Одной из важнейших задач физического воспитания школьников в настоящее время является задача формирования интереса и потребности в занятиях физической культурой и спортом. Решение этой задачи наиболее эффективно достигается в процессе использования в работе с учащимися массовых, зрелищных видов спорта, одним из которых, безусловно, является баскетбол (И.В. Орлан и др., 2013).
Однако баскетбол не только способен привлечь современных школьников к активным занятиям спортом – он еще и является эффективным средством повышения уровня физической подготовленности детей и подростков. Баскетбол, являясь составной частью программы по физической культуре в школе, представляет собой, одновременно, эффективный механизм физического воспитания учащихся, использование которого позволяет формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, специальные качества и характеристики школьников (такие как ловкость, сила, выносливость, быстрота), способствуют общему укреплению физического состояния организма. Систематические занятия баскетболом на уроках физической культуры и в школьных секциях способствуют решению оздоровительных задач физического воспитания (В.Б. Семенов, 2014; О.П. Боброва и др., 2019).
В связи с этим, актуальность данного исследования заключается в том, что оно позволяет обосновать возможность использования баскетбола как эффективного средства повышения уровня физической подготовленности школьников и обозначить основные психолого-педагогические условия проведения занятий баскетболом в школе.
Цель работы состоит в том, чтобы на основе проведенного предварительного теоретического изучения проблемы, экспериментально обосновать положительное влияние занятий баскетболом на физическую подготовленность школьников.
Задачи работы:
- определить роль занятий баскетболом в физическом развитии школьников;
- выявить специфику организации занятий баскетболом в школе;
- провести опытно-экспериментальную работу по определению влияния занятий баскетболом на физическую подготовленность школьников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что занятия баскетболом способствуют повышению уровня физической подготовленности школьников при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- занятия баскетболом проводятся систематически и регулярно;
- проведение занятий баскетболом соответствует основным требованиям методики организации спортивных игр в школе;
- в ходе занятий баскетболом учитывается начальный уровень физической подготовленности учащихся.
Методами исследования являются анализ психолого-педагогической литературы по проблеме влияния занятий баскетболом на физическую подготовленность школьников; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); диагностические методики для определения уровня физической подготовленности школьников; математические методы статистики.
В исследовании приняли участие учащиеся 7 классов СОШ г. Набережные Челны. Общее количество испытуемых составило 44 человека, все они были разделены на две группы – экспериментальную и контрольную – численностью по 22 учащихся в каждой.
При этом, группы сформированы таким образом, чтобы в каждой из них было по 11 мальчиков и девочек в возрасте полных 13 лет.
Исследование проведено в три этапа:
- констатирующий – выявление исходного уровня физической подготовленности школьников;
- формирующий – проведение и описание работы по использованию занятий баскетболом в процессе повышения уровня физической подготовленности школьников;
- контрольный – повторная диагностика уровня физической подготовленности учащихся в экспериментальной и контрольной группах, а также анализ и интерпретация результатов проделанной опытно-экспериментальной работы.
Целью формирующего этапа стало создание условий для повышения уровня физической подготовленности школьников посредством проведения с ними занятий баскетболом.
В контрольной группе учащихся занятия велись в соответствии с принятой в школе образовательной программой по физической культуре. Учащиеся экспериментальной группы дополнительно занимались баскетболом в школьной секции 3 раза в неделю.
По итогам проведенной работы в уровне физической подготовленности учащихся экспериментальной группы произошли значительные позитивные изменения, в то время как в контрольной группе выявленные изменения являются несущественными, и полученный этими учащимися при повторной диагностике результат практически не отличается от результата на констатирующем этапе. Было обнаружено, что в экспериментальной группе теперь преобладают школьники с очень высоким уровнем физической подготовленности, что позволяет сделать следующий вывод: проведенные нами занятия баскетболом имели высокую эффективность и поспособствовали значительному повышению уровня физической подготовленности школьников в экспериментальной группе.
Таким образом, поставленные перед данным исследованием задачи были решены, а его цель – достигнута. Гипотеза опытно-экспериментальной работы подтвердилась.