Россия, по территориальным показателям, самая крупная стране в мире, однако демографическая ситуация в настоящее время в ней сложная. Речь идет о ежегодном превышении количества умершего населения над количеством родившегося населения.
При этом эксперты Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при президенте Российской Федерации отмечают, что при общем снижении рождаемости наблюдается рост рождаемости в семьях третьего и последующих детей, особенно в регионах с относительно неблагополучным социально-экономическим положением населения.
По данным Росстата в России на сегодняшний день число многодетных семей из всех семей с детьми приближается к 10%.
В Российской Федерации, согласно федеральному закону « О государственной поддержке многодетных семей», многодетной семьей считается семья, в которой воспитываются трое и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы, приемные или официально усыновленные [1].
Холостова Е.И. считает возможным распределение многодетной семьи на четырекатегории:
К первой категории относятся семьи, многодетность в которых запланирована.
Вторую категорию представляют семьи, образовавшиеся в результате повторных браков матери или отца, в которых в последующем рождаются совместные дети.
К третьей категории относятся семьи, в которых родители не планировали иметь семью и дети появились по причине невозможности прервать беременность по разным причинам, в том числе медицинским.
Четвертую категорию составляют неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, асоциального образа жизни, интеллектуально – психического уровня развития [5, с.511].
Специалист в области социальной философии и социологии Павленок П.Д. предложил типологию многодетной семьи по признаку социальной активности и определил их в три типа:
- молодые неопытные родители, социально не адаптированные и нервные, не имеющие поддержку со стороны своих родителей или же избалованные и безответственные;
- работящие семьи с крепкой материальной базой, упорно избегающие внешних контактов и только в случае сильной материальной и деловой заинтересованности проявляют социальную активность;
- социально активные семьи, как правило, зачинщики социальных инициатив, охотно делятся личным социальным и педагогическим опытом.
Очевидно, что каждая многодетная семья нуждается в помощи со стороны государства и общества, независимо от степени его благополучия.
В свете данных обстоятельств, стремясь улучшить «вопрос нашего будущего», на государственном уровне рассматривается проблема демографического положения страны. Так Общественная палата России подготовила доклад «Демография -2024. Как обеспечить естественный прирост населения Российской Федерации ». В данном докладе описаны возможные наиболее быстрые пути улучшения демографической ситуации в нашей стране.
В основе своей многодетные семьи испытывают примерно те же проблемы, что и другие семьи, имеющие детей [3, с.126].
Большинство исследователей и специалистов в области семейной политики главной проблемой многодетных семей считают недостаточную материальную обеспеченность. Чем больше число проживающих в семье детей, тем ниже доход на каждого члена семьи .
Не менее серьезны жилищно - бытовые проблемы многодетных семей. Жилищно - бытовые условия оказывают прямое влияние на развитие, физическое состояние детей и насколько комфортно их пребывание в семье. В настоящее время многие молодые многодетные семьи не имеют своего жилья, в связи с этим вынуждены арендовать его.
Проблемы со здоровьем у детей из многодетной семьи часто являются следствием тяжелого материального состояния, невозможностью в достаточной степени выделять материальные средства для ухода за детьми, а при необходимости и определенного лечения. Также невозможности заболевшему ребенку уделять достаточного внимания из-за наличия других детей и совместного пребывания всех членов семьи в относительно малом пространстве, вследствие чего заболевший ребенок может заразить других.
Не является исключением в многодетной семье проблемы в сфере образования. Это связано с тем, что в многодетных семьях меньше условий и возможностей для дополнительного обучения и развития детей.
Очень часто в многодетных семьях проявляется проблема взаимоотношений детей между собой, детей и родителей, родителей между собой. Необходимость старших детей зачастую помогать родителям по хозяйству, перекладывание родителями на них непомерных «взрослых обязанностей», случаи отказа от чего-либо в пользу младших детей, приводят к ухудшению отношений между детьми разных возрастов. Высокая загруженность родителей в ходе ухода за детьми и на работе влияет на внутрисемейные отношения.
Высока вероятность столкновения многодетных семей с проблемами юридического или правового характера. Отсутствие или недостаточность знаний о том, что по закону имеют право на получение тех или иных выплат, какие документы и куда предоставить.
И следствие всего вышесказанного можно выделить проблемы воспитания детей в многодетных семьях. На это влияет социально- экономическое положение, круг интересов семьи и морально- психологическая атмосфера в семье, уровень образования и культуры родителей, скудная культурно – досуговая программа в семье.
Специализированную помощь многодетным семьям в первую очередь оказывают местные социальные службы, в последнее время и многофункциональные центры на местах, также учреждения здравоохранения, центры занятости населения, дошкольные и общеобразовательные учреждения, различные детские и юношеские организации и др. Их задача – оказание материальной, адресной, натуральной, психологической помощи при наступлении различных социальных рисков, их профилактика, выявление и предупреждение
Для эффективного решения выявленных проблем многодетной семьи на законных основаниях, вышеперечисленные учреждения в своей деятельности применяют многочисленные технологии социальной работы - социальную диагностику, социальную экспертизу, социальную профилактику, социальное консультирование, социальное прогнозирование, социальная адаптация, социальную абилитацию, социальную реабилитацию, социальную диспансеризацию, социальную терапию и др.
