Волейбол – это игровая деятельность, которая носит соревновательный характер, регламентируемый специальными правилами. Основополагающую роль в процессе обучения навыкам игры в волейбол играют факторы и структура соревновательной деятельности, определяющие ее эффективность в волейболе. В игре волейбол свойственна эмоциональность. В школьной программе волейбол является элементом учебного процесса. Применение подвижных игр является необходимым слагаемым в общем комплексе средств, направленных на разностороннее физическое воспитание обучающихся (Л. Агинако, 2008).
Особенностью волейбола являются такие черты, как быстрота и сложность решения двигательных задач в непрерывно изменяющихся условиях, умение быстро применять решение о целесообразном действии, эффективно и своевременно его выполнять. От этого зависит быстрота действий игроков команды (А.В. Беляев, 2005).
Актуальность методики применения подвижных игр в тренировочном процессе волейболистов 12 – 13 лет не вызывает сомнения, так как для достижения высоких спортивных результатов необходимо применение подвижных игр для достижения лучшего усвоения технических приемов игры в волейбол.
В связи с этим целью нашего исследования явилось разработать и оценить эффективность методики применения подвижных игр в тренировочном процессе волейболистов 12 – 13 лет. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: разработать методику применения подвижных игр в тренировочном процессе волейболистов 12 – 13 лет; определить показатели технической подготовленности волейболистов 12 – 13 лет
Исследования проводились на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Красноярская основная общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан в течение 2019 года. В данном педагогическом эксперименте участвовали мальчики и девочки 12 – 13 лет.
Для юных волейболистов 12 – 13 лет в процессе проведения подвижных игр характерны чередование движений, продолжительность деятельности каждого игрока, изменение интенсивности. Основные условия игровой деятельности приучают обучающихся постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и применять правильные решения, действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы.
Применение подвижных игр помогает развивать специальные физические способности: подвижность, сила кистей, прыгучесть, быстрота перемещений, которые направлены на овладение структурой технического приема.
В результате проведенного исследования выяснилось следующее. Использование подвижных игр для совершенствования верхней передачи в мишень улучшилось на 20%. Точность процентов попадания подач по зонам на итоговом тестировании увеличилась на 20%, 10 из 10 попаданий выполняют 35%, 8 из 10 выполняют 60% занимающихся.
Итоговое тестирование нападающего удара выявило следующие: из 10 возможных 10 попаданий выявлены у 45% , 8 из 10 попаданий у 55% занимающихся, что значительно превышает исходные данные..
Таким образом, результаты тестирования до и после эксперимента свидетельствуют о положительном влиянии предложенной нами методики. По всем контрольным тестам произошли достоверные изменения.
Из этого можно сделать вывод, что применение методики подвижных игр в учебно- тренировочном процессе волейболистов 12 – 13 лет дает положительный результат, это связано с тем, что при выполнении игровой задачи обучающиеся акцентируют свое внимание на четко поставленной задаче.