Методика развития скоростных качеств хоккеистов 10-11 лет - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Методика развития скоростных качеств хоккеистов 10-11 лет

Егоров Г.П. 1
1Набережночелнинский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный хоккей – это игра, основанная на разноплановой активности игроков и интенсивной работе динамического характера. Она предъявляет высокие требования к физической и технической подготовке хоккеистов и, как следствие, к рациональному и эффективному осуществлению тренировочного процесса на всех этапах многолетнего тренировочного цикла. Успешность соревновательной деятельности квалифицированного хоккеиста напрямую зависит от его скоростной подготовленности. Поэтому задача интенсивного развития скоростных способностей игроков ставится первоочередной для всех видов подготовки, ее нормативные характеристики используют для определения уровня спортивного мастерства. При планировании на этапе начальной подготовки особое место занимают вопросы создания технологий тренировки скоростных способностей, где выбор компонентов тренировочного процесса может оказаться решающим в перспективном становлении будущего игрока (А. Ю. Букатин, 2014; В. А. Быстров, 2015)

В связи с вышеизложенным, актуальность повышения скоростной подготовленности юных хоккеистов к соревновательной деятельности в учебно-тренировочном процессе логически определили проблему нашего исследования по содержанию и методике скоростной подготовки юных хоккеистов 10-11 лет, учитываявозрастные характеристики и индивидуальные способности спортсменов.

Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать методику развития скоростных качеств хоккеистов 10-11 лет.

Гипотеза исследования: Предполагается, что эффективность развития скоростных качеств хоккеистов 10-11 лет может быть повышена путем использования метода круговой тренировки с преимущественной направленностью.

Задачи исследования:

1. Определить теоретические основы исследования, проанализировать состояние развития скоростных качеств хоккеистов 10-11 лет в учебно-тренировочном процессе в современной спортивно-педагогической литературе.

2. Разработать методику развития скоростных качеств хоккеистов 10-11 лет.

3. Экспериментально обосновать разработанную методику развития скоростных качеств методом круговой тренировки с преимущественной направленностью.

Решение поставленных задач и проверка гипотезы обеспечивалось комплексом взаимно дополняющих и взаимно проверяющих методов исследования: теоретические – анализ и обобщение методической и психолого-педагогической литературы; эмпирические – педагогические наблюдения, изучение учебно-методической документации; эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования включала испытуемых из числа юных хоккеистов групп начальной подготовки.

Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа «Яшьлек» Заинского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании принимала участие команда юношей 10-11 лет. Исследование проводилось в течение 2019 года. В нем участвовало 20 спортсменов, которые были распределены на две группы – контрольную и экспериментальную по 10 спортсменов.

Разработанный нами экспериментальный метод круговой тренировки состоял из 8 станций. Время работы на станциях составляла от 10 до 15 секунд, в зависимости от подготовленности испытуемых. Время отдыха между станциями составляло 2-3 мин. до ЧСС 120 уд./мин. В возрасте 10-11 лет объем ледовой подготовки увеличивается, однако доля нагрузки так же приходится на упражнения, выполняемые на земле и в зале. Во время занятий вне льда наряду с решением задач всестороннего развития физических качеств с помощью общеразвивающих упражнений, подвижных и спортивных игр, стартов, прыжков, разнообразных эстафет решаются задачи улучшения простой и сложных двигательных реакций, укрепляются связки, увеличивается подвижность суставов и сила мышц, совершенствуется координация движений. Все это является той базой, на основе которой юные хоккеисты осваивают технику владения коньками и в дальнейшем смогут развивать быстроту непосредственно на льду в специальных игровых хоккейных упражнениях. Занимаясь на льду, основное внимание следует уделять обучению и совершенствованию технике катания на коньках и технике владения клюшкой. По мере того как хоккеисты освоят тот или иной технический прием (например, один из приемов владения клюшкой), его можно использовать в качестве средства для развития скоростных способностей.. Основными средствами развития быстроты на занятиях вне льда являются подвижные и спортивные игры, построенные на опережении действий партнера, прыжковые и беговые упражнения, различные эстафеты, преодоление полосы препятствий, движения скоростно-силового характера, метания, старты из различных исходных положений, бег с внезапными остановками, изменением скорости и направления движения, ловля и быстрая передача мяча. Значительное место отводится упражнениям для развития быстроты владения клюшкой. Используются: ведение на месте и в движении, передачи, приемы, броски и удары шайбы, мяча, игровые упражнения и игры с мячами для тенниса и хоккея с мячом, а также имитации этих упражнений. Скоростная подготовка в зале или на спортплощадке проводилась с применением технических средств и методов, однако, с большим акцентом на выполнение упражнений, отвечающих специфике хоккея. Подобраны такие игры, эстафеты и полосы препятствий, в которых необходимо выполнять кратковременные, но достаточно быстрые движения. Первоначально упражнения выполняются с умеренной и средней скоростью, а затем, по мере освоения, и с более высокой, постоянно контролируя движения, что способствует планомерному совершенствованию координации движений. Беговые и прыжковые упражнения вначале следует выполнять в облегченных условиях, например, под небольшой уклон.

Для определения эффективности разработанной методики перед началом эксперимента были зафиксированы исходные скоростные данные каждого хоккеиста. На протяжении всего периода наблюдений учебно-тренировочные занятия проводились шесть раз в неделю по часу в день. Упражнениям на развитие скоростных качеств в начале каждого учебно-тренировочного занятия уделялось по 20-30 мин.

Воспитание скоростных качеств в первой группе (контрольной) проводилось на основе действующей программы по хоккею для детско-юношеской спортивной школы.

Занятия второй группы (экспериментальной) были направлены преимущественно на развитие быстроты с помощью специально подобранных комплексов упражнений, играющих важную роль в процессе специализации в хоккее.

С целью определения эффективности разработанной экспериментальной методики, в конце эксперимента было проведено повторное тестирование и сделан сравнительный анализ показателей.

В результате тренировочных занятий по разработанной методике у хоккеистов 10-11 лет ЭГ выявлена существенно более высокая интенсивность роста функциональных показателей. Предлагаемая методика тренировки способствует интенсивному росту скоростной подготовленности хоккеистов 10-11 лет. Сравнительный анализ результатов свидетельствует, что юные спортсмены экспериментальной групп существенно превосходили хоккеистов, занимающихся в контрольной группе. Анализ динамики физической подготовленности хоккеистов 10-11 лет контрольной и экспериментальной групп показал, что тренировочные занятия по экспериментальной методике способствуют интенсивному развитию скоростных способностей. По окончании годичного тренировочного цикла показали достоверно более высокие результаты в экспериментальной группе.

Разработанная методика развития скоростных качеств способствует интенсивному развитию технической подготовленности игроков. Хоккеисты 10-11 лет экспериментальной группы показали достоверно более высокий уровень технической подготовленности, что проявилось в достоверно лучших результатах в беге на коньках лицом и спиной вперед. Прирост остальных показателей технической подготовленности у юных спортсменов экспериментальной группы был существенно выше, чем у хоккеистов контрольной группы. Так что можно считать, что в экспериментальной группе юные хоккеисты показали высокий результат, по сравнению с контрольной.

Просмотров работы: 36