки 14-15 лет средств и аутогенной и тренировки, повысить их психологической