Разнообразие современных подходов к физкультурному образованию школьников вносит значительные позитивные изменения в учебно-методическое обеспечение физкультурного образования школьников, но в то же время не в полной мере решает актуальные проблемы физкультурного образования.
Подтверждением вышесказанному являются результаты последних исследований состояния здоровья школьников; число здоровых школьников составляет в младшем школьном возрасте 10 - 12, среднем - 8 и старшем - 5%; хроническими недугами страдают 50% детей в возрасте 7 - 9 лет и 60% старшеклассников; за последние 10 лет вдвое увеличилась патология органов пищеварения, в 4 раза - случаев остеохондроза, сколиоза и плоскостопия, в 3 раза - болезней почек и мочевыводящих путей; у 18,8% мальчиков и 19,8% девочек в возрасте до 17 лет наблюдается выраженный дефицит массы тела; 55% школьников имеют проблемы с психикой (Ю.В. Высoчин, В.И. Шапoшникoва, 2006).
Причина такого резкого снижения двигательной активности учащихся скрывается как в содержании, так и в организации их физкультурного образования. Жесткая школьная система с ее учебным планом, одинаковым для всех учащихся до окончания школы, препятствует творческой работе учителя, рассчитанной на учет, сохранение, формирование и развитие индивидуальности учеников, отсутствует возможность приобретения спортивного инвентаря, расширения материально-технической базы, увеличения учебной нагрузки, проведения дополнительных занятий физической культурой и спортом, не говоря уже о соревнованиях, чтобы хоть как-то привлечь интерес учащихся к занятиям физической культурой.
Занятия тхэквондо один из благоприятных способов удовлетворения физической активности детей, помогает ребенку стать более здоровым, уверенным в себе, решительным, внимательным.
Цель исследования - изучение влияния занятий тхэквондо на показатели физического и психического развития детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования заключалась в том, что начальный этап обучения детей тхэквондо должен базироваться в большей степени на развитии физических качеств, и в меньшей степени на техническую подготовку.
Задачи исследования
Для решения вышеуказанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
Теоретический анализ и обобщение литературных источников по данной теме.
Исследовать показатели физического развития детей 8-10 лет.
Оценить физическое развитие детей 8-10 лет.
Для решения поставленных задач были использованы нижеперечисленные методы исследования: анализ научно-методической литературы, антропометрия, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
тренировочнИсследование реакция проводилось с более сентября 2018 г. страна по иметь май 2019 г. тела на другие базе Исследование СОШ г. длительности Набережные Челны. пережиматье Экспериментальную ФиС группу интенсивность составили 17 несколько мальчиков 8-10 ительной лет одновременно занимающиеся порой тхэквондо. Радифoвич Занятия единоборствам проводились три акселерат раза в интенсивностью неделю, вю ремя данные занятий с 16.30 Ретарданты до 18.15 ч. В акселераты контрольную нервный группу Формируясь вошли 17 рефракция школьников 8-10 которое лет козелка СОШ Пoказатели Набережные большим Челны. невозможен Мальчики спoрта данной патология группы разучить посещали РАБOТЫ уроки неизменна физической отечественной культуры следовать тритридтри имеющее раза в Возрастные неделю.
Анализ и обобщение литературных источников свидетельствует об эффективности применения занятий тхэквондо для общего развития детей младшего школьного возраста. Объем и направленность применяемых физических упражнений связаны с разработанными в отечественной литературе, методическими принципами регулирования нагрузок для получения желаемого оздоровительного эффекта.
При исследовании показателей физического развития детей 8-10 лет выявили: что среднее значение длины тела составляет 126,48±0,46 см; массы тела – 26,61±0,42 кг; ЖЕЛ - 1182±19,48мл; динамометрия кисти правой руки – 9,64±0,18 кг; левой – 8,94±0,15 кг; среднее значение ЧСС – 77,64±1,54 уд/мин; АД – 96,58±2,16/54,47±2,19 мл. рт. ст.; проба Генчи – 15,00±0,45 сек. Среднее значение устойчивости внимания детей 8-10 лет равно 0,48 баллов, что свидетельствует о низком уровне развития устойчивости внимания до эксперимента.
После педагогического эксперимента показатели физического развития детей 8-10 лет, занимающихся тхэквондо, методом достоверности различий Стьюдента, достоверно улучшились и достоверно превышало показатели контрольной группы: - значение длины тела детей увеличилась на 2,8 см, темпы прироста – 2,8 %; - масса тела изменилась на 2,4 кг, темпы прироста – 12,9 %; - прирост результатов ЖЕЛ детей составил – 12,7 %; - прирост результатов динамометрии кисти рук составил: правой – 14,1 %, левой руки – 12,4 % ;
- прирост результатов пробы Генчи детей экспериментальной группы составил – 11,2%.
- значение устойчивости внимания в экспериментальной группе составило 0,8 баллов, прирост результата составил 66,7 %.
Практические рекомендации.
При проведении занятий по тхэквондо необходимо учитывать возраст, количество детей в группе, физическую и функциональную подготовленность, степень владения каждым навыком предлагаемых движений. Занятия необходимо проводить не менее 3 раз в неделю
Упражнения необходимо подбирать в соответствии с поставленной воспитательно-образовательной задачей и условиями проведения занятий. В проведении занятий использовать игровой метод. Рекомендуем, в начале обучения детей тхэквондо тренеру-преподавателю находится на ковре вместе с занимающимися.
Рекомендуется вначале объяснить детям упражнения и разучить их, а потом проводить занятие на ковре.
Положительная динамика показателей физического и психического развития детей младшего школьного возраста позволяет рекомендовать использование занятий по тхэквондо в процессе физического воспитания в общеобразовательных школах.