АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ КРИТЕРИЯМ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ КРИТЕРИЯМ

Януш Д.Н. 1, Калабухова А.Э. 1
1ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рабочее место водителя – кабина автотранспортного средства (АТС), в которой работник проводит основное рабочее время. Анализ литературных данных [1-3] показал, что на водителей городского АТС оказывает воздействие комплекс неблагоприятных производственных факторов, в том числе загрязняющие вещества (оксид углерода, диоксид азота, диоксид серы, окислы свинца, серы, формальдегид, меркаптаны, полициклические ароматические углеводороды, взвешенные вещества и т.д.), которые вызывают серьезные нарушения в организме водителей. Причём, основными источниками загрязняющих веществ (ЗВ) в кабинах водителя АТС являются не только отработавшие газы (ОГ) двигателей, но и продукты изнашивания тормозных механизмов, автомобильных шин и дорожного покрытия, которые выбрасывают в приземный слой атмосферы автомобильных дорог большое количество токсичных веществ [4, 5]. Выявлено [6, 7], что эти вещества могут негативно влиять на здоровье человека, вызывать различные заболевания дыхательных путей, способствовать сокращению жизни человека. В связи с этим следует уделять большое внимание проблеме достоверности оценки степени загрязнения в кабинах АТС при специальной оценке условий труда (СОУТ) водителей.

Независимо от АТС СОУТ водителей проводится по Методике проведения СОУТ (утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). При проведении СОУТ идентифицируют и количественно оценивают вредные производственные факторы (рисунок 1). Аттестационная комиссия имеет следующие права и обязанности: формировать весь список рабочих мест, подлежащих СОУТ; учитывать жалобы работников, касающиеся условий труда; подготавливать предложения по ликвидации обнаруженных недостатков; изучать результаты проведения СОУТ на рабочем месте водителей АТС.

Рисунок 1 – Порядок проведения СОУТ водителей АТС

При проведении СОУТ обращают внимание на факторы, типичные для рабочих мест водителя АТС: содержание химических веществ в воздухе внутри кабины и др. Наиболее неблагоприятными, с точки зрения условий труда, являются рабочие места трактористов и экскаваторщиков, что обусловлено характером работы и устройством кузова АТС.

Основной целью СОУТ является не только обнаружение ЗВ на рабочем месте, но и дальнейшие их устранение и совершенствование конструкций АТС. Для улучшений условий реализуют профилактические программы, что позволяет работникам ощущать себя комфортно. Основные этапы идентификации потенциально вредных и опасных ЗВ для водителей АТС представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Основные этапы идентификации ЗВ в кабине водителей АТС

Идентификация ЗВ осуществляется экспертом организации, проводящей СОУТ. Результаты идентификации утверждаются комиссией по проведению СОУТ. Выявление в кабинах водителя источников ЗВ может также проводиться путем обследования рабочего места, путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми водителем в режиме штатной работы, а также путем опроса работника и его непосредственных руководителей. Все ЗВ, которые идентифицированы на рабочем месте, подлежат исследованиям и измерениям. Результаты идентификации ЗВ заносятся в раздел «Перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ» отчета о проведении СОУТ, форма которого утверждается в порядке, установленном ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Исследования и измерения фактических концентраций ЗВ осуществляются испытательной лабораторией, экспертами и иными работниками организации, проводящей СОУТ. В качестве результатов исследований и измерений ЗВ могут быть использованы результаты исследований, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией при осуществлении организованного в установленном порядке в кабине водителя АТС производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за 6 месяцев до проведения СОУТ. Решение о возможности использования указанных результатов при проведении СОУТ принимается комиссией по представлению эксперта.

Методики (методы) измерений ЗВ, состав экспертов и иных работников, проводящих исследования и измерения, определяются организацией, проводящей СОУТ, самостоятельно. При измерении вредных и опасных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством РФ об обеспечении единства измерений (ОЕИ), методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений (СИ), прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по ОЕИ. Средства измерений, применяемые при проведении измерений вредных и опасных факторов, должны соответствовать обязательным метрологическим требованиям к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования ОЕИ и производимым при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда (в том числе по показателям точности измерения).

