ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ, ПРОЖИВАЮЩЕЙ В ОСЛОЖНЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЫ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ, ПРОЖИВАЮЩЕЙ В ОСЛОЖНЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЫ

Сараева Н.М. 1, Гаврилова А.А. 2
1ФГБОУ ВО ЗабГУ
2ФГБОУ ВО ЗабГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема исследования жизнеспособности личности в психологии стала приоритетной сравнительно недавно. Понятие «жизнеспособность» не является абсолютно новым в психологии, хотя его научное определение до сих пор обсуждается.

Понятие жизнеспособности используется в широком междисциплинарном пространстве различных наук, таких как философия, антропология, биология, психология, педагогика, политология, социология и других. Но до сих пор нет единства в его понимании, диапазон расхождений во мнениях о феноменологической сущности этого понятия достаточно широк. В каждом определении жизнеспособности выделяются разные признаки и структурные элементы, факторы детерминации этих подструктур, что осложняет понимание сущности этого явления. Для осмысления этого понятия необходимо всесторонне изучить предмет исследования в его феноменальной и пространственно-временной континуальности [2].

Если говорить о жизнеспособности человека, то это понятие А.В. Махнач, А.И. Лактионова определяют как «индивидуальную способность управлять собственными ресурсами: здоровьем, эмоциональной, мотивационно-волевой, когнитивной сферами, в контексте социальных, культурных норм и средовых условий» [1, c. 294]

По И. М. Ильинскому, жизнеспособность это способность человека (поколения) выжить, не деградируя в «жестоких» и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, развиться и духовно возвыситься, воспроизвести и воспитать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном планах. Цель жизнеспособной личности стать индивидуальностью, сформировать свои смысложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом в своих интересах среду обитания не разрушая и не уничтожая ее. В таком контексте жизнеспособность понимается как результат формирования собственного отношения к тем условиям жизни, в которой оказывается молодой человек [2].

Современное состояние российского общества характеризуется многочисленными проявлениями системного кризиса, охватывающего все сферы социальной, экономической, культурной и духовной жизни. В связи с интенсивно меняющимися условиями жизни, ведущими к трансформации социальных институтов (семьи, труда, образования, здравоохранения и прочих) и неизбежной при этом утрате ощущения стабильности, актуализируются вопросы о внутренней силе человека, его готовности к адекватному реагированию на изменения. В большей мере уязвимым и незащищенным перед нестабильностью, неопределенностью и динамичностью современного мира является молодое поколение, жизнеспособность которого подвергается особому риску.

Период юности – важный завершающий этап формирования мировоззрения и самосознания человека. Это время является наиболее благоприятным для развития и актуализации содержательных компонентов жизнеспособности, которые обусловливают повышение физического и психического здоровья молодежи при преодолении кризисов и стрессовых ситуаций, реализации себя как специалистов в будущей профессиональной деятельности.

При изучении студенчества как коллективного субъекта учебно-воспитательного процесса жизнеспособность рассматривается как «интегративное качество человека, обладающего совокупностью ценностных ориентаций, личностных установок, разносторонних способностей, базовых знаний, позволяющих ему успешно функционировать и гармонично развиваться в изменяющемся социуме» [7, с. 248]

Жизнеспособность студента, по мнению авторов, включает такие компоненты, как смысложизненные ориентации, жизнестойкость, осознанное жизнелюбие, самоконтроль, саморазвитие, совместное действие которых вызывает синергетический эффект [3].

Психологами ЗабГУ жизнеспособность понимается как заданная природой (энергетически обеспечиваемая) и развиваемая обществом сложная интегральная характеристика человека - системное свойство системы «человек - жизненная среда», обеспечивающее актуальный уровень психической деятельности в данных природных и социальных условиях. Проживание в осложненных условиях жизненной среды может рассматриваться как трудная жизненная ситуация, которая требует преодоления или в адаптации к ней – жизнеспособности [5].

Жизненная среда – это совокупность природных и социальных условий и факторов, во взаимодействии с которыми происходит развитие организма и психики индивида, многих людей [8]. Осложненными называют «особые природно-климатические, экологические и социальные характеристики жизненной среды, затрудняющие жизнедеятельность человека и обусловливающие специфику адаптационных процессов» [5, с. 3].

Анализ степени изученности темы позволил выявить противоречие между значимостью информации о жизнеспособности студенческой молодёжи, проживающей в осложнённых условиях жизненной среды, и недостаточной изученностью вопросов проблемного поля жизнеспособности.

Исходя из выделенного противоречия, была определена проблема данного исследования: каковы показатели жизнеспособности студенческой молодёжи, проживающей в осложнённых условиях жизненной среды?

Исследование выполняется в рамках социально-психологического (А.В. Махнач, Е.И. Лактионова, А.А. Нестерова) и личностного (Е.И. Рыльская) методологических походов.

Мы предполагаем, что показатели жизнеспособности большей части студенческой молодёжи, проживающей в осложнённых условиях жизненной среды, могут быть сниженными.

Основанием гипотезы служит то, что Забайкальский край по своим природно-климатическим и социально-экономическим характеристикам относится к регионам с осложненными условиями жизненной среды. Как субэкстремальные природные, так и социальные характеристики (недостаточно высокий уровень экономического, информационного, культурного развития, отдаленность от крупных центров, уровень безработицы и т.д.) обусловливают определенную депривацию в удовлетворении многих потребностей населения края, создают затруднения в самореализации молодежи. Не зря исследователи отмечают высокую миграционную готовность населения.

