В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге. Данные свидетельствуют о низком проценте детей, которые умеют плавать. Это особенно актуально для детей дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное психическое новообразование – произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью.
Особенно велико оздоровительное воздействие плавания на детский организм. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают координацию движений. Они своевременно формируют «мышечный корсет», предупреждая искривления позвоночника; снижают возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели жизненной емкости легких, гибкости и силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.
Наиболее эффективное закаливание и укрепление организм детей достигается за счет систематизации, последовательности применения и взаимодействия средств начального обучения плаванию и общей физической подготовке в воде, учитывающие индивидуальные особенности занимающихся [2].
В соответствии с социально-экономическими особенностями современного общества целью физического воспитания во всех учебных учреждениях является содействие гармоничному формированию всесторонне развитой личности. Основным средством для достижения этой цели является изучение детьми основ личной физической культуры, под которой понимается определенное количество знаний, умений, навыков и потребностей, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных (координационных и кондиционных) способностей, умения осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Также правильное физическое воспитание ребенка немыслимо без плавания, которое оказывает положительное воздействие на развитие всего детского организма [1].
Целью нашего исследования является выявление эффективности применения разработанной методики в развитии скоростно – силовых качеств у детей младшего возраста на начальном этапе обучения плаванием.
В соответствии с целью исследования были выделены следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2.Разработать методику развития скоростно-силовых качеств у юных пловцов;
3.Оценить эффективность разработанной методики в развитии скоростно-силовых качеств у юных пловцов.
Мы предположили, что разработанная нами методика окажет благоприятное воздействие на развитие скоростно-силовых качеств пловцов на начальном этапе обучения.
Педагогический эксперимент проводился в бассейне МБУ «СШ «Зай» Заинского муниципального района Республики Татарстан в течение 2019 года. Для исследования были сформированы экспериментальная и контрольная группы. Занятия проводились 3 раза в неделю с детьми 9-10 лет. Экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике с применением плавательных средств на начальном этапе обучения, контрольная группа занималась по стандартной методике обучения плаванию.
Результаты тестирования скоростно-силовых качеств в ходе нашего эксперимента разными стилями плавания в 50 метров отражены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты тестирования скоростно-силовых качеств в ходе эксперимента (мин)
Группы |
Результаты теста в сентябре |
|||
баттерфляй |
кроль н/сп |
брасс |
кроль |
|
Эксперимент.группа |
0.56.42 |
0.58.07 |
1.57.88 |
0.50.77 |
Контрольная группа |
1.11.53 |
1.06.19 |
2.02.98 |
1.02.80 |
Разница |
0.06.11 |
0.08.12 |
0.05.10 |
0.12.11 |
Группы |
Результаты теста в декабре |
|||
Эксперимент. группа |
0.50.39 |
0.51.56 |
1.50.60 |
0.49.09 |
Контрольная группа |
1.01.40 |
0.58.69 |
1.56.72 |
0.59.14 |
Разница |
0.11.01 |
0.07.13 |
0.06.12 |
0.10.05 |
Сравнивая полученные результаты, выяснилось, что на итоговом тестировании все занимающиеся из экспериментальной группы с лёгкостью преодолели испытания. В ходе тестирования, рассматривая полученные данные исследования и поурочный график курса начального обучения, можно сказать, что динамика обучаемости в экспериментальной и контрольной группах одинакова, однако результаты показателей скоростно-силовых качеств выше у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной.
Данные результаты говорят о том, что применение разработанной нами методики на занятиях плаванием у детей младшего школьного возраста оказывают положительный эффект в развитии скоростно-силовых качеств. Полученные значения, определяемые на достоверность по t-критерию Студента, оценивали по таблице. В спортивно-педагогических и биологических исследованиях гипотеза считается доказанной при 95% уровне надёжности. Это происходит, если t>2,0 (или t=2,0). В нашем случае t,=15,8; tl<==9,5. Это говорит о том, что полученные результаты являются статистически достоверными.
Список использованных источников:
Ганчар, И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: учебник для студ. фак-тов физ. воспит. и спорта пед. учеб. заведений / И.Л. Ганчар. – Минск, 2005. – 350 с.
Дьякова, Е.Ю. Физиологические особенности организма детей младшего школьного возраста, занимающихся по программе ускоренного обучения плаванию / Е.Ю. Дьякова, А.Н. Захарова // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - №367. – 150 с.