Посещая различные выставки, мы всегда обращаем внимание на витражи, они завораживали своей красотой и загадочностью.
Полтора века назад витраж можно было увидеть лишь в католических и иногда в православных храмах. Просачиваясь сквозь окна, лучи солнца окрашивали в разные цвета внутренее убранство храмов, а сами узоры на окнах, пронизанные светом, будто бы оживали. ВИТРАЖ - это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой.
Богато его прошлое, безграничны его перспективы.
Витраж - (франц. vitrage, от лат. vitrum стекло) прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле. Они обычно устанавливаются в световых проемах окнах, дверях, фонарях.
В городе Ульяновске полюбоваться витражным искусством, можно в
Ленинском мемориале: мозаичным панно-витражом «Родина – мать» Народного художника Литвы Альгимантаса Владо Стошкуса, который был одним из родоначальников советского витражного искусства.
Именно эта мозаика-витраж является кульминацией экспозиции 3-го этажа Музея-мемориала В.И Ленина. Кажется, что в желтых лучах солнца Родина-мать в золотисто-коричневых одеяниях на красном фоне распахивает свои объятия детям: народам страны. Однако, известно, автор предпочитал красно-фиолетовые цвета. Только присмотревшись, можно заметить, что сама Родина-мать – сиреневого цвета.
Так же доступно для посещения Лютеранская церковь Святой Марии, где тоже можно наблюдать искусство витражей, при строительстве ее в 2013 году, из Риги доставили девять железных оберлихтов и стёкла художественной работы в оловянной оправе. Специально для стекольных работ выписали Рижских мастеров. Эскизы для оконной мозаики разработал А. А. Шодэ. Два эскиза имитированных витражей алтарных окон (С. Хейнеман) на темы Святой Марии с младенцем и Христа. когда была ревставрация , эскизы на стекло перенесли ульяновские художники Н. Кормилицин и В. Константинов, они же расписали и все остальные окна с изображениями «готических» роз.
Витражи можно делать несколькими способами: например, контурно-заливным. Это значит, что на прозрачное стекло наносится выпуклый контур рисунка, а затем образовавшиеся "русла" заливают лаковой краской нужного цвета. Нужный цвет выбирают по цветовой таблице. Основа - лак и немножко отвердителя. Допустим нужен персиковый цвет с оттенком спелого абрикоса.это значит: три капли оранжевой краски, две-красной и одна желтой. "Вода" готова. С помощью пипетки ее заливают в контур и приступают к приготовлению следующей цветной жидкости для соседнего "водоема". Листья зазеленеют, а цветы запестреют сочными красками под руками художника. Спустя двое суток все подсыхает и как будто покроется гладким цветовым льдом.
Чтобы придать витражу дополнительный объем, можно использовать стеклянные камушки и горошины, после этого помещаются в печку для ФЬЮЗИНГА, то есть спекания. Нагретые до температуры 700 градусов камешки немного расплавятся и крепко-накрепко прилипнут к стеклу.
Изготовление витража методом ТИФФАНИ (еще в 19 веке изобрел американский художник и дизайнер Луис Комфорт Тиффани. Витраж не рисуют красками, а выкладывают самим стеклом, подбирая кусочки нужных цветов и оттенков.) Начинается работа с эскиза. Потом подбираются стёкла нужного цвета и по контору алмазным стеклорезом вырезаются кусочки. Их края обтачиваются на шлифовальном станке. Все детали должны точно соответствовать эскизу, чтобы не оставалось зазоров. Теперь каждое стёклышко по периметру нужно обернуть клейкой медной фольгой. С помощью паяльника и оловянного припоя стёкла соединяют с друг другом, получая ровный красивый шов. Чтобы он стал еще красивее, его обрабатывают кислотой, наводя ПАТИНУ - олово темнеет и становится как будто старинным.
В наши дни картины из цветного стекла встречаются намного чаще - в кафе, фойе кинотеатров, даже в квартирах. Причем не только в окнах, но и в комнатных перегородках, на потолке, в дверцах мебели. Разноцветное прозрачное чудо пришло в каждый дом!