На основе проведённого анализа, нами выявлены и систематизированы с применением диаграммы Исикавы факторы (рисунок 3), оказывающие наибольшее влияние на результаты СОУТ водителей АТС по экологическим критериям. При этом установлено, что одним из основных факторов, влияющим на СОУТ водителей АТС по экологическим критериям относятся квалификация эксперта представляющего аккредитованную организацию по проведению СОУТ, а также иных работников, проводящих исследования и измерения.

Рисунок 3 – Причинно-следственная диаграмма факторов, влияющих на специальную оценку условий труда водителей АТС по экологическим критериям

Кроме того необходимо должное внимание уделять выбору измерительного оборудования и методик определения концентраций ЗВ которые, должны обеспечивать определение концентрации химического вещества на уровне 0,5 ПДК с относительной стандартной погрешностью, не превышающей ± 40 % при 95 % доверительной вероятности, и должны отвечать установленным нормативным требованиям. Относительное стандартное отклонение при определении концентрации вещества на уровне ПДК не должно превышать ± 25 %. При этом приборы, оборудование, используемые при санитарно-химических исследованиях, подлежат поверке в установленном порядке, а объем отобранного воздуха необходимо приводить к стандартным условиям, для чего при отборе проб воздуха обязательно производят измерение температуры, атмосферного давления и относительной влажности воздуха в контролируемых зонах кабины АТС.

Работа выполнена под руководством заведующего кафедрой метрологии, стандартизации и сертификации – академика РАЕ, д-р техн. наук, доцента Третьяк Л.Н. и доцента кафедры метрологии, стандартизации и сертификации канд. техн. наук Вольнова А.С.

Список литературы

1 Федотова И.В., Аширова С.А., Некрасова М.М. [и др.] Субъективная оценка водителями грузопассажирского автотранспорта условий труда и влияния их на состояние здоровья // ЗНиСО. 2017. №10 (295). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektivnaya-otsenka-voditelyami-gruzopassazhirskogo-avtotransporta-usloviy-truda-i-vliyaniya-ih-na-sostoyanie-zdorovya (дата обращения: 10.02.2020).

2 Гуревич, К.Г. Факторы, влияющие на состояние здоровья профессиональных водителей городских автобусов / К.Г. Гуревич, В.А. Катаева, А.М. Попкова, Ю.В. Трофименко // Вестник новгородского государственного университета. – 2005. – №35. – С. 7-8.

3 Захаров, С.В. Формирование методических подходов к оценке условий труда водителей автомобильного транспорта / С.В. Захаров, Д.Н. Легусова // Вестник ИрГТУ. – 2012. – №5 (64). – С. 50-55.

4 Третьяк, Л.Н. Обеспечение экологической безопасности автотранспортных потоков путём комплексного учёта выбросов вредных веществ и разработки организационно-технических мероприятий / Л.Н. Третьяк, А.С. Вольнов, Д.А. Косых // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2017. – №11. – С. 40-46.

5 Suleimanov, I.F. Justification for the road transport stream parameters on ba-sis of their ecological monitoring / I.F. Suleimanov, D.A. Kharlyamov, G.V. Mavrin, L.N. Tretyak, N.Z. Sultanov, A.S. Volnov // Indo American Journal of Pharmaceutical Sciences. – 2018. – Т. 5, № 5. – С. 4423-4429.

6 Лазарев Э.Н. Вредные вещества в промышленности. Справочник для химиков, инженеров и врачей / изд. 7-е. В 3-х томах. т. III.: Л.: Химия, 1977. – 608 с.

7 Тогузбаева К.К., Жунистаев Д.Д., Мырзахметова Ш.К. [и др.] Гигиеническая оценка влияния факторов воздушной среды на состояние здоровья водителей городского автотранспорта // Вестник КазНМУ. 2014. №3-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gigienicheskaya-otsenka-vliyaniya-faktorov-vozdushnoy-sredy-na-sostoyanie-zdorovya-voditeley-gorodskogo-avtotransporta (дата обращения: 10.02.2020).

Просмотров работы: 54