Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития всех двигательных качеств, в этом возрасте происходит быстрый скачек роста. Современные социально-экономические условия жизни общества предъявляют все возрастающие требования к здоровью подрастающего поколения. Именно поэтому особое место в развитии двигательных возможностей школьников занимают скоростно-силовые качества, высокий уровень развития которых играет большую роль при достижении высоких результатов во многих видах спорта. Также развитие скоростно-силовой подготовки занимающихся, позволяет в повседневной жизни преодолевать трудности, связанные с проявлением максимальных силовых напряжений. Одно из средств развития данных качеств – это тяжелая атлетика (Божко, А.И., 2012; Дворкин, Л. С., 2011).
Цель исследования – определить эффективность методики развития скоростно-силовых способностей спортсменов-тяжелоатлетов 15-16 лет.
Гипотеза исследования – применение разработанной экспериментальной методики развития скоростно-силовых способностей спортсменов-тяжелоатлетов 15-16 лет, включающей комплекс специальных упражнений, приведет к более высокому росту показателей скоростно-силовых способностей, по сравнению с традиционной методикой.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ источников по теме исследования.
2. Определить уровень развития скоростно-силовых способностей спортсменов-тяжелоатлетов 15-16 лет на констатирующем этапе работы.
3. Разработать и апробировать в ходе формирующего эксперимента методику развития скоростно-силовых способностей спортсменов-тяжелоатлетов 15-16 лет, включающую комплекс специальных упражнений.
4. Определить уровень развития скоростно-силовых способностей спортсменов-тяжелоатлетов 15-16 лет на контрольном этапе работы.
Исследование проводилось на базе МАУ ДО «ДЮСШ «Юность» имени Е.А. Тимерзянова» города Бугульма, Республики Татарстан. Для проведения опытно-экспериментальной работы была отобрана группа из 20 юношей 15-16 лет, 10 из которых – экспериментальная группа (ЭГ), 10 – контрольная группа (КГ).
В эксперименте были использованы следующие контрольные тесты для определения уровня развития скоростно-силовых способностей у штангистов. Контрольные тесты были подобраны нами на основе федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «тяжелая атлетика» .
1) Прыжок в длину с места. Исходное положение - полу присед, стопы параллельны друг другу, руки назад. Выполняются три попытки подряд. Регистрируется лучший результат (в сантиметрах).
2) Прыжок в высоту с места. Прыжок выполняется с толчком обеими ногами с касанием метрической разметки из трёх попыток. Высота прыжка оценивается в сантиметрах. Определяется разница между максимальной высотой выпрыгивания и высотой, зафиксированной у испытуемого с вытянутой рукой, стоящего на носках перед прыжком.
3) Бег на 100 метров. Испытуемый стремится на максимально высокой скорости пробежать дистанцию. Результат измеряется секундомером в секундах с точностью до 0,01.
4) Подтягивание 15 раз на перекладине. Испытуемый начинает выполнять упражнение сгибая – разгибая руки в локтевых суставах с переносом подбородка через перекладину, одновременно с командой «На старт» начинается отсчет времени, результат измеряется в секундах при помощи секундомера с точностью до 0,01 секунды. Испытуемый должен выполнить 15 подтягиваний на перекладине за минимальный отрезок времени.
В период педагогического эксперимента юные тяжелоатлеты КГ занимались по общепринятой методике. В процесс тренировочных занятий в ЭГ был включен специальный комплекс физических упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств. По окончанию педагогического эксперимента произведено контрольное тестирование с целью проверки результатов эксперимента.
Экспериментальная методика была реализована на основном этапе исследования с целью проверки подтверждения выдвинутой нами гипотезы.
В период педагогического эксперимента все юные атлеты тренировались по единой программе в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «тяжелая атлетика».
Каждая из подгрупп тренировалась отдельно. Продолжительность тренировочных занятий была от 90 до 110 минут. Экспериментальные упражнения включались в тренировочные занятия ЭГ постепенно. Комплекс из четырех упражнений включался непосредственно в основную часть тренировки. Каждое упражнение вводилось в тренировочный процесс через одну тренировку.
Для систематической оценки физической подготовленности юных штангистов периодически проводились контрольно-педагогические испытания в виде тестирования уровня развития скоростно-силовых способностей в начале, середине и конце учебного года. Они давали возможность выявить уровень показателей скоростно-силовых способностей, проследить динамику и определить сдвиг за экспериментальный период.
Данные педагогического эксперимента показывают значительный прирост результатов у занимающихся ЭГ. Кроме того, обработка показателей, полученных в результате проведенных тестов по определению уровня развития скоростно-силовых способностей с помощью методов математической статистики, выявила достоверность различий между контрольной и экспериментальной группами. Проведенный нами сравнительный анализ результатов тестирования позволил выявить, что в ЭГ произошел значительный прирост показателей по сравнению с КГ. Это позволяет сделать вывод о том, что применение экспериментального комплекса специальных упражнений, выполняемого с чередованием методов максимальных и динамических усилий, способствует развитию скоростно-силовых способностей юношей 15-16 лет. Что подтверждает гипотезу нашего исследования.
Таким образом, в ходе проведенного нами исследования было выявлено, что цель - определить эффективность методики развития скоростно-силовых способностей спортсменов-тяжелоатлетов 15-16 лет – достигнута. Все поставленные задачи реализованы. Гипотеза-доказана.