Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций. [3] |
||
Проблемным называют обучение потому, что организация учебного |
процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система методов при этом направлена на всестороннее развитие школьника, его познавательных потребностей, на формирование интеллектуально активной личности, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением.
Проблемная ситуация прежде всего характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знании о предмете, способах или условиях выполнения задания. Главный элемент проблемной ситуации - неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия. [1]
Рассмотрим проблемную ситуацию на примере изучения стихотворения С. А. Есенина «Белая берёза», которое изучается в программе
Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.А. Виноградской,
М.В. Бойкина «Литературное чтение» во втором классе [2]:
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом, Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти Белой бахромой.
И стоит береза В сонной тишине,
И горят снежинки В золотом огне.
А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки
Новым серебром.
Перед описанием этапов работы с использованием проблемных вопросов на уроке литературного чтения, целесообразно провести анализ произведения.
Произведение «Берёза» было написано поэтом в 1913-ом году, когда ему было всего восемнадцать лет. Название стихотворения Есенина «Берёза», казалось бы, выглядит слишком просто, но это совсем не так. Поэт вкладывал в название глубокий смысл. Как и для многих других творческих людей, для Есенина берёза – это не просто дерево, она очень символична. Во-первых, берёза для Есенина – это символ России, которую он бесконечно любил! Вовторых, неоднократно в своём творчестве поэт сопоставлял ей образ женщины.
Стихотворение Есенина «Берёза» — это немного грустное, очень красивое и трогательное описание пейзажа, которым любуется лирический герой произведения из своего окна. И несмотря на то, что основное в этом произведении – описание пейзажа, мы всё же видим и самого лирического героя. Скорее всего, это ещё юный человек, ибо подобным образом восторгаться старому человеку невозможно. Лирический герой стихотворения Есенина «Берёза» очень любит природу, он способен видеть красоту, любоваться ей. Автор также подчеркивает, что берёза именно «белая», а этот цвет символизирует чистоту и невинность, возрождение и юность. В этом лирическом произведении природа оживает, приобретает свои черты и характер. Берёзка словно прекрасная, юная девушка стоит в пушистой шубке и радует взгляд.
Стихотворение «Берёза» небольшое по объёму, однако оно изобилует художественно-выразительными средствами языка. Безусловно, здесь присутствует олицетворение: берёза «принакрылась» и заря, «обходя кругом, обсыпает». Живые и яркие образы создаются за счёт эпитетов: «пушистых» ветках, «сонная» тишина, «золотой» огонь. Кроме того, поэт использует метафоры, например: «На пушистых ветках/ Снежною каймой/ Распустились кисти/ Белой бахромой». Для описания снега автор выбрал сравнение «точно серебром». Мелодичность строк достигается во многом благодаря ассонансу, тут делается акцент на гласные звуки «е», «о», «и».
Используя результаты анализа произведения, подберём ряд проблемных вопросов, которые могут быть использованы на уроке литературного чтения во 2 классе.
Выделяются три этапа работы над произведением:
первичный синтез,
анализ,
вторичный синтез.
Для начала необходимо познакомить учащихся с самим автором произведения. Рассказать о его творчестве.
На этапе первичного синтеза проходит подготовка к восприятию текста. Следует начать беседу с рассуждения над названием произведения. Необходимо задавать проблемные вопросы, например:
-Почему так называется стихотворение? (Берёза является символом России)
-О чем будет говориться в данном стихотворении? (О берёзе)
Также перед прочтением произведения необходимо объяснить значение слов, которые неизвестны детям. Например:
кисть - пучок нитей, служащих для украшения чего-либо;
бахрома - тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей;
кайма - полоса по краю какого-либо предмета, ткани и т.п., отличающаяся цветом, узором, материалом.[4]
На этапе анализа раскрывается главная мысль произведения, анализ изобразительных средств, выясняются мотивы произведения.
На этом этапе необходимо включать в беседу такие вопросы:
-Какими красками нарисовано это стихотворение? (Белыми, чёрными, серебристыми, бледно-розовыми)
-У какого времени года эти краски? (Зима)
Какой период времени стоит берёза в сонной тишине? (От утренней зари, до вечерней.)
Какие строчки помогли ответить на этот вопрос? (А заря, лениво обходя кругом…)
Почему зимнюю зарю поэт называет ленивой? (Заря начинается позднее, чем летом и не такая яркая.)
На этапе вторичного синтеза происходит уточнение идеи произведения, раскрытие композиции произведения, анализ изобразительных средств.
Подберём несколько проблемных вопросов, используемых на этапе вторичного синтеза:
-Какая красивая берёза получилась у С.А. Есенина. При помощи чего он сумел передать её красоту? (При помощи выразительных средств).
-Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт?
(Эпитет, олицетворение, метафора, сравнение).
-Почему же можно объединить Родину, Есенина, берёзу? (С. Есенин исконно русский поэт, которого называли певцом русской природы)
Таким образом, изучение стихотворения С. А. Есенина «Белая берёза» во 2 классе с использованием технологии проблемного обучения, создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить и побуждает их к творческой деятельности.
Литература
Образовательные технологии. Проблемное обучение. [Электронный ресурс] – Режим доступа :https://infourok.ru/obrazovatelnie-tehnologiiproblemnoe-obuchenie-696439.html
Климанова, Л. Ф. Литературное чтение, 2 класс, (в двух частях) часть 1, 6-е издание, Москва «Просвещение», 2015.
Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы[Электронный каталог] – Режим доступа : http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/Id Notice:10022/Source:default
Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю.
Шведова. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2007. – 466 с.