МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И СВОЕОБРАЗИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И СВОЕОБРАЗИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Косухина Н.Ю. 1, Артеменко О.Н. 1
1ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают определенные трудности в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе.

У детей старшего дошкольного возраста достаточно часто затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие социальные изменения. Дошкольники с речевыми нарушениями испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу в поведениии социальных отношениях. В связи с этой проблемой перед современной образовательной системой возникает необходимость создания благоприятных условий не только для воспитания и обучения данной категории детей дошкольного возраста, но и для общего процесса их социализации и развития системы их социальных отношений.

Социальное развитие личности ребенка с ОНР происходит под влиянием общественных отношений, при участии и под воздействием социального окружения, тех людей, которые передают ему знания и социальный опыт. С накоплением и усвоением социального опыта у детей старшего дошкольного возраста с ОНР формируется система нравственных представлений, ценностных ориентаций, мотивационно-потребностная сфера, на основе которых вырабатываются нормы и правила поведения в обществе, что способствует развитию социальных отношений детей.

Социальное пространство ребенка с ОНР характеризуется пересечением биологического и социального подпространств. При всей уникальности генетической программы, заложенной в каждом человеке в виде наследственных биологических особенностей, развитие личности определяют социальные факторы, это, прежде всего, общественная среда и деятельность ребенка, в процессе которой он постепенно усваивает социокультурный опыт, который и определяет развитие социальных отношений.

Своеобразие социокультурного развития ребенка с нарушениями речи, по мнению Л.С. Выготского, состоит в том, что, имеющееся общее недоразвитие замедляет, искажает дальнейшее личностное и социальное развитие, сказывается на развитии социальных отношений ребенка.

Для ребенка с ОНР, должны быть созданы условия, максимально содействующие расширению и углублению его социализации в трех основных сферах: деятельности, общении, самопознании, все это самым положительным образом будет влиять на развитие его социальных отношений [3].

Одним из основных компонентов социализации личности является семья, которая первоначально и определяет развитие социальных отношений. В семье осуществляется первичная социализация, закладываются основы формирования ребенка как личности. В каких условиях растет ребенок, какие отношения в семье между взрослыми детьми, какой уровень образования у родителей – все это влияет и на общее развитие ребенка и на развитие его социальных отношений [1;2].

Любая деятельность у детей с общим недоразвитием речи формируется под влиянием требований родителей и воспитателей. Этот процесс требует огромных усилий и, как правило, многие семьи выбирают пути наименьшего сопротивления, т.е. родители сами кормят, одевают, раздевают ребенка. Но есть семьи предъявляющие требования к поведению и деятельности ребенка, вследствие чего дети с ОНР, как и дети, не имеющие речевых расстройств, имеют различные навыки самообслуживания. Зачастую родители, которым не безразлична судьба своего ребенка, стремятся помочь ему преодолеть препятствия в этом сложном процессе, чтобы он в будущем мог достичь желаемого, более успешно социализироваться, т.е. успешно функционировать в социуме. Семья очень сильно влияет на процессы развития личности, поэтому именно в семье должны уделять первостепенное значение правильным воспитательным воздействиям, которые и определяют развитие социальных отношений. Там же где детям с ОНР предъявляются определенные требования, примерно к 5-6 годам появляется направленность на усвоение общественного опыта [4].

Таким образом, социальное развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР протекает со специфическими особенностями, что сказывается и на специфичном развитии социальных отношений (у детей с ОНР снижен уровень общения с окружающими людьми, не сформированы представления о себе и социальном окружении и др.), что отражается на взаимодействии детей со сверстниками и взрослыми, негативным образом сказывается на развитии социальных отношений и ведет к сложностям и отклонениям в социальном поведении, несформированности социально-значимых умений и навыков.

Специфической чертой детей старшего дошкольного возраста с ОНР является невозможность самостоятельного накопления социального опыта, затрудненный процесс развития у них социальных отношений. Следовательно, дети с ОНР нуждаются в специальной коррекционно-педагогической работе, направленной на развитие социальных отношений дошкольников, что в свою очередь будет способствовать развитию социально значимых умений и навыков для жизни в обществе.

Список литературы:

Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с н Борякова Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду (организационный аспект). / Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына. - М., 2004.

Гуменная Г.С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи - М., 2001.

Зайцев И.С. Социальная адаптация детей с нарушениями речи. // Дефектология. – 2003. – № 5. – С.107-115.

Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике. // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. – СПб., 2008.

Просмотров работы: 9