Актуальность исследования заключается в том, что вольная борьба является одним из видов спорта, обеспечивающих гармоничное развитие подрастающего поколения. Борьбой можно заниматься с раннего детства и до преклонного возраста. В спортивной подготовке юных борцов сложилась ситуация, когда программный материал, методика тренировки и обучения были перенесены с взрослого контингента занимающихся на юношей и детей. В таких условиях ранняя специализация приобрела ряд недостатков, связанных с недооценкой особенностей детского физического развития, детской психики и присущих детям форм жизнедеятельности (Ш.Т. Абдулсаламов, 2009).
Цель исследования – определить влияние занятий в секции по вольной борьбе на уровень физического развития мальчиков 11-12 лет
Гипотеза исследования – предполагается, что целенаправленные занятия вольной борьбой оказывают положительное влияние на физическое развитие мальчиков 11-12 лет.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ источников по теме исследования.
2) Подобрать методики оценки уровня физического развития мальчиков 11-12 лет.
3) Разработать и апробировать экспериментальную методику в секции по вольной борьбе у мальчиков 11-12 лет.
4) Провести сравнительный эксперимент по определению динамики изменения уровня физического развития мальчиков 11-12 лет занимающихся по экспериментальной методике.
Исследования проводились в Муниципальном бюджетном учреждение "Спортивная школа имени Заслуженного мастера спорта Галимзяна Салиховича Хусаинова" Нурлатского муниципального района Республики Татарстан. Было выбрано две группы по 10 человек, - контрольная группа (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ).
Цель констатирующего эксперимента: разработка и апробации экспериментальной методики, направленной на улучшение физического развития борцов 11-12 лет.
В отличии от ЭГ в КГ занятия проводились по общепринятой методике. В КГ, как и в ЭГ также присутствовал игровой метод в процессе занятий, но не на постоянной основе. В ЭГ экспериментальная методика включена в основную часть тренировки и проводилась каждое занятие, без исключений. В этом и есть основное отличие учебно-тренировочных занятий в наших группах. Только благодаря различию в методиках произошла положительная динамика в физическом развитии мальчиков 11-12 лет, занимающихся в секции вольной борьбой.
Определив, что возраст мальчиков 11-12 лет является начинающим для занятий вольной борьбой мы разработали экспериментальную методику и включили ее в основную часть тренировки. Данная методика заключается в игровом методе проведения УТЗ. Суть в том, что традиционная практика по технико-тактической подготовки ориентирована на изучение приемов с постепенным включением их в борьбу, при этом упускается из виду изучение базовых элементов технико-тактических действий, таких как стойки, дистанции, передвижения, захваты, освобождения от захватов, тиснения, маневрирования и другие элементарные действия. Традиционные методы не могут успешно решать эти проблемы, а вот с помощью игровых методов возможно это сделать.
В КГ, как и в ЭГ также присутствовал игровой метод в процессе занятий, но не на постоянной основе. Отличие в том, что в ЭГ экспериментальная методика включена в основную часть тренировки и проводилась каждое занятие, без исключений.
Анализ показателей уровня физического развития на начальном этапе показал незначительную разницу в КГ и в ЭГ. Физическое развитие испытуемых находилось примерно на одном уровне. Для этого нами использовался математико-статистические метод (расчет средних значений (M), среднеквадратического отклонения (σ), ошибки средней (m), t-критерий Стьюдента, уровня значимости (Р).
На начальном этапе исследования была разработана и апробирована экспериментальная методика – «игровой метод» основной части тренировки, направленный на улучшение физического развития. Уровень физического развития определялся по следующим показателям:
1) измерение роста (см);
2) масса тела (кг);
3) жизненная емкость легких (л);
4) тест на задержку дыхания по пробе Штанге (сек.);
5) тест на задержку дыхания по пробе Генчи (сек.).
Контрольное тестирование мальчиков 11-12 лет в конце эксперимента позволило выявить следующие показатели, характеризующие уровень физического развития:
1) измерение роста - КГ результат составил 144,7 см, в ЭГ – 149,7 см, t=2,0, t равная от 2,0 до 2,6 означает, что есть достоверности различий в малой степени. В процентном соотношении результат ЭГ в сравнении с КГ вырос на 3,46%.
2) масса тела - в КГ результат составил 37,6 кг, в ЭГ – 42,2 кг, t=2,1, t равная от 2,0 до 2,6 означает, что достоверности различий есть, но в малой степени. В процентном соотношении результат ЭГ в сравнении с КГ вырос на 12,23%.
3) ЖЕЛ - в КГ результат составил 2,5 л., в ЭГ – 2,9 л., t=3, t равная от 2,6 до 3,4 означает достоверность средней степени. В процентном соотношении результат ЭГ в сравнении с КГ вырос на 16%.
4) тест на задержку дыхания по пробе Штанге - в КГ результат составил 49,4 сек., в ЭГ – 55 сек., t=4,3, t равная от 3,4 до ∞ означает достоверность различий очень высокая. В процентном соотношении результат ЭГ в сравнении с КГ вырос на 11,34%.
5) тест на задержку дыхания по пробе Генчи - в КГ результат составил 12,6 сек., в ЭГ – 14,3 сек., t=5, t равная от 3,4 до ∞ означает достоверность различий очень высокая. В процентном соотношении результат ЭГ в сравнении с КГ вырос на 13,49%.
Таким образом, наша цель – определить влияние занятий в секции по вольной борьбе на уровень физического развития мальчиков 11-12 лет - достигнута. Все поставленные задачи реализованы. Согласно сделанным выводам в параграфе 2.4 мы определили, что занятия вольной борьбой оказывают положительное влияние на уровень физического развития. Гипотеза о том, что целенаправленные занятия вольной борьбой оказывают положительное влияние на физическое развитие мальчиков 11-12 лет – доказана.