На эмпирическом этапе исследования использовался тестовый метод, представленный опросником ««Исследование жизнеспособности молодежи в условиях стрессовой среды» (RYSE)», разработанным в ЮАР. Данный опросник состоит из 240 вопросов, объединенных в 4 секции (блока).

Секция «А - Демографические данные» позволяет, по мнению авторов, понять экологические детерминанты риска и жизнеспособности.

Секция «В - Риски» позволяет установить, являются ли риски для жизнеспособности распространенными среди студенческой молодежи.

Секция «С - Жизнеспособность» позволяет установить меру жизнеспособности студенческой молодежи.

Секция «D – Результаты (влияния среды)». В данной секции представлены вопросы, направленные наизучение удовлетворенности учебной (и /или профессиональной деятельностью и вовлеченности в работу, в зависимости от особенностей респондента); депрессии; принятия (установки на приемлемость) насилия; качества группы сверстников/ взаимодействия.

Выборку опрошенных с помощью данной методики составили 36 испытуемых, студентов психолого-педагогического факультета и факультета естественных наук, математики и технологий Забайкальского государственного университета, из них 30 женщин, 6 мужчин. Возраст опрошенных от 18 до 23 лет.

Представим некоторые данные, полученные в результате работы с опросником.

По секции А: все 36 респондентов являются русскими, разговаривают на русском языке, из них 4 испытуемых также разговаривают на английском языке. Условия проживания респондентов: в общежитии проживают 13 человек, в квартире проживают 15 опрошенных, в частном доме – 6 человек, в съемной комнате - 2 человека. У большей части опрошенных (32 человек) жилье благоустроенное. 9 человек работают одновременно с учебой (неполный рабочий день, сезонно, временно). 6 человек находятся в поисках работы.

В секции «В - риски» был посчитан индекс посттравматической стрессовой реакции. По результатам предложенной в ЮАР обработки данных, у 14% испытуемых отмечен слабовыраженное ПТСР, у 47% испытуемых определено умеренное ПТСР, у 39% испытуемых - выраженное ПТСР. Полученные результаты, конечно, нуждаются в проверке.

Также в секции «В - Риски» рассмотрен вопрос состояния здоровья. 3 % испытуемых отмечает у себя плохое состояние здоровья, 44% испытуемых имеют средние показатели здоровья, 53% испытуемых имеют хорошее здоровье.

В секции «С - Жизнеспособность» была определена мера жизнеспособности и ее компонентов (Индивидуальной жизнеспособности, Семейной жизнеспособности, Контекстуальной жизнеспособности). В результате опроса были получены следующие данные: у 19% респондентов отмечаются средние показатели жизнеспособности. У 81% - высокие показатели жизнеспособности.

6% испытуемых имеют средний показатель индивидуальной жизнеспособности, 94% испытуемых имеют высокий показатель индивидуальной жизнеспособности. Те же результаты по субшкале «Семейная жизнеспособность». 3% испытуемых имеет средний показатель контекстуальной жизнеспособности, 97% испытуемых имеют высокий показатель контекстуальной жизнеспособности.

35 испытуемых воспитывались в семьях, 1 испытуемый не имеет родителей. Уровень семейного неблагополучия у большинства опрошенных низкий. У 24 испытуемых защиты преобладают над рисками жизнеспособности, у 6 испытуемых преобладают риски над защитой, у 6 испытуемых риски и защиты жизнеспособности сбалансированы.

На основе результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что у большей части студенческой молодежи, составляющей выборку, проживающей в осложнённых условиях жизненной среды, хорошая в целом жизнеспособность. Их индивидуальная жизнеспособность достаточно велика. Семья и общество обеспечивают необходимую поддержку. Защиты большей части опрошенных преобладают над рисками.

Таким образом, наша гипотеза о том, что, показатели жизнеспособности большей части студенческой молодёжи, проживающей в осложнённых условиях жизненной среды, могут быть сниженными, не нашла своего подтверждения. Исследование необходимо продолжать

Список литературы:

Лактионова А.И. Взаимосвязь жизнеспособности и социальной адаптации подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2010. 22 с.

Махнач А.В. Жизнеспособность человека и семьи. Социально-психологическая парадигма. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 459 с.

Махнач А.В., Дикая Л.Г. Междисцплинарные и межсистемные исследования жизнеспособности человека: состояние и перспективы (вместо введения) // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С. 7-22

Нестерова А.А. Социально-психологическая концепция жизнеспособности молодежи в ситуации потери работы: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2011. 50 с

Психологическая адаптация человека в осложненных условиях жизненной среды: коллективная монография / Сараева Н.М., Суханов А.А., Ишмухаметов Р.Р. и др. Чита: издательство ЗабГУ, 2014. 339 с.

Рыльская Е.А. Психология жизнеспособности человека: дис … д-ра психол. наук. Ярослаь., 2014. 446 с.

Селезнёва Н.Т., Рубленко Н.В., Тодышева Т.Ю. Жизнеспособность личности: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. 308 с.

Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. 456 с.

Просмотров работы: 113