Важным условием достижения цели общего образования является высокий уровень состояния здоровья и физической подготовленности учащихся, желание и готовность вести здоровый образ жизни. В основе реализации этого условия лежит эффективная организация учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем, как показывает практика и исследования ученых, за годы обучения в общеобразовательных школах значительно увеличивается количество детей с различными заболеваниями (Б. А. Ашмарин, 1995; В. С. Быков, 1999).
Поэтому повышение эффективности физического воспитания обучающихся выступает в качестве одной из актуальных задач современного общества. Одним из физических качеств человека, значимым для успешности трудовой деятельности в различных видах профессии, способствующих сохранению и укреплению физического здоровья, проявлению остальных двигательных способностей является гибкость.
Гибкость выступает необходимым условием успешности овладения человеком различными двигательными действиями. Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Упражнения на гибкость применяются в качестве одного из основных средств формирования правильной осанки, гармоничного физического развития (Ю. Ф. Курамшин, 2003; В. И. Козлова, 2007).
Недостаточная гибкость ограничивает уровень проявления кондиционных и координационных способностей человека, выступает одной из причин травматического повреждения связок и мышц.
На основе этого появилась необходимость произвести экспериментальное исследование для поиска и установления оптимальных средств и методов направленного характера для развития гибкости у обучающихся младших классов на уроках физической культуры в условиях средней общеобразовательной школы.
Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать методику развития гибкости у обучающихся 9-10 лет на уроках физической культуры.
Объект исследования – процесс физического воспитания обучающихся 9-10 лет.
Предмет исследования – методика развития гибкости у обучающихся 9-10 лет на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования предполагает, что применение на уроках физической культуры методики, включающей комплексы, состоящие из активных и пассивных динамических упражнений и статических упражнений для развития гибкости у обучающихся 9-10 лет, позволит повысить уровень её развития.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме развития гибкости у обучающихся младшего школьного возраста.
2. Разработать методику развития гибкости на уроках физической культуры у обучающихся 9-10 лет.
3. Апробировать и экспериментально обосновать эффективность применения методики развития гибкости у обучающихся 9-10 лет.
Гибкость позвоночного столба определялась с помощью контрольного упражнения «Наклон вперед из основной стойки».
Оборудование: гимнастическая скамейка, рулетка.
Испытуемый становится на скамью и наклоняет туловище вперед-вниз, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца кисти руки. Если при этом пальцы не достигают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус» (-), а если опускаются ниже нулевой отметки – знаком «плюс» (+).
Гибкость в тазобедренном суставе определялась по углу в положениях «продольный шпагат» и «поперечный шпагат». Для измерения углов использовался механический гониометр – угломер, подобие циркуля с транспортиром, который накладывался в положении продольного и поперечного шпагата на измеряемый участок тела. Далее он в соответствующем положении проецировался на транспортир.
Педагогический формирующий эксперимент проводился для практической проверки эффективности воспитания гибкости на основе применения комплексов физических упражнений, с учетом выявленных нами организационно-методических особенностей применения данных упражнений на уроках физической культуры в школе.
В педагогическом эксперименте приняли участие учащиеся СОШ Наб. Челны в количестве 60 человек.
Все испытуемые были разделены на две группы. В контрольную группу вошли 30 обучающихся 3 класса в возрасте 9-10 лет (15 девочек и 15 мальчиков), в экспериментальную группу – также 30 обучающихся (15 девочек и 15 мальчиков) параллельного 3 класса. Показатель развития гибкости на начало педагогического эксперимента в обеих группах был на одинаковом уровне, что подтверждено результатами входного тестирования на начало практической работы, проведенного в сентябре 2019 года.
На уроках физической культуры в экспериментальной группе воспитание гибкости осуществлялось с учетом выделенных нами организационно-методических особенностей. В контрольной группе эта задача решалась традиционными методами.
У всех испытуемых в начале и после завершения эксперимента измерялись и оценивались показатели гибкости позвоночного столба и тазобедренных суставов с применением выше приведенных тестовых упражнений.
За время эксперимента показатели гибкости в тазобедренных суставах в положении «поперечный шпагат» улучшились у испытуемых обеих групп, но в экспериментальной группе прирост значительно больше, и составил 3,8 градуса, что на 3,4 градуса превышает средний показатель в контрольной группе (прирост в К.Г. составил 0,4 градуса).
Применение экспериментальной методики развития гибкости обусловило преимущество испытуемых экспериментальной группы в показателях гибкости в тазобедренных суставах после завершения педагогического эксперимента – 176,7 против 172,9 градусов (Р≤0,001).
Положительные изменения в показателях развития гибкости у испытуемых контрольной группы произошла не только благодаря занятиям физической культурой по традиционной программе, но и по причине того,. что возраст испытуемых является наиболее благоприятным для развития данного физического качества.
Преимущество испытуемых экспериментальной группы в темпах прироста показателей гибкости позвоночного столба и тазобедренных суставов свидетельствует о эффективности разработанной нами методики ее развития на уроках физической культуры с учетом выделенных нами организационно-методических особенностей.
Таким образом, результаты формирующего педагогического эксперимента показали, что воспитание гибкости и подвижности в суставах у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры с применением экспериментальной методики, приводит к существенному повышению показателей подвижности суставов.
Задачи исследования решены, поставленная цель – достигнута.
Проведенное практическое исследование по обоснованию, разработке и апробации экспериментальной методики развития гибкости на уроках физической культуры, включающей комплексы, состоящие из активных и пассивных динамических упражнений и статических упражнений подтверждает выдвинутую гипотезу.
Применение на уроках физической культуры у обучающихся младшего школьного возраста методики развития гибкости, включающей комплексы, состоящие из активных и пассивных динамических упражнений и статических упражнений, повышает уровень её развития.