Одно из ведущих мест в физическом воспитании обучающихся в школе занимает развитие двигательных качеств, в том числе и выносливости. В настоящее время уровень развития выносливости у многих обучающихся очень невысок, о чем свидетельствуют результаты нормативов в беге на длинные дистанции, в лыжной или кроссовой подготовке. К сожалению не все обучающиеся справляются с учебной нагрузкой.
В школьном физическом воспитании, повышение уровня выносливости учащихся наиболее актуально. Данные слова подтверждаются степенью и длительностью статического напряжения организма школьников в учебное время, при подготовке и выполнении домашних задании и другой статической нагрузки предъявляемой к опорно-двигательному аппарату и функциональным системам организма (В. Н. Амелин, 1998).
Выносливость – это одно из важнейших физических качеств, которое проявляется не только в спорте, но и в профессиональной и повседневной жизни человека. Выносливость отражает общий уровень работоспособности при любом виде деятельности и является базовой основой работоспособности, как физической, так и умственной. Её особенностью является то, что она является своего рода показателем здоровья, так как определяет функциональное состояние дыхательной и сердечно сосудистой систем организм (А. Л. Кочарян, 1989).
Наиболее эффективно выносливость возможно развить на дополнительных занятия, и в частности во время тренировок в школьной секции по легкой атлетике. В подростковом возрасте создаются благоприятные физиологические и морфологические предпосылки для продолжения углубленной специализации легкой атлетикой. Подростковый возраст является основным для закладки фундамента высоких и стабильных результатов в избранном виде спорта (А. Г. Хрипкова, 1998).
Актуальность работы обусловлена необходимостью исследовать эффективные пути тренировочного процесса для развития общей выносливости у детей в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявление эффективности методики развития общей выносливости мальчиков 14-15 лет, занимающихся легкой атлетикой в школьной секции.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что разработанная нами методика развития общей выносливости, в основу которой положено применение непрерывного метода позволит существенно улучшить показатели развития выносливости у мальчиков 14–15 лет, занимающихся легкой атлетикой в школьной секции.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой решались следующие задачи:
1. Выявить уровень развития общей выносливости у мальчиков 14–15 лет, занимающихся легкой атлетикой в школьной секции.
2. Разработать методику развития выносливости у мальчиков 14–15 лет, занимающихся легкой атлетикой в школьной секции.
3. Апробировать и обосновать эффективность методики развития общей выносливости у мальчиков 14-15 лет, занимающихся легкой атлетикой в школьной секции.
Нами был организован формирующий педагогический эксперимент с целью практической проверки эффективности разработанной нами методики развития выносливости у школьников 14 – 15 лет, занимающихся лёгкой атлетикой, а также наблюдения за изменением результатов испытуемых экспериментальной и контрольной групп.
При проведении эксперимента особое внимание обращалось на создание одинаковых условий для выполнения упражнений для всех испытуемых.
В педагогическом эксперименте принимало участие мальчики 14-15 лет, занимающихся легкой атлетикой в школьной секции г.Набережные Челны. Были образованы контрольную и экспериментальная группы.
В экспериментальной группе в середине основной части тренировочного занятия применялся непрерывный метод с использованием таких средств как чередование равномерного малоинтенсивного продолжительного бега (2 по 15 мин) с ходьбой (2 по 3 мин) или кроссовый бег (35-36 мин), общее время, затрачиваемое на развитие выносливости на каждой тренировке составляло до 36 минут. ЧСС во время выполнения заданий составляла 140-160 ударов в минуту, что соответствует нагрузке средней интенсивности и относится к зоне умеренной относительной мощности (Л.П. Матвеев, В. С. Фарфель, Н. Н. Яковлев).
В середине основной части тренировочного занятия контрольной группы применялся равномерный бег в течение 10 минут при ЧСС не выше 160 ударов в минуту, и далее круговой метод. Комплекс состоял из 4 легкоатлетических упражнений, обычно составляющих беговую разминку. Работа на станции при выполнении упражнений продолжалась 1 минуту с большой интенсивностью и мощностью, пульс достигал 180-190 ударов в минуту. Отдых-переход к следующему упражнению составлял 2 минуты. Комплекс выполнялся 24-25 минут, выполняли не более чем 2 круга. Общее время, затрачиваемое на развитие выносливости в контрольной группе также составляло до 36 минут.
Общий объем проделанной на тренировке работы (в часах) в той и другой группе был одинаков. Занятия проводились 4 раза в неделю по 90 минут из них 35-36 мин. выделялось на развитие выносливости. Общая структура тренировочного занятия в обеих группах была следующая: разминка 15 мин., основная часть – 65 мин., заключительная часть – 10мин.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на знания об общих закономерностях и механизмах возрастного развития человека, развития двигательной функции в онтогенезе, знания и представления о критических возрастных периодах развития двигательных способностей, физиологических механизмах функционирования и развития выносливости, основные положения теории и методики спортивной тренировки, теории и методики легкой атлетики. Достоверность полученных результатов обеспечивается применением современных исследовательских методик, адекватных цели и предмету исследования, продолжительностью педагогического эксперимента с участием выборки испытуемых, корректным применением методов математической статистики при количественном анализе экспериментальных данных.
Выводы.
Проведенные исследования уровня развития общей выносливости, позволили определить недостаточное развитие данного качества (средний уровень) у обучающихся 14 – 15 лет, как в контрольной, так и в экспериментальной группах.
2.Разработанная нами методика развития выносливости у мальчиков 14-15 лет, занимающихся легкой атлетикой в школьной секции, в основу которой был положен непрерывный метод и кроссовый бег является эффективной и может использоваться в секциях по легкой атлетике в школе. Использованный нами в контрольной группе круговой метод не показал такой эффективности, как метод примененный в экспериментальной группе.
3. Результаты внедрения данной методики в рамках педагогического эксперимента, позволили определить наличие существенного улучшения результатов в экспериментальной группе и незначительного их увеличения в контрольной группе (уровень развития выносливости – выше среднего). В экспериментальной группе наблюдается прирост общей выносливости, то есть показателя аэробной выносливости, что находит отражение в улучшении результата 12-минутного бега и бега на 2000 метров.
Проведенная теоретическая и практическая работа позволила разработать рекомендации для развития общей выносливости у мальчиков в возрасте 14-15 лет, заключающиеся в следующем:
Применение непрерывного метода эффективнее развивает функциональные и аэробные возможности организма.
Используя сочетание равномерного малоинтенсивного продолжительного бега или кросса и ходьбы аэробной направленности, выполняемые при ЧСС 140-160 уд/мин, наиболее благоприятно воздействуют на воспитание общей выносливости мальчиков 14-15 лет.
Применение больших по объему нагрузок большой и умеренной зоны мощности требует строгого дозирования нагрузки, чтобы продолжительность упражнения и метод его выполнения соответствовал особенностям организма: полу, возрасту, физической подготовленности, состоянию здоровья.