Многогранники – это важная тема в школьном курсе геометрии. Они составляют, можно сказать, центральный предмет стереометрии. Изучение параллельных и перпендикулярных прямых и плоскостей, двугранных углов и другое, так же как введение векторов и координат, – все это только начала стереометрии, подготовка средств для исследования ее более содержательных объектов – главным образом тел и поверхностей.
Стандартные многогранники рассматриваются еще в пятом классе (если брать учебник А. Г. Мерзляка «математика 5 класс», тема многогранники рассматривается на странице 145 в теме «прямоугольный параллелепипед»). В этом учебнике в первый раз в основной школе рассказывается о первых многогранниках, о параллелепипеде и пирамиде. Ученику не понятно, что из себя представляет параллелепипед. Ему сначала кажется, что это очень длинное и непонятное слово. Но после демонстрации учителем моделей многогранников, ученику становится понятна визуальная составляющая многогранника.
Но все же у многогранников есть множества свойств, которые затруднительно продемонстрировать на обычной трехмерной модели. Также вызывает затруднение тот факт, что учащимся приходится изображать проекции многогранников в тетради, то есть двумерные изображение увиденных трехмерных моделей.
На помощь могут прийти компьютерные технологии. Чем же они будут полезны? Во-первых, это визуализация. Как уже было сказано ранее, важно научить ученика представлять многогранник по его проекции. С использованием мультимедийных средств можно качественно показать проекцию геометрического тела на экране. Учащийся лучше поймет, как необходимо построить многогранник на листе после демонстрации на экране.
Опишем, как например, с помощью программы «DG-геометрия» можно закрепить тему многогранников.
Рис. 1. Приложение DG-геометрия
Эта программа подходит не только для обрисовки геометрических тел, но и для решения задач.
Рис.2. Панель инструментов
Основной функцией программы является визуальное представление правильных многогранников, их построение в пространстве и отображении в плоскостях. Можно изучать свойства фигур. На основе этой программы можно закрепить материал, решать задачи на свойства многогранников, изменять их размеры и многое другое. Такая программа подходит для закрепления материала, когда вся тема изучена и можно заняться визуальными задачами.
Возникает вопрос: как же ввести эти компьютерные технологии в методике обучения многогранников? Я думаю, что хорошим шагом в изучении многогранников станет именно закрепление материала с использованием компьютерной программы «DG-геометрия» или любого другого аналогичного приложения. Объяснение нового материала, конечно, лучше показать на настоящих моделях и на проекции. Затем, отвести несколько уроков на построение объектов, на решение задач с использованием многогранников в тетради, а затем уделить время на решение визуальных задач с использованием компьютерных программ, как например, «DG-геометрия». В итоге получится очень содержательная и метапредметная реализация темы. Причем, именно по такой методике изучения многогранников можно обучать не только в основной школе (5 класс по учебнику А. Г. Мерзляка), но и в старшей школе, когда начинается тема введение в стереометрию и говорится о более сложных многогранниках. Не в каждой школе может найтись модель того или иного многогранника. Компьютерные технологии позволяют не только наглядно продемонстрировать свойства различных фигур, но и решать задачи школьного курса геометрии.
Список использованной литературы:
1. Математика: 5 класс : учебник для учащихся в общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир – 2-е изд., перераб. – М. : Вентанаграф, 2016. 304с. : ил.
2. Изучение правильных многогранников с использованием программы «DG-геометрия» [Электронные ресурс] – режим доступа:https://videouroki.net/razrabotki/izuchieniie-pravil-nykh-mnoghoghrannikov-s-ispol-zovaniiem-proghrammy-dg-ghieomi.html - загл. с экрана (дата обращения 25.03.2019)