В современной действительности очевидна необходимость разработки и внедрения инновационных технологий социальной работы с разными категориями населения, в том числе и с многодетными семьями, для эффективного решения широкого спектра проблем.
Инновацияв социальной сфере рассматривается не просто как обновление, исходя от значения данного латинского слова, а как сознательная деятельность по конструированию нового и его внедрению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта.
Инновационные социальные технологии - это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе [4, с. 96].
В настоящее время одними из наиболее распространенных инновационных социальных технологий в работе с многодетными семьями особую популярность получили социальные программы и социальные проекты.
Социальная программа – эторазрабатываемый и реализуемый отдельным человеком, организацией, государством или обществом комплекс задач и мероприятий,действия по внедрению и продвижения новшеств, направленных на улучшение качества жизни льготных категорий населения.
Социальный проект - этосконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно – временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению [2, с.36].
Социальное проектирование – это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам.
Социальные проекты имеют свою типологию, их достаточно большое количество, разделяющихся по разным признакам. Рассмотрим типологию социальных проектов, предложенную Луковым В.А.
Типы социального проекта по характеру проектируемых изменений:
- инновационные социальные проекты (внедрение принципиально новых разработок);
- поддерживающие социальные проекты (реанимационные или реставрационные).
Автор выделил следующие типы социального проекта по направлениям деятельности:
- образовательные социальные проекты (предоставление образовательных услуг);
- научно- технические социальные проекты (затрагивающие общественную жизнь, например, интернет - услуги);
- культурные социальные проекты (если направленность социокультурного проекта совпадает с духовными и интеллектуальными поисками общества );
Типы социального проекта по особенностям финансирования:
- инвестиционные (с целью извлечения прибыли и получения максимальной прибыли);
- спонсорские (предоставление средств в поддержку проекта, при его последующей рекламы или презентации);
- кредитные (предоставление финансовых средств с гарантией кредитному учреждению);
- бюджетные (за счет средств федерального или местного бюджета);
- благотворительные (меценатство, обеспечение проекта средствами без коммерческих задач).
Типы социального проекта по их масштабам бывают:
- микропроекты (выражение индивидуальной инициативы для себя и своих, не требует внешнего финансирования и специального оборудования);
- малые социальные проекты (для небольшого количества потребителей, не требует крупного финансирования);
- мегапроекты (целевые программы из нескольких взаимосвязанных проектов).
По мнению Лукова В.А., типы социального проекта по срокам реализации делятся на:
- краткосрочные социальные проекты (1-2 лет);
- среднесрочные социальные проекты (3-5лет);
- долгосрочные социальные проекты (10-15 лет) [2, с.49].
В Российской Федерации существуют успешные региональные практики, направленные на присмотр и уход за детьми дошкольного возраста из семей как многодетных, так и малодетных. Так в ульяновской области в 2018 году, по поручению Губернатора Сергея Морозова, был разработан проект «Социальная няня». С 2019 года регион стал пилотной площадкой по обучению «социальных нянь». Суть проекта заключается в том, чтобы семье, которая по разным причинам нуждается в кратковременном освобождении от ухода за ребенком, временно прикрепляется социальный работник. В это время члены этой семьи имеют возможность заниматься своими делами. Услуга «Социальная няня» предоставляется при согласии на индивидуальную программу получения социальных услуг как однократно, так и на срок до полугода в течении четырех часов в день, но не больше трех раз в неделю.
Услуга «Социальная няня» на данное время запущена в пилотном режиме в Ульяновске на базе комплексного центра социального обслуживания населения «Исток». Данная услуга платная и согласно данным разработанных документов, будет обходиться семье чуть более ста рублей за час работы.
Для решения демографической проблемы нашей страны учреждениям социального обслуживания населения, предоставляющим социальные услуги, государству и обществу необходимо всячески содействовать устранению экономических, жилищно – бытовых, психолого – педагогических, медицинских проблем многодетных семей.
С этой целью, наряду с применением различных «традиционных» технологий социальной работы с многодетными семьями, необходимо разработать и внедрить инновационные технологии социальной работы. Такие инновационные социальные технологии как, социальные программы и социальные проекты достаточно разнонаправлены и затрагивают наиболее значимые проблемы многодетных семей.
Применение проектных технологий в социальной работе с многодетными семьями позволяет повысить эффективность деятельности всей системы социальной работы с многодетными семьями.
Литература
Федеральный Закон от 17 ноября 1999 г. №138 « О государственной поддержке многодетных семей», с внесенными изменениями от 14 июня 2011г.
Луков, В.А. Социальное проектирование: учеб.пособие. – 7-е изд.-М.: изд-во Московского гуманитарного университета, Флинта, 2007.-240с.
Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учеб. пособие /П.Д.Павленок, М.Я.Руднева . – М.:ИНФА-М,2009.- 272с.
Холостова, Е.И. Технологии социальной работы : учеб. / под общ. ред. Проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 400 с.
Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие /Е.И.Холостова. 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2007, -668с.